ПАМЯТИ АНДРЕЯ МАКАРЕВИЧА
Умер Андрей Макаревич – автор-исполнитель, лидер группы "Машина времени". Автор многочисленных песен, которые знала и пела вся молодёжь Советского Союза.
Нет, физически он не умер, он по-прежнему кушает в ресторанах фуа-гра и ездит в теплые моря и океаны на отдых нырять под водой. Но как человек и гражданин для меня и многих-многих других, он умер.
Он давно уже пережил свои песни. Прошло два раза по двадцать лет с уже далеких 1970-х годов. Изменился мир, изменился и Андрей. Человек, который считался одним из духовных лидеров поколения, опустился до поддержки фашизма.
Когда-то я знал его песни наизусть. Когда-то в 1980-х годах, когда на страницах "Литературной газеты" в безобидной дискуссии про искусство – "Массовость и народность" Андрея Макаревича пнули, выставив его образцом массовой и только массовой культуры, я по-молодости яростно и вдохновенно написал письмо в его защиту, которое удостоилось быть опубликованным на страницах "ЛГ" и, более того, мне там же ответил великий Д.С. Лихачёв. Я давно уже потерял в переездах этот номер этой газеты, но я ещё очень долго гордился своим поступком.
Теперь – всё. Для меня люди, поддерживающие бандеровских фашистов на Украине - такие же фашисты. Это – такие же нелюди, как те, кто убивал евреев во Львове в страшный день 30 июня 1941 года или расстреливал киевских евреев в Бабьем Яру.
Андрей Макаревич давно уже не поёт. Он зарабатывает деньги. Ему принадлежит винодельческая фирма в Крыму, и возможно, именно поэтому он выбрал сторону бандеровцев. Деньги погубили души многих поэтов. Возможно, Андрей Макаревич не стал исключением.
Прощай. Ты хорошо начал, тебя будут помнить молодым ещё долго, но ты плохо кончил. Нужно уметь вовремя уйти и вовремя промолчать. Нужно уметь любить свою страну и свой народ. Люди теперь будут помнить не молодого певца – властителя дум, а старого телевизионного повара с бандеровской тряпкой в петлице.
Сантехники человеческих душ и старые песни о главном
Сейчас в моде два жанра русского народного удивления: (1) «почему на Украине всё так» и (2) «а я и не зал, что он такая сволочь» на тему морально-политического камингаута очередной российской или украинской звёзды эстрады, литературы и ещё какой культуры, выразившегося в «поддержке идеалов майдану» и причащения к Бандере.
Народ вертит головой, в ужасе обозревая окрестности и бродящих по этим окрестностям персонажей, ожидая от них уже любой самой запредельной гадости. И не без оснований.
Приступим к моей любимой части — ответу на вопрос «как же так вышло?»
Мы не любим бытовых аналогий и правильно делаем — они ложны. Но иногда — если они не пытаются изобразить людей предметами обихода — они годятся как ничто.
Итак, вот есть современный многоэтажный дом. У него уйма достоинств: он тёплый, благоустроенный, с электричеством, лифтом, канализацией. Он значительно лучше деревенской хаты по всем этим показателям. И он — доступный по цене, в отличие, например, от загородных коттеджей.
Этот дом — это аллегория нашего современного общества.
Самое уязвимое место такого дома — его сложность. В нём нет ничего простого. У него сложная проводка, сложные механизмы, сложная канализация.
Отсюда следуют некоторые выводы: 1) умственное и культурное развитие жильцов не может быть ниже определённого уровня; 2) обслуживание систем дома требует высококвалифицированных специалистов — сантехников, электриков, инженеров и так далее. Иначе нормальное функционирование систем дома станет невозможным — достаточно серьёзно нарушить только одно из заявленных условий.
Если граждане перестанут при сверлении стен соотносить места сверления с расположением проводки — в доме будет много похорон и мало электричества. Если граждане перестанут использовать для выброса мусора мусоропровод, а станут выкидывать этот мусор в унитаз, то в доме скоро будет плохо пахнуть.
И так далее.
Исправлять все огрехи граждан в обращении со сложными предметами должны специально обученные и нанятые люди. Эти люди осуществляют сложный ремонт, который граждане сами осуществить не в состоянии, а одновременно с этим объясняют гражданам, как им поступать по отношению к сложным штукам и почему. То есть люди исполняют ещё и культурно-просветительскую функцию. Да, это просветительская функция в отношении лампочек и унитазов, но это именно культурно-просветительская функция. Передавая нам часть, пусть и наиболее простую, своей производственной культуры, эти люди делают нашу бытовую культуру обращения с домом — выше. И, что немаловажно, научившись правильно обращаться с мусоропроводом, мы одновременно учимся определять в своей среде людей, которые либо ещё не научились это делать, либо не хотят поступать правильно. И мы начинаем передавать культуру им. Иногда добровольно. Иногда с некоторой настойчивостью. Иногда — с оргвыводами. Потому что среда обитания — ценность, которую человек хочет беречь.
И вот мы приходим к самой важной части функционирования нашего дома/общества — взаимодействию людей.
Человек — существо значительно более сложное, чем унитаз и проводка. И таких сложных существ в обществе очень много.
Кто же нас научит поступать друг с другом по-человечески, а не как иногда хотелось бы? Кто нам обоснует эти правила обращения человека с человеком? Кто покажет нам примеры того, что мы должны чувствовать друг к другу? К Родине? К власти? Кто мы такие?
Это должны были делать именно те люди, которые вводят нас сейчас в состояние перманентного охренения методом попыток скормить нам ежей.
Выпущенные на волю из-под ласкового присмотра санитаров в штатском ещё в 1991 году, все эти люди — музыканты, поэты, литераторы — достигли невероятных успехов в своей деятельности, несовместимой с выживанием человечества на вверенной им территории, включающей нынешние Россию и Украину.
Это именно их успехи в создании культурного поля сделали возможными такое понимание «гидности», как «к чертям расхреначим страну, убьём колорадов побольше и тогда на нас снизойдёт эфир европейства».
Они в течение нескольких лет занимались уничтожением культурного поля. У них это называлось десоветизацией, свободой, переосмыслением, покаянием.
Вы, конечно же, спросите: а почему на Украине вышло, а в России — нет?
Отвечаю: мы от них сбежали. Во внутреннюю эмиграцию.
Помните, некоторое время назад из-под нашей медиа-элиты стал раздаваться заунывный стон о том, что они чувствуют «возрождение совка», «кругом совок», «когда же мы наконец, окончательно десоветизируемся», и прочие плачи?
Это был тот самый момент, когда мы, убедившись в том, что то отношение друг к другу, которое нам предлагают наши творческие натуры, а именно: отношения продвинутых стритрейсеров и тупых серых пешеходов, отношения отважных бандитов и тупого быдла, отношения эффективных менеджеров и тупого быдла и пр. нас не устраивают — мы просто сбежали от них в советские фильмы. В «Старые песни о главном». В «Судьбу человека», в «Они сражались за Родину», в «Весну на Заречной улице» и так далее, и так далее.
По этим кино, книгам, песням и стихам мы и учились отношению к самым важным в жизни объектам — себе, Родине, близким, соседям. Получилось не как на Западе. Не так уж чтобы всё по закону и правилам. Но работает. Мы здороваемся, выручаем друг друга до получки, сидим друг с другом на кухне, дружим на работе, семьями.
Мы воспринимали нас отдельно от них и всего того, что они там несут. Мы тут работаем, а ненормальные — там, на карнавале.
Мы отсиделись у себя в нашем «СССР детства», дождались момента, когда они выдохнутся, а у нас в голове как раз всё уляжется. И теперь мы вернулись.
В нашем мире ничего не было об элитных тачках, хамоне и пармезане. Там был новогодний оливье и пельмени. Там было главное, что мы хотели, чего жаждало наше сердце, — человечность. И когда мы восстановили нашу человечность, мы вернулись в мир с хамоном и пармезаном, дорогими тачками — и легко нашли им применение.
Эти же — не смогли противопоставить нам ничего, потому что полностью одичали. Когда мы вернулись, мы увидели людей, пускающих слюну по подбородку, жующих элит-фуд, беспорядочно совокупляющихся, и со стеклянными глазами. Потому что в их мире больше не было ничего. Они всё изжили. Эта человекообразная слизь не могла противопоставить нам ничего, кроме оскорблений и фантазий внутреннего потребления о ватниках, совках и т.д.
Именно этим объясняется тот поток бывших в авторитете «звёзд» на Украину. Ибо там всё было немного иначе. Там строили не побеждённую страну, а наоборот — её будущий усмиритель, там строили заповедник провинциалов, готовых с открытым ртом принимать всё что угодно, лишь бы льстили, поддакивали, обещали.
А ещё дело в том, что российское государство, которое сознаёт всю тяжесть положения и глобальность вызовов, нуждается в дееспособной культуре и поддержало нас. А государство Украина, у которого не было никаких задач, — своим бездействием поддержало культуру деградации.
Те, кто на это был не готов, — сбежали в одну с нами внутреннюю эмиграцию. А часто и просто к нам переехали. Но теперь у них нет возможности возвратиться, поскольку провинциальное, развращённое, растлённое грубой лестью, посулами и враньём дурачьё установило в стране настоящую диктатуру тех, кто скачет, над деморализованным нормальным большинством.
Кончится всё так же, как в доме, где не осталось ни одного человека, умеющего пользоваться унитазом.
Плохая новость: прибирать нам.