Православие для галочки
Основной докладчик – глава отдела социально-политических исследований Левада-центра Борис Дубин – рассказал, что, по данным его организации,из тех, кто с готовностью признают себя православными, в бога верят лишь 40%, тогда как треть ответивших не только в него не верят, но и религиозными людьми себя не считают.
Более половины из этих «православных» не держат дома религиозной литературы и вообще не ходят в церковь, а на Пасху в храм наведываются лишь 15%. Что же остается в сухом остатке? 3–4%, которые знают символ веры и могут перечислить десять библейских заповедей. Да еще 10%, которые блюдут посты и ежедневно молятся.
По данным Елены Башкировой, главы исследовательского центра «Башкирова и партнеры», молящихся все же набирается до 14%. Но молитвы никак не влияют на их общественное и политическое поведение. По крайней мере, к семье, абортам, смертной казни и власти они относятся так же, как и те, кто никаких молитв богу не возносят.
Что же получается? Никакого религиозного возрождения не произошло? Борис Дубин так и считает. Однако возникает закономерный вопрос: откуда взялись все те, кто в церковь ни ногой и в боге особенно не нуждаются, но уверенно называют себя православными? Дело в том, что возродилась и крепко стоит на ногах религиозная организация под названием Русская православная церковь. Она реставрирует и строит храмы, украшает их иконами, забранными из музеев, утверждает свое присутствие в школе и армии. А главное — находится в прекрасных отношениях с властью, которую обеспечивает идеологией. В основе этой идеологии этатизм, патриотизм и традиционная мораль. Понятно, что власти это нравится и она не жалеет средств для помощи своей верной партнерше. Но не стоит упрощать ситуацию.
Нравится это и тем россиянам, которым такое государственно-церковное единство, а главное, их собственная, пусть и формальная, связь с ним внушают чувство стабильности и безопасности. Они в основном и составляют то православное большинство, о котором с гордостью рапортует РПЦ.
[...]
В этой связи неожиданной стороной поворачиваются и данные Елены Башкировой. Прежде всего, они, конечно, говорят о том, что православная вера в ее российском изводе мало увязана с традиционной моралью. Одинаковое отношение к абортам у верующих и неверующих – прямое тому доказательство. Но дело в том, что и к власти они относятся одинаково. Как это понимать? А так, что церковная идеология, пестующая любовь к властям предержащим, особого влияния на умы православного большинства не оказывает. Несмотря на все свои усилия, РПЦ не сумела обеспечить Кремль надежной идеологической поддержкой.
Видимо, понимая это, церковное начальство в последнее время изо всех сил пытается доказать себе и властям, что его мобилизационные ресурсы далеко не исчерпаны. Собирая по нескольку десятков тысяч верующих на молебны в центре Москвы, оно подчеркивает этим свою политическую мощь.