... продолжим:
История не прощает. Она позволяет, чтобы проходили целые века, но ни о чем не забывает, озаряя все закоулки. В этом tout tient (все соединяется), включая непосредственные отношения между лютеранской реформацией и немецкой гибкостью с приходом к власти народного социализма, а также полную верность режиму, исключая — обязательно — любой случай как героический, так исключительный.
Напомним, что в 1930 г. протестанты объединились в "Церковь Рейха" как Deutsche Christen, "Немецкие Христиане", девиз которых: "Один народ, одна раса, один Фюрер". Звучал лозунг: "Немцы — наша миссия, Христос — наша сила".
Устав Церкви изменен по требованию фашистской партии, включая "арийский параграф", исключая рукоположение пасторов не из "чистой расы" и ожесточая условия крещения нечистокровным лицам.
Среди множества документов, которые должны подтолкнуть христиан к размышлению, особенно братьев протестантов, хочется процитировать сообщение, посланное аккредитованным в Германии североамериканским корреспондентом, опубликованное в "Тайме" от 17.04.33 г., то есть спустя несколько месяцев после прихода Гитлера к власти:
"В старинном здании прусской Деты, произошел Великий Конгресс Германских Христиан, целью которого было определение линии поведения Церкви немецких евангеликов в сложившейся из-за народного социализма обстановке. Открыл его профессор Госсенфельдер словами: "Лютер сказал: крестьянин, пашущий землю, может быть более набожным, чем молящаяся монахиня. Мы говорим, что воюющий фашист из Штурм-Группы ближе Воле Божьей, чем Церковь, которая не присоединилась к радости Третьего Рейха" (Это было агрессивным намеком на католическую иерархию, которая отказалась "присоединиться к радости").
Читаем дальше в "Тайме": "Пастор, доктор Венеке-Солдин, добавил: "Крест в форме свастики и христианский крест одно и то же. Если бы Христос жил в наше время, он был бы лидером в нашей борьбе против марксизма и антинародного космополитизма". Призывом реформированного христианства стал запрет использовать Ветхий Завет, как в культе, так и на уроках религии в воскресных школах, потому что он является еврейской книгой. Конгресс окончательно утвердил два основных принципа: 1). "Бог создал меня немцем. Быть немцем — это дар Господа. Бог хочет, чтобы я боролся за мою "германность""; 2). Участие в войне не является насилием над христианской совестью, а послушанием перед Богом".
Смутная экстравагантность Deutsche Christen не была сознанием меньшинства , но мнением большинства лютеран: в церковных выборах в июле 1933 г. "христофашисты" получили 75% голосов от протестантов, которые, в отличие от католиков, гарантировали парламентское большинство в общественных выборах НСДРП (Народная Социал-демократическая Рабочая Партия).
Все то, что мы сказали до этого, не случайно, и соответствует какой-то исторической и богословской логике. Это объясняет кардинал Иосиф Рацингер, баварец, который в 1945 году восемнадцатилетним юношей был зачислен в так называемый Flak, антиавиационную артиллерию Рейха: "Феномен "Немецкие Христиане" освещают характерную опасность, которой подвергался протестантизм перед лицом фашизма. Лютеранская концепция народного христианства, немецкого и антилатинского, стала у Гитлера хорошим стартом для начала согласования с традицией Народной Церкви, по поводу сильных наставлений на послушание политическим властям, что является нормой для последователей Лютера. Именно по этим причинам протестантизм чувствовал себя более обязанным, чем католицизм, польстить Гитлеру.
Безумное движение "Deutsche Christen" не могло начать свое существование на базе католической концепции Церкви, в которой верующие имели большую возможность противостоять фашистским доктринам. Это предвиделось и постоянно подтверждалось историей: католическая Церковь в выборе меньшего зла может согласиться на стратегическую разработку договоров с государственными системами, даже если они имеют репрессивный характер, но в конечном итоге все время будет защитницей всех перед дегенерирующим тоталитаризмом. На самом деле, в противоположность церквям, основанным благодаря реформации, сущность католической Церкви нельзя спутать с сущностью государства и по своим обязательствам она должна сопротивляться власти, которая пытается навязать своим гражданам тоталитарный образ мира".
Характерный для лютеранства дуализм, делящий мир на два царства ("светское", вверенное исключительно царю и "религиозное", в котором компетентна Церковь, однако царь управляет в нём и покровительствует, даже если он не является начальником на земле) оправдал послушание перед тираном. В протестантской Церкви послушание продолжалось до конца: мы уже знакомы с соболезнованиями к фюреру, посланными после неудавшегося на него покушения, в 1944 г. когда он приказал жестоко и кроваво расправиться с заговорщиками (среди них были офицеры старой аристократии и высший слой католического мещанства).