Транспорт общественный
- Aml
- Сообщения: 16662
- Зарегистрирован: 23 окт 2004, 00:10
- Настоящее имя: Сергей Амелин
- Откуда: Смоленск, Николаева
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 59 раз
Про общественный транспорт в Смоленске
Будущее городского транспорта
Проблемы с общественным транспортом в Смоленске, впрочем, как и в других городах, существовали всегда. Правда, раньше они наиболее остро проявлялись только в «час пик». Ну и были перебои с движением трамваев, вызванных какой-нибудь аварией. Но все-таки трамваи, троллейбусы и автобусы вполне справлялись со своей задачей – вывезти пассажиров из любого района города.
В 90-е годы «экономических реформ» муниципальный транспорт как и жилищно-коммунальное хозяйство постиг жесточайший кризис. Обусловлен он был в основном популистским характером социальной политики того времени. Льготы (в том числе и на проезд в общественном транспорте) государство раздавало направо и налево. И вскоре большинство пассажиров общественного транспорта обзавелись различными «корочками», дававшими право на бесплатный проезд. Причем, помимо массы вполне официальных документов расплодилось масса подделок – при гигантском количестве льготников вероятность попасться была минимальной. А вероятность понести за это наказание вообще стремилась к нулю. Поэтому больше половины пассажиров за проезд не платили. Соответственно выручка предприятий муниципального транспорта уменьшилась вдвое по сравнению с экономически обоснованной. И они резко стали убыточными. А компенсировать эти убытки государство не торопилось – были проблемы и «поважнее». Общественный транспорт начал тихо загибаться. Денег не хватало даже на текущий ремонт и выплату зарплаты. Постоянно дорожающие энергоносители тоже внесли свою лепту в развал муниципального пассажирского транспорта. А тут еще дефолт сделал кредит, взятый на закупку автобусов, непосильным ярмом, на долгие годы сделавшим практически невозможным закупку новой техники. Да и сам факт закупки «Мерседесов» нельзя назвать очень удачной идеей. Уж больно дорого обходится эксплуатация и ремонт. «Мерседес» есть «Мерседес». Автомобилисты прекрасно представляют себе уровень цен на его запчасти.
В результате число трамваев, троллейбусов и автобусов на маршрутах города начало заметно сокращаться. Достаточно сказать, что в настоящее время на 30 автобусных маршрутов приходится в среднем 30 автобусов. По одному на маршрут. Несложно подсчитать, за сколько времени автобус делает полный круг по маршруту – от 30 мин до полутора часов. Кто ж его будет ждать? Но, как и положено в рыночной экономике, тут же появились конкуренты – маршрутки. Их появление на улицах города сыграло двоякую роль. С одной стороны, они в кризисной ситуации все-таки смогли решить проблему пассажирских перевозок. По крайней мере – снять ее остроту. С другой стороны, они поставили муниципальный транспорт в еще худшие условия, оттянув на себя существенную часть пассажиров, ездивших в муниципальном транспорте за плату. Получилось, что удел муниципального транспорта - почти исключительно льготники. И без того плохое финансовое состояние городских транспортных предприятий стало еще хуже. Многие уже начали поговаривать о том, что скоро им вообще придет конец. Однако, участившиеся аварии с «маршрутками» и некоторые попытки государства навести порядок в этой отрасли дали основание полагать, что не все так однозначно. Существует мнение о необходимости запрета этого не самого безопасного в городских условиях вида транспорта. Или, по крайней мере, его существенного ограничения. «Газелям» предлагается оставить лишь пригородные перевозки. Конструктивно они обеспечивают большую безопасность именно на таких маршрутах. Но пока это только мнение. Хотя само по себе - это уже повод для размышления, что может быть дальше. Тем более, что монетизация льгот создает более благоприятные условия для существования в городах классического общественного транспорта.
Перспективы развития муниципального транспорта в Смоленске комментирует начальник Управления промышленности, транспорта и связи Администрации города Сергей Александрович Киселев:
«Безусловно, слухи о том, что Смоленск в скором времени останется без муниципального транспорта не соответствуют действительности. Более того, именно в развитии системы классического общественного транспорта мы видим будущее города. Ведь маршрутки, обладая рядом неоспоримых преимуществ, имеют и существенные недостатки. Низкая безопасность – не единственный из них. Существенная проблема – обеспечение вывоза людей в «часы пик». С этой задачей «маршрутки» не смогут справиться принципиально. Ведь уже сейчас их так много, что район Колхозной площади превратился в гигантский отстойник. И все равно, в «часы пик» всех вывезти не могут. А днем водители по часу и более ждут очереди уйти в рейс. Да и следить за соблюдением всех правил сотнями машин 21-го перевозчика очень трудно. Отсюда – масса жалоб.
Совсем отказаться от маршруток нам вряд ли удастся. Хотя и такие примеры существуют. Совсем рядом, в Пскове, маршруток нет совсем. Зато там на 200 тыс. жителей – 250 автобусов. А у нас – всего 135. Из них в рейс выходит только 55, а на городские маршруты - 28-30. Поэтому в Смоленске муниципальный общественный транспорт и маршрутки будут существовать, дополняя друг друга. При правильной организации схем и графиков движения это вполне возможно. К примеру, основную нагрузку в «часы пик» возьмут на себя автобусы. А в середине дня и в вечернее время, когда пассажиров немного и гонять пустые автобусы экономически неэффективно, с перевозками вполне справятся и «Газели». Да и автобусы целесообразно иметь с разной вместимостью, выпуская их на маршруты в соответствующее время.
Пока это только планы. Но монетизация льгот, судя по всему, вполне может позволить их выполнить. Уже сейчас Смоленском серьезно интересуются инвесторы из Тулы и Москвы. У нас их привлекает неплохая материально-техническая база муниципальных предприятий (депо, мастерские), допускающая обслуживание существенно большего количества техники. Поэтому вполне возможно создание совместных предприятий. Ведь купить необходимое количество техники мы не в состоянии. По самым скромным подсчетам, для обеспечения пассажирских перевозок в Смоленске требуется дополнительно 42 автобуса, 16 троллейбусов и 12 трамваев. Но это – по самым скромным подсчетам. Фактически троллейбусы надо заменить все – они уже давно выработали предельный ресурс и выходят на линию благодаря постоянным усилиям ремонтников. Близкая ситуация и с автобусами.
Эти планы – пока в перспективе. Но мы и сейчас не сидим сложа руки. Активно идет работа по оптимизации движения пассажирского транспорта. Специализированной организацией по нашему заказу будет разрабатываться общая схема движения транспорта в городе Смоленске, которой нет до сих пор. Ведь за последние годы изменилось и количество транспортных средств на наших улицах, и основные направления движения. Не исключено, что проведенные исследования приведут к тому, что нам совместно с ГИБДД придется пересматривать существующее положение с ограничениями проезда, знаками, светофорами и т.п. Занимаемся мы и решением проблемы перевозок людей между крупными районами города. В частности, планируется пустить автобус-полуэкспресс, который обеспечит беспересадочное сообщение между Покровкой и Киселевкой. Понемногу закупает технику автоколонна 1308.
Проблема с выплатой кредита за закупленные в 90-е годы автобусы тоже наконец-то нашла решение – заключено Соглашение, согласно которому часть этого долга будет гаситься из областного бюджета.
Муниципальным предприятиям, несмотря на сложные экономические условия, в этом году удалось сэкономить около 6 млн. рублей бюджетных средств. Мы ходатайствовали перед Администрацией области и городским Советом о получении разрешения направить эти сэкономленных средства на закупку троллейбусов. Если такое разрешение будет, то мы готовы уже в ноябре провести конкурс и тогда к концу года смоляне смогут получить три новых троллейбуса».
Так что известие о безвременной кончине муниципального транспорта преждевременно. Но и бурного развития вряд ли стоит ожидать. Цены на ГСМ растут как на дрожжах. В Смоленске самая высокая в ЦФО цена на электроэнергию для муниципальных транспортных предприятий, что тоже оптимизма не добавляет. В связи с этим, уже сейчас планируется повышение цен на билет до 5 руб. Правда, проездные подорожать не должны. Но уже при такой цене конкуренция со стороны владельцев маршруток будет достаточно жесткая. А может, это и хорошо. Ведь конкуренция по общемировым законам приводит к улучшению качества услуг. Может, здесь мы не исключение?
Сергей Амелин, "Смоленская газета"
Проблемы с общественным транспортом в Смоленске, впрочем, как и в других городах, существовали всегда. Правда, раньше они наиболее остро проявлялись только в «час пик». Ну и были перебои с движением трамваев, вызванных какой-нибудь аварией. Но все-таки трамваи, троллейбусы и автобусы вполне справлялись со своей задачей – вывезти пассажиров из любого района города.
В 90-е годы «экономических реформ» муниципальный транспорт как и жилищно-коммунальное хозяйство постиг жесточайший кризис. Обусловлен он был в основном популистским характером социальной политики того времени. Льготы (в том числе и на проезд в общественном транспорте) государство раздавало направо и налево. И вскоре большинство пассажиров общественного транспорта обзавелись различными «корочками», дававшими право на бесплатный проезд. Причем, помимо массы вполне официальных документов расплодилось масса подделок – при гигантском количестве льготников вероятность попасться была минимальной. А вероятность понести за это наказание вообще стремилась к нулю. Поэтому больше половины пассажиров за проезд не платили. Соответственно выручка предприятий муниципального транспорта уменьшилась вдвое по сравнению с экономически обоснованной. И они резко стали убыточными. А компенсировать эти убытки государство не торопилось – были проблемы и «поважнее». Общественный транспорт начал тихо загибаться. Денег не хватало даже на текущий ремонт и выплату зарплаты. Постоянно дорожающие энергоносители тоже внесли свою лепту в развал муниципального пассажирского транспорта. А тут еще дефолт сделал кредит, взятый на закупку автобусов, непосильным ярмом, на долгие годы сделавшим практически невозможным закупку новой техники. Да и сам факт закупки «Мерседесов» нельзя назвать очень удачной идеей. Уж больно дорого обходится эксплуатация и ремонт. «Мерседес» есть «Мерседес». Автомобилисты прекрасно представляют себе уровень цен на его запчасти.
В результате число трамваев, троллейбусов и автобусов на маршрутах города начало заметно сокращаться. Достаточно сказать, что в настоящее время на 30 автобусных маршрутов приходится в среднем 30 автобусов. По одному на маршрут. Несложно подсчитать, за сколько времени автобус делает полный круг по маршруту – от 30 мин до полутора часов. Кто ж его будет ждать? Но, как и положено в рыночной экономике, тут же появились конкуренты – маршрутки. Их появление на улицах города сыграло двоякую роль. С одной стороны, они в кризисной ситуации все-таки смогли решить проблему пассажирских перевозок. По крайней мере – снять ее остроту. С другой стороны, они поставили муниципальный транспорт в еще худшие условия, оттянув на себя существенную часть пассажиров, ездивших в муниципальном транспорте за плату. Получилось, что удел муниципального транспорта - почти исключительно льготники. И без того плохое финансовое состояние городских транспортных предприятий стало еще хуже. Многие уже начали поговаривать о том, что скоро им вообще придет конец. Однако, участившиеся аварии с «маршрутками» и некоторые попытки государства навести порядок в этой отрасли дали основание полагать, что не все так однозначно. Существует мнение о необходимости запрета этого не самого безопасного в городских условиях вида транспорта. Или, по крайней мере, его существенного ограничения. «Газелям» предлагается оставить лишь пригородные перевозки. Конструктивно они обеспечивают большую безопасность именно на таких маршрутах. Но пока это только мнение. Хотя само по себе - это уже повод для размышления, что может быть дальше. Тем более, что монетизация льгот создает более благоприятные условия для существования в городах классического общественного транспорта.
Перспективы развития муниципального транспорта в Смоленске комментирует начальник Управления промышленности, транспорта и связи Администрации города Сергей Александрович Киселев:
«Безусловно, слухи о том, что Смоленск в скором времени останется без муниципального транспорта не соответствуют действительности. Более того, именно в развитии системы классического общественного транспорта мы видим будущее города. Ведь маршрутки, обладая рядом неоспоримых преимуществ, имеют и существенные недостатки. Низкая безопасность – не единственный из них. Существенная проблема – обеспечение вывоза людей в «часы пик». С этой задачей «маршрутки» не смогут справиться принципиально. Ведь уже сейчас их так много, что район Колхозной площади превратился в гигантский отстойник. И все равно, в «часы пик» всех вывезти не могут. А днем водители по часу и более ждут очереди уйти в рейс. Да и следить за соблюдением всех правил сотнями машин 21-го перевозчика очень трудно. Отсюда – масса жалоб.
Совсем отказаться от маршруток нам вряд ли удастся. Хотя и такие примеры существуют. Совсем рядом, в Пскове, маршруток нет совсем. Зато там на 200 тыс. жителей – 250 автобусов. А у нас – всего 135. Из них в рейс выходит только 55, а на городские маршруты - 28-30. Поэтому в Смоленске муниципальный общественный транспорт и маршрутки будут существовать, дополняя друг друга. При правильной организации схем и графиков движения это вполне возможно. К примеру, основную нагрузку в «часы пик» возьмут на себя автобусы. А в середине дня и в вечернее время, когда пассажиров немного и гонять пустые автобусы экономически неэффективно, с перевозками вполне справятся и «Газели». Да и автобусы целесообразно иметь с разной вместимостью, выпуская их на маршруты в соответствующее время.
Пока это только планы. Но монетизация льгот, судя по всему, вполне может позволить их выполнить. Уже сейчас Смоленском серьезно интересуются инвесторы из Тулы и Москвы. У нас их привлекает неплохая материально-техническая база муниципальных предприятий (депо, мастерские), допускающая обслуживание существенно большего количества техники. Поэтому вполне возможно создание совместных предприятий. Ведь купить необходимое количество техники мы не в состоянии. По самым скромным подсчетам, для обеспечения пассажирских перевозок в Смоленске требуется дополнительно 42 автобуса, 16 троллейбусов и 12 трамваев. Но это – по самым скромным подсчетам. Фактически троллейбусы надо заменить все – они уже давно выработали предельный ресурс и выходят на линию благодаря постоянным усилиям ремонтников. Близкая ситуация и с автобусами.
Эти планы – пока в перспективе. Но мы и сейчас не сидим сложа руки. Активно идет работа по оптимизации движения пассажирского транспорта. Специализированной организацией по нашему заказу будет разрабатываться общая схема движения транспорта в городе Смоленске, которой нет до сих пор. Ведь за последние годы изменилось и количество транспортных средств на наших улицах, и основные направления движения. Не исключено, что проведенные исследования приведут к тому, что нам совместно с ГИБДД придется пересматривать существующее положение с ограничениями проезда, знаками, светофорами и т.п. Занимаемся мы и решением проблемы перевозок людей между крупными районами города. В частности, планируется пустить автобус-полуэкспресс, который обеспечит беспересадочное сообщение между Покровкой и Киселевкой. Понемногу закупает технику автоколонна 1308.
Проблема с выплатой кредита за закупленные в 90-е годы автобусы тоже наконец-то нашла решение – заключено Соглашение, согласно которому часть этого долга будет гаситься из областного бюджета.
Муниципальным предприятиям, несмотря на сложные экономические условия, в этом году удалось сэкономить около 6 млн. рублей бюджетных средств. Мы ходатайствовали перед Администрацией области и городским Советом о получении разрешения направить эти сэкономленных средства на закупку троллейбусов. Если такое разрешение будет, то мы готовы уже в ноябре провести конкурс и тогда к концу года смоляне смогут получить три новых троллейбуса».
Так что известие о безвременной кончине муниципального транспорта преждевременно. Но и бурного развития вряд ли стоит ожидать. Цены на ГСМ растут как на дрожжах. В Смоленске самая высокая в ЦФО цена на электроэнергию для муниципальных транспортных предприятий, что тоже оптимизма не добавляет. В связи с этим, уже сейчас планируется повышение цен на билет до 5 руб. Правда, проездные подорожать не должны. Но уже при такой цене конкуренция со стороны владельцев маршруток будет достаточно жесткая. А может, это и хорошо. Ведь конкуренция по общемировым законам приводит к улучшению качества услуг. Может, здесь мы не исключение?
Сергей Амелин, "Смоленская газета"