Почему это никак? В Смоленске до революции,было несколько детских садов ,причем один даже с катком зимой.Vologda-gda писал(а): Вообще - первое впечатление - детский сад. Проблема в том, что с детскими садами во времена РИ - было никак.
.
Дореволюционные фото Смоленска
- Индиана Джонс
- Сообщения: 34947
- Зарегистрирован: 25 янв 2013, 14:34
- Настоящее имя: Игорь
- Откуда: смоленск
- Благодарил (а): 4260 раз
- Поблагодарили: 1543 раза
Re: Дореволюционные фото Смоленска
Смерть опущенной америке!
-
- Сообщения: 2555
- Зарегистрирован: 06 фев 2011, 16:01
- Настоящее имя: Сергей
- Благодарил (а): 18 раз
- Поблагодарили: 32 раза
Re: Дореволюционные фото Смоленска
тоже была мысль о детсаде, но смутила единообразная форма...а может воспитанники дома призрения?
Жизнь - это прогулка перед сном...вечным сном. Эх...гулять - так гулять!
- Krivich
- Сообщения: 1856
- Зарегистрирован: 04 авг 2004, 09:26
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 24 раза
Re: Дореволюционные фото Смоленска
Нет, не лицом. Это где-то 1969-71ггSash писал(а):Серёж,а мне кажется,что примерно там же...я по бойницам между башнями посчитал...с той же стороны от "орлов" и лицом к ним...правда,я истории с убиранием памятника не знал...Aml писал(а): А после войны его установили уже в другом месте (которое теме и запомнилось)



«Кто прячет прошлое ревниво, тот и с грядущим не в ладу»
Александр Трифонович Твардовский.
Александр Трифонович Твардовский.
- Sash
- Сообщения: 8491
- Зарегистрирован: 21 июл 2009, 17:17
- Откуда: смоленск
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 21 раз
- Контактная информация:
Re: Дореволюционные фото Смоленска
Это я уже понял...о чем и написал...старею,блин...)))))))Krivich писал(а): Нет, не лицом. Это где-то 1969-71гг

- Aml
- Сообщения: 16662
- Зарегистрирован: 23 окт 2004, 00:10
- Настоящее имя: Сергей Амелин
- Откуда: Смоленск, Николаева
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 59 раз
Re: Дореволюционные фото Смоленска
По поводу памятника Кутузову и Вечного огня.
Легенда по имени Кутузовский садик
Легенда по имени Кутузовский садик
Спойлер
Одним из уголков нашего города, который не только органически вписался в исторический ансамбль, но и полюбился не одному поколению смолян, является бульвар памяти героев Отечественных войн. Да, именно так, по моему глубокому убеждению, он должен называться. Правда, исходя из наших традиций, французское слово «бульвар» можно заменить на более близкое нам «сад». Кстати, у смолян с самого начала бытует название – Кутузовский садик. Я не зря заостряю на этом ваше внимание.
Первый парадокс, с которым я столкнулся, заключается в том, что порой именитые историки в солидных трудах (очевидно, не считая это важным), как только не именуют Кутузовский садик, искажают даты, события, допускают ошибки в фамилиях. Но главная пагубность этого в том, что ошибки перекочевывают из одного печатного издания в другое. Это в свою очередь порождает небылицы и легенды, по правде сказать, иногда очень красивые. Приведу только один маленький пример.
Всем известна изданная в Смоленске «Краткая энциклопедия. Смоленск» 1994 г. Открываем стр. 284, читаем подпись под фотографией, на которой – здание (в нем располагается ныне наш музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»): «Здание городского реального училища (1812-1912 гг.). Ныне – музей Великой Отечественной войны» (?) Открываем 331 стр. этого же издания. Читаем: «Памяти 1812 г. Смоленское городское народное училище». Берем газету «Рабочий путь» от 26.09.97 г. В ней опубликована также литография с открытки N87 «Смоленск», читаем подпись: «Городское училище в память войны 1812 г., построенное на бульваре 1812 г.» (?) Самое интересное – на самой открытке четко видна подпись: «Городское начальное училище памяти 1812 г.» (???) и т. д. и т. п.
Новый бульвар памяти 1812 г. был задуман как мемориальный комплекс в память героических событий Отечественной войны 1812 г. Его открытие было приурочено к 100-летнему юбилею победы над Наполеоном, который широко отмечался в России. На эти торжества намечался приезд императора Николая II в Смоленск. Факт как будто бы известный, но более детальное его изучение позволило выявить ряд интересных моментов, которые не освещались по тем или иным причинам.
Перед вами – схема-план первоначального вида Городского бульвара памяти 1812 г. – как позже, после открытия, он стал именоваться. (Это второе официальное название Кутузовского садика).
Бульвар занимал участок крепостного рва от улицы Ильинской (ныне Октябрьской революции) до Молоховской площади (ныне площадь Смирнова). Его территорию можно условно разделить на три зоны:
Участок от ул. Октябрьской революции (я для лучшей ориентации буду пользоваться современными названиями) до башни Донец (вкл.). Это – начало бульвара. Он был отгорожен от улицы стальной кованой решеткой с такими же двустворчатыми воротами. Вся территория представляла собой утрамбованную песчаную площадку. (Решетка и ворота были сняты фашистскими захватчиками в период оккупации Смоленска.) По левой стороне оси, на входе со стороны башни Громовой, был установлен бюст М.И. Кутузова. Ныне в летнее время можно увидеть остатки фундамента от постамента. С правой стороны площадки располагалась деревянная оркестровая «ракушка». Деревья были посажены в один ряд по правой и левой границе крепостного рва.
Участок от башни Донец до здания третьего городского начального училища памяти Отечественной войны 1812 г. (именно так правильно следует его называть) архитектора Запутряева Н.В. (ныне здание музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.») занимали куртины боярышника. В них были выстрижены ниши, в которых стояли лавочки. Здание училища построено на месте бывшей башни Косандаловской, взорванной французами в 1812 г., и его открытие было приурочено к юбилею (мы еще к нему вернемся).
Участок от здания музея до пл. Смирнова (бывш. Молоховской) был благоустроен позже открытия бульвара, в 1913-1914 гг. Он представлял собой утрамбованную песчаную площадку. Здесь, напротив бывшей четырехугольной башни, располагался памятник Павлу Ивановичу Энгельгардту, установленный еще в 1835 г. Эта часть бульвара ограничивалась с одной стороны крепостной стеной, а с другой деревянным забором. К юбилею была окультурена только территория вокруг памятника изготовлена новая ограда. С момента открытия памятника «Героям Отечественной войны 1812 г.» по проекту Н.С. Шуцмана на этом участке были разбиты клумбы и пешеходные дорожки.
Основные работы по засыпке рва, облагораживанию территории, разбивке прогулочных дорожек и т. п. были возложены на личный состав пожарной команды 1-й части Смоленска. Пожарная часть располагалась во дворе нынешнего здания музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Начальником пожарной части в то время был Гурий Фердинандович Гофман (?? - 1936 г.). С этой фамилией мы еще встретимся. Мемориальный комплекс завершали памятные чугунные доски, посвященные подвигам полков русской армии при обороне Смоленска в период Отечественной войны 1812. Доски были развешаны равномерно по периметру уцелевших участков крепостной стены. Всего в 1912-1913 гг. их было установлено 19. Существует много мнений, где и как изготавливались эти скрижали. Сегодня я могу с уверенностью сказать, что часть из них была изготовлена в Смоленске Евгением Фердинандовичем Гофманом – владельцем литейной мастерской. И сегодня на четырех досках в Кутузовском садике сохранились клейма: «Смоленск. Гофман». Кто готовил модели для формовки, сейчас трудно установить. Но не исключено, что автором был он же. Ученик смоленской гимназии, где обучение рисованию было поставлено на высоком уровне, успешно окончивший ремесленное училище по профессии литейщик, он в начале XX века открывает литейную мастерскую в г. Смоленске. В 1910-1917 гг. мастерская находилась в районе церкви Бориса и Глеба (ныне на Краснофлотской улице). В различное время в ней работало до трех человек, включая хозяина и жену. В сорокатысячном Смоленске это была практически единственная литейная мастерская, поэтому, вполне вероятно, что и автором, и исполнителем был Е.Ф. Гофман. Таким образом, два брата из семьи польских немцев, поселившихся в Смоленске с 70-х годов XIX в., оказались непосредственными создателями мемориального комплекса памяти героев Отечественной войны 1812 г. Кстати сказать, в Смоленске проживает их племянник Владимир Александрович Гофман. Преподаватель рисования и краевед, ветеран Великой Отечественной войны, человек увлеченный и влюбленный в свой город, именно с его помощью удалось восстановить эту малоизвестную страницу создания городского бульвара памяти 1812 г.
В конце 20-х годов практически вся территория по бывшей Энгельгардтовской, теперь уже улице Дзержинского, от вновь отстроенного здания областного управления НКВД до площади Смирнова, включая и Кутузовский садик, отводится под это влиятельное ведомство. По обе стороны улицы строятся административные и жилые здания для работников НКВД. А участь мемориального комплекса решается просто: он переименовывается в сквер «Динамо». В этот период происходит первая реконструкция городского бульвара памяти 1812 г.
Убирается памятник М.И.Кутузову. Может, за ненадобностью, а может, просто бюст великого русского полководца никак не гармонирует с новым местом увеселения рестораном «Динамо». Он строится по обе стороны башни Донец, а в самой башне размещают, кухню и посудомойку. Снимаются с этого участка стены мемориальные памятные доски. С них, как и со всех остальных, сбиваются зубилом двуглавые орлы. (На некоторых досках и поныне можно увидеть остатки их крепления. Кстати, это одно из доказательств подлинности скрижалей)
Благо нашлись умные люди в Смоленском музее. В частности, мне хочется назвать Андрея Федоровича Палашенкова: именно он перевозил бюст и доски в историко-революционный музей, который тогда располагался по адресу Соборный двор, 27. Об этом есть и запись в книге поступлений.
Рушится памятник П.И. Энгельгардту и С.И. Шубину (сохранились уникальные любительские снимки этого акта), а на этом месте строится летний театр «Динамо», а далее к площади Смирнова – стадион «Динамо». Позже, в 1937-1939 гг., появляется знаменитый дом N 2 по улице Дзержинского, стоящий и поныне.
От здания бывшего третьего городского начального училища памяти 1812 г., которое в это время занимает четвертая начальная школа, в сторону ул. Дзержинского возводится деревянный забор. К счастью, памятник с орлами не тронут. Вырубаются куртины боярышника, на их месте разбиваются дорожки, которые зимой заливаются под каток. Все!
Дальнейшую коррективу в судьбу Кутузовского садика, который таковым оставался только в памяти смолян, вносят события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Я слышал много легенд о судьбе бюста М.И. Кутузова, особенно от экскурсоводов Смоленского экскурс- бюро. В это внесли свою лепту и путеводители по Смоленску.
Как уже было сказано, в конце 30-х годов бюст и скрижали находились в экспозиции музея на Соборной горе и экспонировались в комплексе с картиной В.И. Мушкетова «Наполеон в Успенском соборе». В годы оккупации г. Смоленска печально известный отдел искусств, созданный при городской Управе и возглавляемый Мушкетовым, начинает сортировку оставшихся музейных ценностей для отправки в Германию. (Чем и как занимался этот отдел, работающий по указанию представителя ведомства Розенберга в г. Смоленске, – это тема отдельного разговора). Но бюст М.И. Кутузова – князя Смоленского – никак не вписывается в этот реестр. Зато рейху нужен цветной металл. И судьба бронзового бюста предрешена: он отправляется в куче металлолома на переплавку в Германию. Однако этому акту уже повторного вандализма не суждено было осуществиться. Не знаю, чего здесь больше – случая или высшей справедливости, но бюст-памятник «не захотел» покидать свое законное место на Смоленщине. Как станет известно позже, его найдут советские воины, задействованные на расчистке железнодорожных путей, в куче металлолома на перегоне Красное-Осиновка по дороге на Оршу в 1944 г. Пока не удалось выяснить точно, воины какой именно части разбирали остатки пущенного под откос немецкого эшелона, но это дело времени. Но зато удалось установить имя того, кто не позволил осуществить варварский план – переплавить бюст как простой кусок металла и покинуть свое законное, освещенное архиепископом смоленским Филаретом 31 августа 1912 г. место в Кутузовском садике. В этом частично помогли исследования журналиста и писателя, бывшего партизана ОПС-«13» Марка Максимова. Большую помощь оказал ныне здравствующий командир 1-й бригады ОПС-«13» Н.И. Москвин. Именно благодаря его архиву и воспоминаниям, книгам удалось узнать имя подрывника, пустившего под откос эшелон, увозивший бюст в Германию. Им оказался Степанов Михаил Петрович. Он со своими товарищами в июле-августе 1942 года на перегоне Красное - Осиновка, как пишется в дневнике боевых действий, «...удачно свалили два эшелона, один поезд с военным имуществом, шедший на Смоленск, и второй с обломками самолетов и другим металлоломом, который немцы везли от фронта в Германию». До этого времени на этом участке взрывов не было, и другие партизанские отряды диверсий не проводили. Этот перегон считался у немцев безопасным.
Вот таким образом бюст М.И. Кутузова был возвращен смолянам. Но занять свое законное первоначальное место ему уже не было суждено. Пока у меня нет точной даты установки памятника в Кутузовском садике, а точнее – Сквере Героев Отечественных войн, именно так он стал называться с 1947 г. На этот период (1947 - 1949 гг.) приходится очередная реконструкция.
Таким образом, около двадцати лет бюст М.И. Кутузова находился вне Кутузовского садика. В послевоенное время он был установлен на центральной аллее напротив башни Донец. (На этом месте в настоящее время Вечный огонь)
Не буду вдаваться в подробности захоронений и перезахоронений воинов у крепостной стены – эта тема достаточно освещена в литературе. Остановлюсь лишь на некоторых малоизвестных фактах и результатах послевоенной реконструкции.
Первые захоронения воинов, погибших при освобождении Смоленщины, в Кутузовском садике появились в 1943 году. Это были отдельные могилы с деревянными пирамидами, хаотично расположенные по территории. И вот в газете «Рабочий путь» от 21 мая 1947 года мы находим обращение офицеров-фронтовиков Б. Шкуро, П. Ермакова, А. Буркова к партийным, комсомольским организациям и школам взять шефство над могилами советских воинов в Кутузовском садике. Кроме этого, в июне 1947 года проходит областная конференция ВЛКСМ, на которой комсомольцы обращаются к партийным и советским органам с предложением о переносе праха героя-партизана В. Куриленко и захоронении его в Смоленске в целях увековечения памяти комсомольцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. В газете «Рабочий путь» от 7 июля 1947 года помещены заметка и фото Латовкина с надписью: «В саду им. М.И. Кутузова погребен прах славного комсомольца-партизана, Героя Советского Союза Владимира Куриленко».
Первоначально В. Куриленко был захоронен у входа в сад, приблизительно на этом месте в настоящее время установлена стела из красного гранита со стихами Н. Рыленкова. Но я обратил внимание еще на одно название – сад им. М.И. Кутузова. В это время начинается реконструкция Кутузовского садика. Над проектами работали архитекторы Я.М. Орун, Д.П. Коваленко, Шестопал и др.
В результате были облагорожены захоронения у крепостной стены (над могилами захороненных воинов у крепостной стены в 1947 году были установлены чугунные доски с их именами (по рассказам старожилов, крепили их пленные немцы), бюст М.И. Кутузова был установлен напротив башни Донец. Изготовлены новые ворота и ограда на входе, разбиты пешеходные дорожки и посажены деревья. Кутузовский садик получает новое официальное название – Сквер Героев Отечественных войн. На мой взгляд, самое удачное из всех.
Здание, в котором ныне располагается музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.», почти полностью было разрушено.
В связи с острой необходимостью подготовки специалистов для восстановления разрушенного хозяйства Смоленщины уже в июне 1943 года создается областное Управление государственных трудовых резервов. С 30 октября этого года оно уже переезжает в Смоленск из Кондрова и размещается в выше названном здании. Первым начальником Управления был В.И. Выходцев. Именно под его руководством в короткие сроки восстанавливалось здание силами учащихся ФЗУ, педагогов, а также бригад пленных немцев. К концу лета 1945 года оно уже функционировало. Две комнаты в нем были отведены «Оргнабору» – прообразу нынешнего Центра занятости населения. В 1972 году по инициативе секретаря обкома КПСС Н.И. Москвина встал вопрос о создании музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Эта инициатива была поддержана обкомом КПСС и властями города. В день 30-летия освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков музей был торжественно открыт.
Дальнейшая история сквера более или менее известна. В послевоенное время генеральной реконструкции Сквер Памяти Героев Отечественных войн подвергался три раза. С 1968 года два раза переносился и трижды переделывался Вечный огонь. Окончательный вид теперь уже Сквер Памяти Героев приобрел в 1987 году. И началась другая, не менее интересная его история.
Первый парадокс, с которым я столкнулся, заключается в том, что порой именитые историки в солидных трудах (очевидно, не считая это важным), как только не именуют Кутузовский садик, искажают даты, события, допускают ошибки в фамилиях. Но главная пагубность этого в том, что ошибки перекочевывают из одного печатного издания в другое. Это в свою очередь порождает небылицы и легенды, по правде сказать, иногда очень красивые. Приведу только один маленький пример.
Всем известна изданная в Смоленске «Краткая энциклопедия. Смоленск» 1994 г. Открываем стр. 284, читаем подпись под фотографией, на которой – здание (в нем располагается ныне наш музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»): «Здание городского реального училища (1812-1912 гг.). Ныне – музей Великой Отечественной войны» (?) Открываем 331 стр. этого же издания. Читаем: «Памяти 1812 г. Смоленское городское народное училище». Берем газету «Рабочий путь» от 26.09.97 г. В ней опубликована также литография с открытки N87 «Смоленск», читаем подпись: «Городское училище в память войны 1812 г., построенное на бульваре 1812 г.» (?) Самое интересное – на самой открытке четко видна подпись: «Городское начальное училище памяти 1812 г.» (???) и т. д. и т. п.
Новый бульвар памяти 1812 г. был задуман как мемориальный комплекс в память героических событий Отечественной войны 1812 г. Его открытие было приурочено к 100-летнему юбилею победы над Наполеоном, который широко отмечался в России. На эти торжества намечался приезд императора Николая II в Смоленск. Факт как будто бы известный, но более детальное его изучение позволило выявить ряд интересных моментов, которые не освещались по тем или иным причинам.
Перед вами – схема-план первоначального вида Городского бульвара памяти 1812 г. – как позже, после открытия, он стал именоваться. (Это второе официальное название Кутузовского садика).
Бульвар занимал участок крепостного рва от улицы Ильинской (ныне Октябрьской революции) до Молоховской площади (ныне площадь Смирнова). Его территорию можно условно разделить на три зоны:
Участок от ул. Октябрьской революции (я для лучшей ориентации буду пользоваться современными названиями) до башни Донец (вкл.). Это – начало бульвара. Он был отгорожен от улицы стальной кованой решеткой с такими же двустворчатыми воротами. Вся территория представляла собой утрамбованную песчаную площадку. (Решетка и ворота были сняты фашистскими захватчиками в период оккупации Смоленска.) По левой стороне оси, на входе со стороны башни Громовой, был установлен бюст М.И. Кутузова. Ныне в летнее время можно увидеть остатки фундамента от постамента. С правой стороны площадки располагалась деревянная оркестровая «ракушка». Деревья были посажены в один ряд по правой и левой границе крепостного рва.
Участок от башни Донец до здания третьего городского начального училища памяти Отечественной войны 1812 г. (именно так правильно следует его называть) архитектора Запутряева Н.В. (ныне здание музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.») занимали куртины боярышника. В них были выстрижены ниши, в которых стояли лавочки. Здание училища построено на месте бывшей башни Косандаловской, взорванной французами в 1812 г., и его открытие было приурочено к юбилею (мы еще к нему вернемся).
Участок от здания музея до пл. Смирнова (бывш. Молоховской) был благоустроен позже открытия бульвара, в 1913-1914 гг. Он представлял собой утрамбованную песчаную площадку. Здесь, напротив бывшей четырехугольной башни, располагался памятник Павлу Ивановичу Энгельгардту, установленный еще в 1835 г. Эта часть бульвара ограничивалась с одной стороны крепостной стеной, а с другой деревянным забором. К юбилею была окультурена только территория вокруг памятника изготовлена новая ограда. С момента открытия памятника «Героям Отечественной войны 1812 г.» по проекту Н.С. Шуцмана на этом участке были разбиты клумбы и пешеходные дорожки.
Основные работы по засыпке рва, облагораживанию территории, разбивке прогулочных дорожек и т. п. были возложены на личный состав пожарной команды 1-й части Смоленска. Пожарная часть располагалась во дворе нынешнего здания музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Начальником пожарной части в то время был Гурий Фердинандович Гофман (?? - 1936 г.). С этой фамилией мы еще встретимся. Мемориальный комплекс завершали памятные чугунные доски, посвященные подвигам полков русской армии при обороне Смоленска в период Отечественной войны 1812. Доски были развешаны равномерно по периметру уцелевших участков крепостной стены. Всего в 1912-1913 гг. их было установлено 19. Существует много мнений, где и как изготавливались эти скрижали. Сегодня я могу с уверенностью сказать, что часть из них была изготовлена в Смоленске Евгением Фердинандовичем Гофманом – владельцем литейной мастерской. И сегодня на четырех досках в Кутузовском садике сохранились клейма: «Смоленск. Гофман». Кто готовил модели для формовки, сейчас трудно установить. Но не исключено, что автором был он же. Ученик смоленской гимназии, где обучение рисованию было поставлено на высоком уровне, успешно окончивший ремесленное училище по профессии литейщик, он в начале XX века открывает литейную мастерскую в г. Смоленске. В 1910-1917 гг. мастерская находилась в районе церкви Бориса и Глеба (ныне на Краснофлотской улице). В различное время в ней работало до трех человек, включая хозяина и жену. В сорокатысячном Смоленске это была практически единственная литейная мастерская, поэтому, вполне вероятно, что и автором, и исполнителем был Е.Ф. Гофман. Таким образом, два брата из семьи польских немцев, поселившихся в Смоленске с 70-х годов XIX в., оказались непосредственными создателями мемориального комплекса памяти героев Отечественной войны 1812 г. Кстати сказать, в Смоленске проживает их племянник Владимир Александрович Гофман. Преподаватель рисования и краевед, ветеран Великой Отечественной войны, человек увлеченный и влюбленный в свой город, именно с его помощью удалось восстановить эту малоизвестную страницу создания городского бульвара памяти 1812 г.
В конце 20-х годов практически вся территория по бывшей Энгельгардтовской, теперь уже улице Дзержинского, от вновь отстроенного здания областного управления НКВД до площади Смирнова, включая и Кутузовский садик, отводится под это влиятельное ведомство. По обе стороны улицы строятся административные и жилые здания для работников НКВД. А участь мемориального комплекса решается просто: он переименовывается в сквер «Динамо». В этот период происходит первая реконструкция городского бульвара памяти 1812 г.
Убирается памятник М.И.Кутузову. Может, за ненадобностью, а может, просто бюст великого русского полководца никак не гармонирует с новым местом увеселения рестораном «Динамо». Он строится по обе стороны башни Донец, а в самой башне размещают, кухню и посудомойку. Снимаются с этого участка стены мемориальные памятные доски. С них, как и со всех остальных, сбиваются зубилом двуглавые орлы. (На некоторых досках и поныне можно увидеть остатки их крепления. Кстати, это одно из доказательств подлинности скрижалей)
Благо нашлись умные люди в Смоленском музее. В частности, мне хочется назвать Андрея Федоровича Палашенкова: именно он перевозил бюст и доски в историко-революционный музей, который тогда располагался по адресу Соборный двор, 27. Об этом есть и запись в книге поступлений.
Рушится памятник П.И. Энгельгардту и С.И. Шубину (сохранились уникальные любительские снимки этого акта), а на этом месте строится летний театр «Динамо», а далее к площади Смирнова – стадион «Динамо». Позже, в 1937-1939 гг., появляется знаменитый дом N 2 по улице Дзержинского, стоящий и поныне.
От здания бывшего третьего городского начального училища памяти 1812 г., которое в это время занимает четвертая начальная школа, в сторону ул. Дзержинского возводится деревянный забор. К счастью, памятник с орлами не тронут. Вырубаются куртины боярышника, на их месте разбиваются дорожки, которые зимой заливаются под каток. Все!
Дальнейшую коррективу в судьбу Кутузовского садика, который таковым оставался только в памяти смолян, вносят события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Я слышал много легенд о судьбе бюста М.И. Кутузова, особенно от экскурсоводов Смоленского экскурс- бюро. В это внесли свою лепту и путеводители по Смоленску.
Как уже было сказано, в конце 30-х годов бюст и скрижали находились в экспозиции музея на Соборной горе и экспонировались в комплексе с картиной В.И. Мушкетова «Наполеон в Успенском соборе». В годы оккупации г. Смоленска печально известный отдел искусств, созданный при городской Управе и возглавляемый Мушкетовым, начинает сортировку оставшихся музейных ценностей для отправки в Германию. (Чем и как занимался этот отдел, работающий по указанию представителя ведомства Розенберга в г. Смоленске, – это тема отдельного разговора). Но бюст М.И. Кутузова – князя Смоленского – никак не вписывается в этот реестр. Зато рейху нужен цветной металл. И судьба бронзового бюста предрешена: он отправляется в куче металлолома на переплавку в Германию. Однако этому акту уже повторного вандализма не суждено было осуществиться. Не знаю, чего здесь больше – случая или высшей справедливости, но бюст-памятник «не захотел» покидать свое законное место на Смоленщине. Как станет известно позже, его найдут советские воины, задействованные на расчистке железнодорожных путей, в куче металлолома на перегоне Красное-Осиновка по дороге на Оршу в 1944 г. Пока не удалось выяснить точно, воины какой именно части разбирали остатки пущенного под откос немецкого эшелона, но это дело времени. Но зато удалось установить имя того, кто не позволил осуществить варварский план – переплавить бюст как простой кусок металла и покинуть свое законное, освещенное архиепископом смоленским Филаретом 31 августа 1912 г. место в Кутузовском садике. В этом частично помогли исследования журналиста и писателя, бывшего партизана ОПС-«13» Марка Максимова. Большую помощь оказал ныне здравствующий командир 1-й бригады ОПС-«13» Н.И. Москвин. Именно благодаря его архиву и воспоминаниям, книгам удалось узнать имя подрывника, пустившего под откос эшелон, увозивший бюст в Германию. Им оказался Степанов Михаил Петрович. Он со своими товарищами в июле-августе 1942 года на перегоне Красное - Осиновка, как пишется в дневнике боевых действий, «...удачно свалили два эшелона, один поезд с военным имуществом, шедший на Смоленск, и второй с обломками самолетов и другим металлоломом, который немцы везли от фронта в Германию». До этого времени на этом участке взрывов не было, и другие партизанские отряды диверсий не проводили. Этот перегон считался у немцев безопасным.
Вот таким образом бюст М.И. Кутузова был возвращен смолянам. Но занять свое законное первоначальное место ему уже не было суждено. Пока у меня нет точной даты установки памятника в Кутузовском садике, а точнее – Сквере Героев Отечественных войн, именно так он стал называться с 1947 г. На этот период (1947 - 1949 гг.) приходится очередная реконструкция.
Таким образом, около двадцати лет бюст М.И. Кутузова находился вне Кутузовского садика. В послевоенное время он был установлен на центральной аллее напротив башни Донец. (На этом месте в настоящее время Вечный огонь)
Не буду вдаваться в подробности захоронений и перезахоронений воинов у крепостной стены – эта тема достаточно освещена в литературе. Остановлюсь лишь на некоторых малоизвестных фактах и результатах послевоенной реконструкции.
Первые захоронения воинов, погибших при освобождении Смоленщины, в Кутузовском садике появились в 1943 году. Это были отдельные могилы с деревянными пирамидами, хаотично расположенные по территории. И вот в газете «Рабочий путь» от 21 мая 1947 года мы находим обращение офицеров-фронтовиков Б. Шкуро, П. Ермакова, А. Буркова к партийным, комсомольским организациям и школам взять шефство над могилами советских воинов в Кутузовском садике. Кроме этого, в июне 1947 года проходит областная конференция ВЛКСМ, на которой комсомольцы обращаются к партийным и советским органам с предложением о переносе праха героя-партизана В. Куриленко и захоронении его в Смоленске в целях увековечения памяти комсомольцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. В газете «Рабочий путь» от 7 июля 1947 года помещены заметка и фото Латовкина с надписью: «В саду им. М.И. Кутузова погребен прах славного комсомольца-партизана, Героя Советского Союза Владимира Куриленко».
Первоначально В. Куриленко был захоронен у входа в сад, приблизительно на этом месте в настоящее время установлена стела из красного гранита со стихами Н. Рыленкова. Но я обратил внимание еще на одно название – сад им. М.И. Кутузова. В это время начинается реконструкция Кутузовского садика. Над проектами работали архитекторы Я.М. Орун, Д.П. Коваленко, Шестопал и др.
В результате были облагорожены захоронения у крепостной стены (над могилами захороненных воинов у крепостной стены в 1947 году были установлены чугунные доски с их именами (по рассказам старожилов, крепили их пленные немцы), бюст М.И. Кутузова был установлен напротив башни Донец. Изготовлены новые ворота и ограда на входе, разбиты пешеходные дорожки и посажены деревья. Кутузовский садик получает новое официальное название – Сквер Героев Отечественных войн. На мой взгляд, самое удачное из всех.
Здание, в котором ныне располагается музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.», почти полностью было разрушено.
В связи с острой необходимостью подготовки специалистов для восстановления разрушенного хозяйства Смоленщины уже в июне 1943 года создается областное Управление государственных трудовых резервов. С 30 октября этого года оно уже переезжает в Смоленск из Кондрова и размещается в выше названном здании. Первым начальником Управления был В.И. Выходцев. Именно под его руководством в короткие сроки восстанавливалось здание силами учащихся ФЗУ, педагогов, а также бригад пленных немцев. К концу лета 1945 года оно уже функционировало. Две комнаты в нем были отведены «Оргнабору» – прообразу нынешнего Центра занятости населения. В 1972 году по инициативе секретаря обкома КПСС Н.И. Москвина встал вопрос о создании музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Эта инициатива была поддержана обкомом КПСС и властями города. В день 30-летия освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков музей был торжественно открыт.
Дальнейшая история сквера более или менее известна. В послевоенное время генеральной реконструкции Сквер Памяти Героев Отечественных войн подвергался три раза. С 1968 года два раза переносился и трижды переделывался Вечный огонь. Окончательный вид теперь уже Сквер Памяти Героев приобрел в 1987 году. И началась другая, не менее интересная его история.
- Krivich
- Сообщения: 1856
- Зарегистрирован: 04 авг 2004, 09:26
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 24 раза
Re: Дореволюционные фото Смоленска
Да уж, поскольку у нас страна с непредсказуемым прошлым, всё время идут переделки и переименования того чего не нужно, что лишь подчёркивает вечную нестабильность. Слава Богу хоть главные памятники 1812г не таскали туда-сюда и не переименовывали во всяких урицких и красноразных. Прям, как в фильме Джек Восьмёркин, один пашет, а другие с дудками, барабанами и флажками туда-сюда снуют во главе с замполитами. Лишь бы ничего не делать. 

«Кто прячет прошлое ревниво, тот и с грядущим не в ладу»
Александр Трифонович Твардовский.
Александр Трифонович Твардовский.
-
- Сообщения: 17910
- Зарегистрирован: 10 июл 2012, 15:56
- Благодарил (а): 13 раз
- Поблагодарили: 29 раз
Re: Дореволюционные фото Смоленска
Прошу прощение за качество...но вроде, как 1941-42 год
- Вложения
-
- цвц1- копия (3).PNG (88.25 КБ) 3556 просмотров
- Aml
- Сообщения: 16662
- Зарегистрирован: 23 окт 2004, 00:10
- Настоящее имя: Сергей Амелин
- Откуда: Смоленск, Николаева
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 59 раз
Re: Дореволюционные фото Смоленска
Мне немецких фотографий с бюстом Кутузова не попадалось.Прошу прощение за качество...но вроде, как 1941-42 год
Хотя, чем черт не шутит...
-
- Сообщения: 17910
- Зарегистрирован: 10 июл 2012, 15:56
- Благодарил (а): 13 раз
- Поблагодарили: 29 раз
Re: Дореволюционные фото Смоленска
Aml, На сколько я могла вытянуть со скана на скорую руку, там просматривается фигура солдата спиной к зрителю перед монументом.
- Вложения
-
- цвц - копия.PNG (320.21 КБ) 3510 просмотров
- Aml
- Сообщения: 16662
- Зарегистрирован: 23 окт 2004, 00:10
- Настоящее имя: Сергей Амелин
- Откуда: Смоленск, Николаева
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 59 раз
Re: Дореволюционные фото Смоленска
Да, какая-то фигура просматривается. Жаль, качество никакое... Но по истории памятника теперь явно есть вопросы.
- Вложения
-
- 141.jpg (40.26 КБ) 4202 просмотра
-
- Сообщения: 17910
- Зарегистрирован: 10 июл 2012, 15:56
- Благодарил (а): 13 раз
- Поблагодарили: 29 раз
- Gem
- Сообщения: 20720
- Зарегистрирован: 02 ноя 2006, 17:56
- Откуда: из водоема чистого разума
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 1 раз
- Контактная информация:
Re: Дореволюционные фото Смоленска
Krivich писал(а):Да уж, поскольку у нас страна с непредсказуемым прошлым, всё время идут переделки и переименования того чего не нужно, что лишь подчёркивает вечную нестабильность. Слава Богу хоть главные памятники 1812г не таскали туда-сюда и не переименовывали во всяких урицких и красноразных. Прям, как в фильме Джек Восьмёркин, один пашет, а другие с дудками, барабанами и флажками туда-сюда снуют во главе с замполитами. Лишь бы ничего не делать.

О, сколько нам открытий чудных...
- Krivich
- Сообщения: 1856
- Зарегистрирован: 04 авг 2004, 09:26
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 24 раза
Re: Дореволюционные фото Смоленска
Напомню фотки из фотоальбома Смоленк-Губернский идущие подряд (крайние в альбоме).

отдельно


А что, этот шалман прямо загораживал вход на бульвар?
(чем-то напомнило пивнуху стоявшую в 60-х на Крупской, напротив Запольной, прямо у угла польского кладбища. Тоже, наверное, "потёмкинское" строение было)




А что, этот шалман прямо загораживал вход на бульвар?
(чем-то напомнило пивнуху стоявшую в 60-х на Крупской, напротив Запольной, прямо у угла польского кладбища. Тоже, наверное, "потёмкинское" строение было)
Им врачи не помогут, только гильотина.Gem писал(а):... к профильному врачу обращаться не пробовал?
Последний раз редактировалось Krivich 27 июл 2015, 14:27, всего редактировалось 1 раз.
«Кто прячет прошлое ревниво, тот и с грядущим не в ладу»
Александр Трифонович Твардовский.
Александр Трифонович Твардовский.
- Krivich
- Сообщения: 1856
- Зарегистрирован: 04 авг 2004, 09:26
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 24 раза
Re: Дореволюционные фото Смоленска
«Кто прячет прошлое ревниво, тот и с грядущим не в ладу»
Александр Трифонович Твардовский.
Александр Трифонович Твардовский.
- Krivich
- Сообщения: 1856
- Зарегистрирован: 04 авг 2004, 09:26
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 24 раза
Re: Дореволюционные фото Смоленска
«Кто прячет прошлое ревниво, тот и с грядущим не в ладу»
Александр Трифонович Твардовский.
Александр Трифонович Твардовский.
- Aml
- Сообщения: 16662
- Зарегистрирован: 23 окт 2004, 00:10
- Настоящее имя: Сергей Амелин
- Откуда: Смоленск, Николаева
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 59 раз
Re: Дореволюционные фото Смоленска
Выше уже былоА что, этот шалман прямо загораживал вход на бульвар?
Из путеводителя 1933 года.Рушится памятник П.И. Энгельгардту и С.И. Шубину (сохранились уникальные лю-бительские снимки этого акта), а на этом месте строится летний театр «Динамо», а далее к площади Смирнова – стадион «Динамо». Позже, в 1937-1939 гг., появляется знаменитый дом N 2 по улице Дзержинского, стоящий и поныне.
- Krivich
- Сообщения: 1856
- Зарегистрирован: 04 авг 2004, 09:26
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 24 раза
Re: Дореволюционные фото Смоленска
Ага, понятно, с другой стороны, значит.Aml писал(а):Выше уже было ...А что, этот шалман прямо загораживал вход на бульвар?
Теперь и я врубился, давно не живу в Смоленске. У меня есть несколько фото отца с подписью стадион Динамо, датированных в районе 1953г, всё думал, где это? Теперь ясно.
Вот такой замечательный пост одной Дамы попался в инете 18 Май 2012 18:32 ОльгаAml писал(а):...Мне немецких фотографий с бюстом Кутузова не попадалось...
Средства на сооружение памятника собирались среди населения Смоленской губернии как добровольные пожертвования.
Бронзовый бюст Кутузова поставлен на традиционный, прямоугольный постамент, сложенный из кирпича и оштукатуренный. Надпись на лицевой грани постамента гласит: «Михаилу Илларионовичу Кутузову, князю Смоленскому. 1912 год».

Автор памятника — выпускница петербургской Академии художеств скульптор Мария Михайловна Страховская — стремилась передать героику образа полководца, его человеческую простоту и скромность. В выполненном ею портрете нет внешних эффектов, но зато необычайно эмоционально передан внутренний мир Кутузова, необыкновенная сила его личности. Возможно, поэтому памятник Страховской и считается одним из лучших памятников полководцу.
В 1987 году в сквере Памяти Героев были установлены бюсты полководцев Отечественной войны 1812 года: М. Б. Барклаю-де- Толли, П. И. Багратиону, Д. С. Дохтурову, Д. П. Неверовскому и Н. Н. Раевскому.
Когда я прихожу в это место, то почему-то сразу вспоминается "Посвящение генералам 1812 года" Цветаевой:
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след —
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера.
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О молодые генералы
Своих судеб!
Само празднование юбилея войны с Наполеоном в Смоленске отмечалось в два этапа. Официальные празднества начались 6-го (по ст.ст.) августа 1912 года – спустя ровно век после Смоленского сражения. В губернской земской управе 6-го августа состоялось торжественное заседание, в театре Лопатинского сада и в здании Народного дома были устроены спектакли, прошли народные гулянья. На этот же день намечалось и торжественное открытие бульвара 1812 года. Но эта церемония была отложена до приезда Николая II в Смоленск. Император сообщил смоленскому губернатору о своём намерении посетить город, но его визит постоянно откладывался. Поэтому местные власти решили подстраховаться: открытие бульвара было оставлено до предполагавшегося приезда Николая II, а 6-го августа 1912 года здесь торжественно был открыт бюст-памятник Кутузову и заложен камень в основание будущего памятника защитникам Смоленска в войне с Наполеоном. (О самом памятнике ниже и более подробно) Место было выбрано не случайно. Именно в этом месте, по утверждению краеведов кипел наиболее упорный бой.
Закладка памятника проходила очень торжественно. В ней участвовали местная администрация и военное командование; уездные предводители дворянства: делегации Только 31 августа Николай II приехал в Смоленск. Поэтому именно этот день и считается официальным открытием бульвара. Так как именно 31 августа 1912 года император перерезал символическую ленточку

и осмотрел городское народное училище памяти 1812 года , бюст Кутузову и модель будущего памятника «с орлами».

Тогда же в сквере появилось 19 мемориальных литых чугунных досок в память о русских воинских соединениях, воевавших с наполеоновской армией. Долгое время их оставалось всего 10, в прошлом году (2011 прим.) были восстановлены 2, но обещают восстановить все. (Источник фото)
Ну а теперь я хочу рассказать о нашем символе - памятнике с орлами.
Спойлер
Сам памятник имеет историю долгую и местами детективную. Но так как наш памятник по праву считают лучшим в России, я хочу и рассказать о нём подробно. Как я уже говорила, изначально мероприятий в честь юбилея планировалось немного, но в январе 1911 года, на заседании губернского земства, по инициативе депутата Краснинского уездного земского собрания, историка Владимира Вороновского (автора «Отечественной войны 1812 года в пределах Смоленской губернии») за счёт местных средств программу было решено расширить. И именно тогда было решено поставить памятник героям войны.
Через Государственную Думу по «высочайшему повелению» на сооружение в Смоленске памятника «в воспоминание незабвенных событий 1812 года» было ассигновано около 12 тысяч рублей – немногим более половины от требуемой суммы.
Вскоре был объявлен конкурс на создание памятника. Всего на конкурс было представлено тридцать проектов. Особую комиссию, возглавил генерал М.В. Алексеев, от Смоленска в неё входили вице-губернатор В.Ю. Фере, городской голова Б.П. Рачинский, губернский инженер А.Т. Богданович. Комиссия признала лучшим и более идейным проект, представленный военным инженером-полковником Н.С. Шуцманом. По его замыслу, "памятник должен был представлять собой двенадцатиаршинную скалу, в середине которой с лицевой стороны - бронзовая доска с изображением карты России с надписью «Благодарная Россия героям 1812 года». По уступам скалы взбирался с мечом в руке галл к орлиному гнезду, расположенному на вершине. Гнездо защищают два орла (по числу армий под Смоленском): бронзовый орел схватывает лапой руку галла и останавливает занесенный им меч, а второй орел собирается броситься на помощь первому. На противоположной стороне скалы, где находится карта России, помещены имена героев 1812 года, а с другой стороны к гранитной скале приставлены большие бронзовые венки, внутри одного из них помещается государственный герб, в другом - герб Смоленска. По сторонам памятника - гранитные тумбы, соединенные цепями". - Так описывает проект памятника В.И. Грачёв в своей книге, которая была издана ещё до установки памятника. Но описание настолько точное, что если сейчас подойти к памятнику, то сразу становится понятно, что всё, что планировал Н.С. Шуцман, всё полностью, было воплощено в жизнь.
10 сентября 1913 года состоялось открытие памятника.

13 месяцев прошло после праздничных событий. Памятник не смогли установить в срок, но он так органично вписался в облик города, и так поразил смолян своим видом, что даже такое долгое опоздание было прощено автору. В Государственном архиве Смоленской области сохранился акт Смоленского комитета по празднованию юбилея войны с Наполеоном, посвященный открытию памятника. Акт начинается словами: «По высочайшему повелению, в воспоминание незабвенных событий 1812 года, на средства, ассигнованные через Государственную думу, и частичные пожертвования г. Смоленска, смоленского дворянства, смоленского земства, Сергея Николаевича и Елизаветы Филипповны Пастуховых, в Смоленске воздвигнут памятник по проекту инженера-подполковника Шуцмана» . Комиссия по сооружения памятника, возглавляемая М.В. Алексеевым, передала его «в ведение Смоленского городского общественного управления в глубокой надежде, что заботам всего управления памятник будет сохранен для потомства в воспоминание славных деяний, совершенных нашими предками в 1812 году под старыми стенами Смоленска» .
Наверное, каждый житель города знает, что символизирует этот памятник, в любом путеводителе города можно найти описание памятника и объяснение символов, которые были задуманы Н.С. Шуцманом при его создании: скала символизирует Россию, орлы – первую и вторую русские армии под командованием Багратиона и Барклая-де-Толли, гнездо – Москва, галльский воин – французская армия.
С памятником связана и загадка авторства. Долгие годы у памятника был только один автор – Николай Сергеевич Шуцман. Но в справочниках и словарях сейчас пишут имена двух авторов: Н.С. Шуцмана и С.Р. Надольского. А затем, в 1949 году, появляется статья И.Д. Белогорцева в книге «Архитектурный очерк Смоленска», в которой говорилось, что проект памятника был разработан при участии в то время рядового Нарвского полка, солдата, а затем известного архитектора Степана Романовича Надольского. А через 5 лет в статье «Скульптурные монументы», опубликованной в 1954 году в сборнике «Край наш Смоленский», И.Д. Белогорцев поставил Надольского на первое место: «Проект памятника был разработан скульптором, тогда рядовым солдатом Нарвского полка С.Р. Надольским и военным инженером-подполковником Н.С. Шустровым, выступившим под псевдонимом Н. Шуцмана».
Никаких документов, подтверждающих его версию, Игорь Дмитриевич не привел. Поэтому смоленские краеведы стали искать подтверждение или опровержение этой версии. Дмитрий Иванович Будаев, профессор СГПИ, смог доказать, что фамилия Шуцман - не псевдоним. Николай Сергеевич Шуцман (1864 – 14.IV.1937), родился в семье московского садовника, отец которого был выходцем из Германии. Окончил инженерную академию. В 1897 г. участвовал в конкурсе проектов здания для музея изящных искусств (вместе с братьями Михаилом и Сергеем) и был удостоен серебряной медали Академии Художеств. И именно он, в 1912 г. представил проект Памятника защитникам Смоленска в войне с Наполеоном, того самого памятника с орлами, который и был отобран межведомственной комиссией из 30 поступивших на конкурс проектов. Впоследствии он был одним из ведущих архитекторов Москвы. В начале 20-х гг. Шуцман вместе с основоположниками советской архитектурной школы А.В. Щусевым и И.В. Жолтовским работал над архитектурно-художественным решением Всероссийской сельскохозяйственной выставки.
С.М. Яковлев, который работал над книгой «Смоляне в искусстве», занялся серьезным исследованием: обратился к архивам, писал письма людям, знавшим Надольского или писавшим о нем, знакомился с его работами по сохранившимся изображениям. Он старался установить истину, ведь в документах об открытии памятника автором его проекта назывался только Н.С. Шуцман. Не упоминать второго автора только потому, что он был солдатом, может быть и могло показаться логичным. Но ведь никто не скрывал, что автор памятника Софийскому полку, появившемуся в Смоленске в то же время, рядовой Б. Цапенко! Вскоре было установлено, что С. Р. Надольский не числился не только в списке рядовых Нарвского полка, но и вообще в списках военного состава, находившегося в то время в Смоленске.
В итоге С. М. Яковлев установил, что ко времени сооружения памятника с орлами в Смоленске Надольский работал в московских мастерских и именно он создавал важнейшую деталь памятника с орлами - скульптурную группу. Каждый может убедиться, смотря на памятник, что замысел автора проекта он воплотил в реальности блестяще. Степан Романович Надольский жил и работал в Сибири, был одним из организаторов Союза художников Сибири, съездов и выставок сибирских художников. Более того, возможно он был знаком с Шуцманом, так как он оформлял павильон Сибири на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Той самой, на которой трудился и Шуцман вместе с Щусевым и Жолтовским.
Таким образом, С. Р. Надольский имел отношение к сооружению памятника с орлами в Смоленске, но все же, я считаю, что автором проекта памятника был Н. С. Шуцман, а не он. Ведь именно Н.С. Шуцман придумал саму идею и воплотил её в эскизах, которые впоследствии были воплощены в жизнь.
Сам памятник поражает размерами. Общая высота памятника 9,62 м., в т.ч. скала - 7,8 м., размах крыльев орла - 4,4 м. Фигуры воина и орлов цинковые, гербы и венки бронзовые. «Скала» сложена из камня и цемента, облицована гранитной крошкой. Внутри она полая.

О памятниках на сегодня рассказ заканчиваю.
Через Государственную Думу по «высочайшему повелению» на сооружение в Смоленске памятника «в воспоминание незабвенных событий 1812 года» было ассигновано около 12 тысяч рублей – немногим более половины от требуемой суммы.
Вскоре был объявлен конкурс на создание памятника. Всего на конкурс было представлено тридцать проектов. Особую комиссию, возглавил генерал М.В. Алексеев, от Смоленска в неё входили вице-губернатор В.Ю. Фере, городской голова Б.П. Рачинский, губернский инженер А.Т. Богданович. Комиссия признала лучшим и более идейным проект, представленный военным инженером-полковником Н.С. Шуцманом. По его замыслу, "памятник должен был представлять собой двенадцатиаршинную скалу, в середине которой с лицевой стороны - бронзовая доска с изображением карты России с надписью «Благодарная Россия героям 1812 года». По уступам скалы взбирался с мечом в руке галл к орлиному гнезду, расположенному на вершине. Гнездо защищают два орла (по числу армий под Смоленском): бронзовый орел схватывает лапой руку галла и останавливает занесенный им меч, а второй орел собирается броситься на помощь первому. На противоположной стороне скалы, где находится карта России, помещены имена героев 1812 года, а с другой стороны к гранитной скале приставлены большие бронзовые венки, внутри одного из них помещается государственный герб, в другом - герб Смоленска. По сторонам памятника - гранитные тумбы, соединенные цепями". - Так описывает проект памятника В.И. Грачёв в своей книге, которая была издана ещё до установки памятника. Но описание настолько точное, что если сейчас подойти к памятнику, то сразу становится понятно, что всё, что планировал Н.С. Шуцман, всё полностью, было воплощено в жизнь.
10 сентября 1913 года состоялось открытие памятника.

13 месяцев прошло после праздничных событий. Памятник не смогли установить в срок, но он так органично вписался в облик города, и так поразил смолян своим видом, что даже такое долгое опоздание было прощено автору. В Государственном архиве Смоленской области сохранился акт Смоленского комитета по празднованию юбилея войны с Наполеоном, посвященный открытию памятника. Акт начинается словами: «По высочайшему повелению, в воспоминание незабвенных событий 1812 года, на средства, ассигнованные через Государственную думу, и частичные пожертвования г. Смоленска, смоленского дворянства, смоленского земства, Сергея Николаевича и Елизаветы Филипповны Пастуховых, в Смоленске воздвигнут памятник по проекту инженера-подполковника Шуцмана» . Комиссия по сооружения памятника, возглавляемая М.В. Алексеевым, передала его «в ведение Смоленского городского общественного управления в глубокой надежде, что заботам всего управления памятник будет сохранен для потомства в воспоминание славных деяний, совершенных нашими предками в 1812 году под старыми стенами Смоленска» .
Наверное, каждый житель города знает, что символизирует этот памятник, в любом путеводителе города можно найти описание памятника и объяснение символов, которые были задуманы Н.С. Шуцманом при его создании: скала символизирует Россию, орлы – первую и вторую русские армии под командованием Багратиона и Барклая-де-Толли, гнездо – Москва, галльский воин – французская армия.
С памятником связана и загадка авторства. Долгие годы у памятника был только один автор – Николай Сергеевич Шуцман. Но в справочниках и словарях сейчас пишут имена двух авторов: Н.С. Шуцмана и С.Р. Надольского. А затем, в 1949 году, появляется статья И.Д. Белогорцева в книге «Архитектурный очерк Смоленска», в которой говорилось, что проект памятника был разработан при участии в то время рядового Нарвского полка, солдата, а затем известного архитектора Степана Романовича Надольского. А через 5 лет в статье «Скульптурные монументы», опубликованной в 1954 году в сборнике «Край наш Смоленский», И.Д. Белогорцев поставил Надольского на первое место: «Проект памятника был разработан скульптором, тогда рядовым солдатом Нарвского полка С.Р. Надольским и военным инженером-подполковником Н.С. Шустровым, выступившим под псевдонимом Н. Шуцмана».
Никаких документов, подтверждающих его версию, Игорь Дмитриевич не привел. Поэтому смоленские краеведы стали искать подтверждение или опровержение этой версии. Дмитрий Иванович Будаев, профессор СГПИ, смог доказать, что фамилия Шуцман - не псевдоним. Николай Сергеевич Шуцман (1864 – 14.IV.1937), родился в семье московского садовника, отец которого был выходцем из Германии. Окончил инженерную академию. В 1897 г. участвовал в конкурсе проектов здания для музея изящных искусств (вместе с братьями Михаилом и Сергеем) и был удостоен серебряной медали Академии Художеств. И именно он, в 1912 г. представил проект Памятника защитникам Смоленска в войне с Наполеоном, того самого памятника с орлами, который и был отобран межведомственной комиссией из 30 поступивших на конкурс проектов. Впоследствии он был одним из ведущих архитекторов Москвы. В начале 20-х гг. Шуцман вместе с основоположниками советской архитектурной школы А.В. Щусевым и И.В. Жолтовским работал над архитектурно-художественным решением Всероссийской сельскохозяйственной выставки.
С.М. Яковлев, который работал над книгой «Смоляне в искусстве», занялся серьезным исследованием: обратился к архивам, писал письма людям, знавшим Надольского или писавшим о нем, знакомился с его работами по сохранившимся изображениям. Он старался установить истину, ведь в документах об открытии памятника автором его проекта назывался только Н.С. Шуцман. Не упоминать второго автора только потому, что он был солдатом, может быть и могло показаться логичным. Но ведь никто не скрывал, что автор памятника Софийскому полку, появившемуся в Смоленске в то же время, рядовой Б. Цапенко! Вскоре было установлено, что С. Р. Надольский не числился не только в списке рядовых Нарвского полка, но и вообще в списках военного состава, находившегося в то время в Смоленске.
В итоге С. М. Яковлев установил, что ко времени сооружения памятника с орлами в Смоленске Надольский работал в московских мастерских и именно он создавал важнейшую деталь памятника с орлами - скульптурную группу. Каждый может убедиться, смотря на памятник, что замысел автора проекта он воплотил в реальности блестяще. Степан Романович Надольский жил и работал в Сибири, был одним из организаторов Союза художников Сибири, съездов и выставок сибирских художников. Более того, возможно он был знаком с Шуцманом, так как он оформлял павильон Сибири на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Той самой, на которой трудился и Шуцман вместе с Щусевым и Жолтовским.
Таким образом, С. Р. Надольский имел отношение к сооружению памятника с орлами в Смоленске, но все же, я считаю, что автором проекта памятника был Н. С. Шуцман, а не он. Ведь именно Н.С. Шуцман придумал саму идею и воплотил её в эскизах, которые впоследствии были воплощены в жизнь.
Сам памятник поражает размерами. Общая высота памятника 9,62 м., в т.ч. скала - 7,8 м., размах крыльев орла - 4,4 м. Фигуры воина и орлов цинковые, гербы и венки бронзовые. «Скала» сложена из камня и цемента, облицована гранитной крошкой. Внутри она полая.

О памятниках на сегодня рассказ заканчиваю.
Последний раз редактировалось Krivich 27 июл 2015, 16:17, всего редактировалось 7 раз.
«Кто прячет прошлое ревниво, тот и с грядущим не в ладу»
Александр Трифонович Твардовский.
Александр Трифонович Твардовский.
-
- Сообщения: 17910
- Зарегистрирован: 10 июл 2012, 15:56
- Благодарил (а): 13 раз
- Поблагодарили: 29 раз
-
- Сообщения: 14075
- Зарегистрирован: 09 янв 2011, 11:01
- Откуда: Вологда
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 160 раз
Re: Дореволюционные фото Смоленска
Вопрос на засыпку. В чём же подвох? Как будто изображены разные города.
Вот открытка изданная контрагентством А.С. Суворина и ко в 1914 году
А вот открытка, изданная Л.Л. Петровским в Рославле с пометкой "дозволено цензурою - Рига, 4-го августа 1905 г.
Вот открытка изданная контрагентством А.С. Суворина и ко в 1914 году
А вот открытка, изданная Л.Л. Петровским в Рославле с пометкой "дозволено цензурою - Рига, 4-го августа 1905 г.
-
- Сообщения: 17910
- Зарегистрирован: 10 июл 2012, 15:56
- Благодарил (а): 13 раз
- Поблагодарили: 29 раз
-
- Сообщения: 14075
- Зарегистрирован: 09 янв 2011, 11:01
- Откуда: Вологда
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 160 раз
- Aml
- Сообщения: 16662
- Зарегистрирован: 23 окт 2004, 00:10
- Настоящее имя: Сергей Амелин
- Откуда: Смоленск, Николаева
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 59 раз
Re: Дореволюционные фото Смоленска
Разумеется. Здание губернского земского собрания (ныне администрации города Смоленска) было построено позже. А до этого вот такой вид на Губернаторский пролом был Потом:Но и дома - тож разные
- Aml
- Сообщения: 16662
- Зарегистрирован: 23 окт 2004, 00:10
- Настоящее имя: Сергей Амелин
- Откуда: Смоленск, Николаева
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 59 раз
Re: Дореволюционные фото Смоленска
Как я понял, стадион "Динамо" в этом месте прекратил существование в конце 30-х и его куда-то перенесли. А на месте стадиона построили "двойку".У меня есть несколько фото отца с подписью стадион Динамо, датированных в районе 1953г,
Из путеводителя 1933 года. Дом справа на заднем плане это типография Смирнова.
-
- Сообщения: 14075
- Зарегистрирован: 09 янв 2011, 11:01
- Откуда: Вологда
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 160 раз
Re: Дореволюционные фото Смоленска
Aml, Так я и спрашиваю - как на открытке датированной 1914 годом появился пейзаж примерно 20-летней давности - второй половины 19 века. Ведь в 1905 - всё было вполне уже ци.вильно. Письмо на открытке изданной в Рославле датировано 1907 годом, кстати
-
- Сообщения: 14075
- Зарегистрирован: 09 янв 2011, 11:01
- Откуда: Вологда
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 160 раз
Re: Дореволюционные фото Смоленска
У фирмы Суворина не нашлось более свежих фоток Смоленска? 8-[]Aml писал(а):Чего было в наличии, то и напечаталось :)
Интересно, а советские открытки с видами Смоленска в местных киосках Роспечати продаются али как?
Если нет - прикольно было бы издать. С красными флагами, "славой кпсс", "москвичами" и прочими атрибутами прошлой жизни.
- Михалыч1963 1970
- Сообщения: 16995
- Зарегистрирован: 23 июн 2012, 21:14
- Настоящее имя: Вячеслав Мишарин
- Откуда: Гомель
- Благодарил (а): 87 раз
- Поблагодарили: 111 раз
Re: Дореволюционные фото Смоленска
У нас в Гомеле, например, иностранных гостей мало. Тому есть причины. Чернобыля они, например, боятся совершенно точно. И ретро-открытки, в принципе, здесь не очень нужны.Vologda-gda писал(а):У фирмы Суворина не нашлось более свежих фоток Смоленска? 8-[]Aml писал(а):Чего было в наличии, то и напечаталось :)
Интересно, а советские открытки с видами Смоленска в местных киосках Роспечати продаются али как?
Если нет - прикольно было бы издать. С красными флагами, "славой кпсс", "москвичами" и прочими атрибутами прошлой жизни.
Когда думаю о Смоленске с его УНИКАЛЬНОЙ историей, кажется, ретро-открытки - и не только советские - имели бы спрос огромный! Меня лично интересует период, когда я жил в Смоленске. Любителей и знатоков истории города - всё бы интересовало. Из ранее изданного.
А уж туристов (посещают же Смоленск???) они бы интересовали прямо по векам и эпохам! Единственный вопрос - авторские права. Но он решаем, вероятно.
Это целый проект можно развернуть. Только сделать не как памятник недавний. Чтобы "плесень не выступала".

Никогда не жалей ни о чём...
- Aml
- Сообщения: 16662
- Зарегистрирован: 23 окт 2004, 00:10
- Настоящее имя: Сергей Амелин
- Откуда: Смоленск, Николаева
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 59 раз
Re: Дореволюционные фото Смоленска
Вообще-то переизданные открытки есть. По крайней мере, дореволюционные.
- Вложения
-
- 148.jpg (610.14 КБ) 4109 просмотров
-
- Сообщения: 17910
- Зарегистрирован: 10 июл 2012, 15:56
- Благодарил (а): 13 раз
- Поблагодарили: 29 раз
Re: Дореволюционные фото Смоленска
А мне интересно вот это здание слева. Как я понимаю, сейчас на его месте памятник зодчему и солдатам-освободителям.