leopold, хирургов в ПТУ готовить. Это конечно сильно, но не умно.
GreyCat, хоть на первый взгляд, не умно, но по факту, так и есть. Медицина стоит несколько особняком, но про это чуть позже.
Среднее и начальное профессиональное образование подразумевает обучение навыкам. Т.е. там учат, как нужно выполнять конкретную работу. Те.е. как правильно класть кирпичи или варить борщ. Причем не базовым навыкам, а ВСЕМ, необходимым для выполнения конкретной работы.
Высшее профессиональное образование подразумевает формирование лишь базовых навыков, а в основном дает базу знаний и формирует способность к самостоятельному обучению. Поскольку подразумевает, что окончание высшего учебного заведения это не окончание учебы по специальности, а только ее начало.
Грубо говоря, в техникуме (по-старому) учат работать, а в ВУЗе -учат учиться работать. Уже изначально подразумевается, что выпускник ВУЗа большую часть знаний и навыков для конкретной практической работы должен приобрести самостоятельно. И в ВУЗе должны учить, как правильно приобретать навыки и новые знания.
В медицине - промежуточный вариант. Но все равно после ВУЗа как такового (который дал базовые знания и навыки) есть ординатура, где навыки и знания в конкретной области работы доводятся до того необходимого минимума, когда врач может начать работать самостоятельно.
Проблема ВУЗов в том (в первую очередь - технических), что сейчас объем базовых навыков по какому-то отдельному направлению специальности оказывается очень мал. Причин много. Это и быстрый прогресс в области техники, и отсутствие непосредственной связи преподавателей и практиков. И еще - чрезмерный глобализм. Попытка готовить специалистов очень широкого профиля. Которые знают чуть-чуть обо всем и ничего конкретно. Причина опять-таки понятна: оствутвие какого-либо внятного рынка труда. Никто точно не знает, какие специалисты нужны. Вот, например, наше направление - электроника и наноэлектроника, специализация - промышленная электроника. По факту: любая электроника, используемая в промышленности (а также в быту, и других сферах). Плюс изготовление электронных компонентов (технологии изготовления транзисторов, микросхем и др. полупроводниковых приборов). Плюс микропроцессоры (микроконтроллеры) и их программирование. Можно ли за 3 года научить ВСЕЙ электронике (конструированию и эксплуатации), микропроцессорной технике и технологии изготовления полупроводниковых приборов? Очевидно, что нет. Вот и будут выходить бакалавры, которые чуть-чуть про все это слышали на лекциях и даже чего-то исследовали на лабораторках. Но решить типовую узкоспециализированную задачу они наверняка не смогут. А работодателю нужно умение решать конкретную узкоспециализированную задачу. А таких задач в рамках широчайшего направления десятки сотен. К решениям каких ускозпециализированных задач готовить студентов - никто не знает: ни министерство, ни ВУЗ, ни работодатель (у него сегодня одна задача, завтра - совсем другая).
Ведь только основных направлений электроники с десяток насчитать можно. Но новык стандарты , к примеру, подразумевают, что ВСЕЙ схемотехнике электронных устройств (аналоговой и цифровой) можно научить за 8 лекций. Т.е. за 12 часов. За половину суток.
Интересно, и чего у нас успехов в электронике нет и специалистов-схемотехников совсем не густо, когда всю эту электронику за день не напрягаясь изучить можно? Или нельзя? Или не всю? И до какой степени не всю...
Новые стандарты высшего образования глобализма ничуть не убивали, а скорее, даже прибавили. А срок обучения и число занятий сократили. Поэтому и не понятно мне, что сейчас происходит. Причем, как я понял, сократились в основном часы именно подготовки по специальности (по сравнению с нынешней инженерской программой). А общеобразовательные и общекультурные (т.е. непрофильные) - существенно меньше. Т.е. стало еще более "обсчо и ни о чем".
Складывается впечатление, что происходит все как всегда: министерство выбило деньги на разработку новых стандартов. Деньги благополучно попилили, а стандарты... Ну, какие-то получились. А тот факт, что они получились нежизнеспособные, никого особо не волнует. Поскольку в стандарты изначально заложена возможность менять их содержание в достаточно широких пределах. Т.е. они как бы не совсем, чтобы стандартные. Получился резиновый эталлон метра. Как хочешь, так и отмеряй. И всегда можно заявить, что знания студента-выпускника не соответствую стандарту. И убедительно доказать, то нужной длиня растянув "резиновый метр".
А раз знания выпускников не соответсвуют стандарту, ВУЗ можно благополучно прикрыть.