at_hacker писал(а):maximkr писал(а):Нет, не логично. Смысл вмешательства гос-ва в народное образование - социальный, т.е. чтоб у людей было больше возможностей, чтоб бедняки имели шанс выбиться в люди и т.п. Деньги на такие проекты государство должно брать из других областей, скажем, с НДФЛ, НДПИ, налога на прибыль.
А кто мешает беднякам выбиваться в люди при наличии системы распределения после учёбы?
Хм, система распределения в том виде, что тут обсуждается предполагает принудительную отправку в турлы и на низкую з/п, отрабатывать. Если эта отправка способствовала бы выбиванию в люди - они бы туда сами ехали и никакого смысла в этом законе не было. Значит, не способствует: "не хватило у предков денег чтоб платно выучить, значит иди работать за копейки".
Тут еще такой момент - а разрешать ли бюджетнику идти после окончания ВУЗа в коммерческую контору ? С одной стороны, работает по специальности, с другой - коммерческие конторы и платниками можно занять, а вот в "ж$пу мира" отправить некого.
at_hacker писал(а):
Ну так чтобы западная модель стала реальностью -- сначала нужно влезть государству и задать некие законы, по которым это всё будет работать. Или нужно сразу объявить ВУЗы "вольным городом", и пусть крутятся, как хотят?
Тут не столько законы нужны (законов у нас хватает), сколько деньги. Вообще у буржуйских вузов система финансирования интересная - у них есть эндаумент-фонды, которые пополняются пожертвованиями (бывших выпускников). По уставу обычно ядро фонда тратить нельзя, деньги можно инвестировать и инвестиционный доход уже можно тратить. У крупнейших университетов размер этих фондов такой (десятки миллиардов долларов), что они могут обеспечить выплату зарплат преподам и стипендий студентам только за счет инвестиционного дохода, т.е. могут сделать образование бесплатным. Но не хотят :)
Т.е. в принципе это внутренее дело каждого ВУЗ-а - с кого сколько брать, кого и на каких условиях учить бесплатно и т.п.
at_hacker писал(а):
Не в буквальном смысле, я имел в виду схему получения денег в системе. У медицины -- страховки, у образования -- платное обучение либо система распределения после выпуска.
Вообще страхование как принцип подходит для событий, которые являются для каждого конкретного человека катастрофическими, а для общества - обычными. Угоны, например.
Использовать страхование для финансирования лечения гриппа нет никакого смысла - это явление закономерное, что ты в начале года страховой выплатил, то она тебе в течение года вернула. Для таких случаев вполне можно лечиться "за свои". А вот для финансирования лечения онкологии или других дорогих болезней - вполне вариант.
В образовании никаких редких и катастрофических событий не ожидается. Либо каждый платит за себя (это обычное платное образование), либо есть какие-то категории льготников, за которых платит общество. И вроде по поводу необходимости бесплатного образования есть какой-то консенсус в обществе. Вот только зачем при этом издеваться над людьми ?
Зачем оно властям нужно - понятно: бабок мало, чем хуже условия для "бюджетников" - тем меньше на такое образование спрос и тем дешевле оно обходится. Формально бесплатное образование есть, но кому оно надо, с такими ограничениями ?