У нас тоже этот процесс начат. Уже несколько лет идет интеграция кафедры с НИИ СТТ. Туда устраиваются многие из наших выпускников, там работает двое преподавателей кафедры и на базе НИИ СТТ проводится обучение магистров, там регулярно студенты на практике работают (и часть из них остаются работать насовсем), сейчас к нам в магистратуру на обучение поступило 5 молодых сотрудников НИИ СТТ.НИИ интегрировать в ВУЗы.
Но этот процесс идет очень негладко :( Особенно в плане НИРовских работ. Основная проблема - невозможность совместить нынешнюю преподавательскую нагрузку с активной научно-производственной деятельностью (мне предлагали - я отказался, трезво понимая, что не справлюсь). Уменьшить учебную нагрузку (уйти, к примеру, с полутора ставок на полставки) нет возможности - занятия просто некому вести.
И, опять-таки, НИРовский договор - он временный. Может быть, может не быть. Соответственно, должен рассматриваться как подработка (в финансовом плане), не более. Поэтому уходить на полставки и не знать, что делать потом, после окончания выполнения работ по договору - очень неправильная перспектива.
Т.е, в принипе, механизмы есть. И механизмы правильные. Только они, почему-то не работают. Точнее, очевидно, почему они не работают.
Не только. Точнее, не столько организационные, сколько финансовые. ИМХО, тот же преподаватель должен иметь гарантированный минимум (преподавательскую ставку), которая бы:Ну а на счет удерживать, так это уже организационные проблемы.
1. Соответствовала нормальному уровню жизни.
2. Была привлекательной для выпускника ВУЗа.
Это создать нормальный экономический стимул для того, чтобы в преподаватели шли не только безумные фанаты, либо те, кого больше никуда не берут, поскольку они ничего не умеют делать, а нормальные люди. И не только нормальные, а лучшие. Чтобы была возможность выбора, кого можно взять на преподавательскую работу (как было в социалистические времена, остаться ассистентом на кафедре для выпускника было очень престижно).
Ведь по факту, преподавателями в ВУЗах по большей части работают те, что пришел сюда еще в социалистические времена, когда это было престижно. И по разным причинам не захотели менять свое место работы.
Имея гарантированный финансовый минимум (нормальный, а не на грани прожиточного) и гарантированный запас времени - преподаватель займется наукой. Во-первых, к этому его должностная обязанность, во-вторых, создает условия для карьерного роста (кандидатская, докторская), в-третьих, получив реальные практические навыки много проще вести занятия по специальности. Ну и в четвертых - это дополнительный заработок, что тоже стимул.
Все перечисленные выше условия были в социалистические времена. И система прекрасно работала. Получается, ничего нового не надо выдумывать. Но пока до такой работоспособной системы очень далеко. И попытки государства что-то требовать с преподавателей по НИР, заведомо ставя их в рамки, когда эти требования выполнить невозможно либо очень-очень трудно (затраты труда несоизмеримы с экономическим эффектом) меня очень раздражают.