Вся статья интересная, рекомендую.
Я нейрофизиолог и в течение более 25 лет, занимался изучением памяти. Что, каким образом в памяти формируется, извлекается, хранится. Надо сказать, что память по мнению большого числа психологов и нейрофизиологов, в 20 веке в науке о памяти заменила и стала научным выражением представления о душе человека. Действительно, если мы подумаем о том, где мы окажемся, если нашу память пересадят в другое тело, в старом теле или новом, то короткое размышление подсказывает, что мы путешествуем с нашим субъективным опытом и памятью.
Но другой стороной этого является вопрос, а где происходит контроль этого процесса психикой и разумом? Как разум вступает в контакт с физическим телом? И это проблема дуализма. С этой проблемой сталкивались многие другие, но мы в начале обратимся к обратному процессу – выведению сознания и разума из природы, и методов исследования точных наук учеными со стороны физики.
молекулярная генетика, раскрыв многие химические законы на уровне отдельных молекул, не разрешила наших сомнений относительно того, как выразить на языке молекулярной биологии такие понятия, как сознание, разум, знание, логическое мышление, истина.
Попытки дуалистического решения этого разделения разума и природы, существовали и существуют по настоящее время. Например один из великих нейрофизиологов 20 века Джон Эклс, открыв массу закономерностей в тонком строении операций нервной системы и получив Нобелевскую премию в 63 году за открытие механизмов синаптической передачи, всю жизнь интересовался вопросом о сознании, но решал он его ровно в этой дуалистической традиции. К концу жизни он начал сотрудничать с немецким физиком Фридрихом Беком, и развил теорию, что наш мозг не обладает сознанием как таковым, но сознание способно вступать в контакт с нервными клетками через квантовые эффекты выделения синаптических медиаторов молекул, которые передают нервные импульсы в этих структурах, дендронах. Это сходящиеся вместе отростки пирамидных клеток коры головного мозга, которые как бы служат модулями для входа духа и сознания, контакт с физическим телом.
Другой выдающийся физик и математик нашего времени, Роджер Пенроуз, выступил в литературе в течение последних двадцати лет с несколькими монографиями, в которых утверждает, что разумные процессы не объясняются вычислительными свойствами нервной системы, и поэтому сознание должно иметь некие особые свойства и через квантовые эффекты.
Я думаю, что есть другие столпы и предшественники сегодняшнего научного подхода к изучению сознания. Первым из них был безусловно Чарльз Дарвин. Когда мы больше узнаем о Дарвине, например, после публикации всех его записных книжек, огромный проект который шел в течении 20 лет в Кембриджском университете, и теперь это все можно увидеть в библиотеке онлайн. Мы начинаем понимать, что Дарвин также глубоко задумывался о происхождении разума мозга и сознания и его биологических основах, как он думал о биологических основах эволюции. Вместе со своими записными книжками, которые были более известны, были опубликованы его внуком, касавшимся теории эволюции, он вел другую книжку, которая называлась М — Метафизическая книжка. В ней он начал вести записи своих разговоров с отцом, по поводу разума, его происхождения и продолжал вести ее в течение многих лет.
Но вот интересно, что в тот момент, когда он сделал свою знаменитую запись, по поводу теории естественного отбора в 38 году, здесь мы видим его молодым, приблизительно в это время, то в своей записной книжке М, он сделал следующую запись: «Происхождение человека теперь доказано. Метафизика должна процветать. Тот, кто понимает бабуина, животное, мозг животного, сделает больше для метафизики, чем философ».