О корнях антирусских настроений на Западе. Швейцарский депутат и журналист Ги Меттан - о корнях антирусских настроений на Западе
Почему вы решили написать книгу, которую, учитывая ее объем, а также всесторонний анализ русофобии, наверное, стоило бы назвать научным трудом?
Ги Меттан: Две причины. Одна из них семейная. Дело в том, что в 1993 году мы с женой удочерили русскую девочку Оксану, которой сейчас уже 24 года. Счастливое событие в моей жизни подтолкнуло к более внимательному отношению к России и всему, что с ней связано. В частности, меня заинтересовало то, как Россию подают в СМИ мои западные коллеги. Я сразу обнаружил, что ее образ систематически деформируется.
Более поздняя и актуальная причина - украинский кризис, за которым слежу с самого начала и по сей день. Майдан, свержение легитимного президента националистами и ультраправыми, Крым, гражданская война в Донбассе. Я захотел понять, почему западные СМИ говорят о России с таким явным предубеждением, используя затертые клише и стереотипы.
Какое определение могли бы вы дать русофобии?
Ги Меттан: Это предвзятое отношение к России, более того, ненависть, возникшая на почве недоверия и искаженного представления о ней. Причем это нечто, возникшее не в нынешнем или прошлом веке, а гораздо раньше.
Поэтому в названии вашей книги указан исторический период в тысячу лет...
Ги Меттан: Именно так. Хотя само название в некотором роде носит провокационный характер. Решив исследовать это явление, я взялся за изучение документов, исследований, других материалов. И вот что выяснил. Можно считать, что русофобия корнями уходит в XI век, когда произошел раскол христианства на православную и католическую церкви. Три века спустя после падения Рима Карл Великий построил Западную империю в противовес Византии, а в религии должно было быть обеспечено верховенство папы римского над Восточными церквами, чего, заметим, не случилось. Однако антиправославные предрассудки на западе континента, сначала направленные против Византии, распространились и на ее преемницу - Россию, взявшую на себя роль Третьего Рима. Не будем забывать, что тогда религия играла роль идеологическую, являлась "мягкой силой", используемой для реализации геостратегических задач. Те зерна раздора в дальнейшем дали скверные русофобские всходы.
Параллельно с этим я стал разбираться в том, как в прессе, в мозговых центрах, на "фабриках идей" в Вашингтоне, Брюсселе и в других западных столицах формируется антироссийский дискурс на основе предвзятого отношения к Москве. В этом плане выделил бы несколько устоявшихся стереотипов. Во-первых, это то, что Россия является "варварской, деспотической, тоталитарной страной". То есть противоположностью Западу, которому якобы свойственны исключительно свобода, либерализм, демократия, а если монархии, то исключительно просвещенные. Второй стереотип таков: у России захватнические намерения, она только и мечтает, как прибрать к своим рукам чужие территории, поглотить всю Европу. Такие намерения приписывали России еще во времена Петра I, да и во все прочие, включая нынешние. Хотя если мы обратимся к историческим фактам, то увидим, что ведущими колониальными, экспансионистскими державами на протяжении веков были Англия, Франция, Испания.
Вы пишете, что негатив по отношению к России еще в давние времена нашел отражение в записках западных путешественников, побывавших в нашей стране.
Ги Меттан: Их было немало. К примеру, французский астроном Жан Шапп д Отрош, который в 1761 году после поездки в Россию написал отвратительную книгу, не увидев там ничего кроме деспотизма и пыток. Позже, уже в XIX веке, его соотечественник маркиз де Кюстин опубликовал знаменитые рассуждения о России, которые считаются мировой "классикой" русофобии. Так формировалась негативная точка зрения. Причем следует отметить, что это происходило только на европейском западе, в то время как остальные путешественники, в частности из Японии, вполне объективно, не передергивая, рассказывали о России.