МАК писал(а):
1.17.7. Используемые документы
На основании положений (параграф GEN 1.2-1 п.п. 1.1, 1.2, 1.3; GEN 1.2-9
п.п. 3.9, 3.10) АИП РФ, а также в соответствии с заявкой на полет (письмо за номером
PdS 10-14-2010 от 22 марта 2010 года), поданной Посольством Республики Польша в
Российской Федерации в Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД
РФ), рейс PLF 101 являлся международным нерегулярным (разовым) полетом по
перевозке пассажиров самолетом государственной авиации Республики Польша на
аэродром Смоленск "Северный", не открытый для международных полетов. Полет
выполнялся на основании разрешения МИД РФ номер 176 CD/10 от 9 апреля 2010 года.
Возможность выполнения нерегулярного (разового) полета на воздушном судне
государственной авиации иностранного государства на аэродром Российской Федерации,
не открытый для международных полетов, в явном виде оговаривается в указанных выше
пунктах АИП РФ. Исходя из указанного статуса рейса PLF 101, к его выполнению и
обеспечению, согласно параграфу GEN 1.6-1 п. 2.1, применимы положения АИП РФ в
части касающейся.
Согласно пункту 1 Федеральных авиационных правил производства полетов
государственной авиации Российской Федерации: «Федеральные авиационные правила
производства полетов государственной авиации (далее именуются - Правила) разработаны
в соответствии с действующим воздушным законодательством Российской Федерации и
нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность федеральных органов
исполнительной власти и организаций, имеющих подразделения государственной
авиации, и определяют порядок производства полетов государственной авиации
Российской Федерации (далее именуется - государственная авиация)». Данные Правила, а,
следовательно, и другие документы, в основе которых лежат данные Правила, не могут
быть применены к рейсу PLF 101, поскольку он не являлся полетом, выполняемым
подразделением государственной авиации Российской Федерации и на воздушном судне
государственной авиации Российской Федерации.
При анализе обстоятельств и причин данного авиационного происшествия
Комиссия также учитывала тот факт, что ряд документов, определяющих подготовку лиц
авиационного персонала и организацию особо важных полетов как в Российской
Федерации, так и в Республике Польша, является документами ограниченного доступа.
Поскольку настоящий Отчет, в соответствии со Стандартами Приложения 13 к Конвенции
ИКАО, будет опубликован в открытых источниках, названия указанных документов, а
также цитаты из них, не приводятся. В соответствующих местах Окончательного Отчета
излагаются выдержки применяемых положений этих документов.
Польша писал(а):
1.18.1. Организатор полетов
36 специальный полк транспортной авиации является подразделением
транспортной авиации Военно-Воздушных Сил, ответственным за:
Обеспечение воздушного транспорта главных государственных лиц (Президента РП,
Председателя Совета Министров, Председателя Сейма, Председателя Сената, вице-
председателя Совета Министров, министра Национальной Обороны, министра
Иностранных Дел, министра Внутренних Дел и Администрации, Руководителя
Канцелярии Президента Республики Польша, Руководителя Канцелярии
Председателя Совета Министров);
Обеспечение воздушного транспорта для: Министерства Национальной Обороны,
Федерального Штаба Польской Армии, Командования Сухопутных Войск,
Командования Военно-Воздушными Силами, Командования Военно-морским
Флотом, Оперативного Командования Вооруженными Силами, Инспектората
Поддержки Вооруженных Сил, Главного Управления Военной Жандармерии;
Выполнение заданий в рамках акций гуманитарной помощи, организованных
Правительством Республики Польша и другими общественными организациями – в
соответствии с распоряжениями Главнокомандующего ВВС;
Выполнение заданий в сфере перевозки и эвакуации граждан Республики Польша с
территории других государств в случае возникновения угроз, в соответствии с
постановлениями верховного правительства Республики Польша;
Выполнение заданий в сфере авиаперевозок в рамках акции СЕРДЦЕ.
Полк непосредственно подчиняется Главнокомандующему Военно-Воздушными
Силами. Текущий специальный служебный надзор за деятельностью полка выполняет
заместитель начальника по подготовке ВВС – Командующий Военно-Воздушными
Силами.
1.18.2. Статус самолета
Самолет Ту-154M с бортовым номером 101, внесенный в реестр военных
воздушных судов МНО (Министерства Национальной Обороны)
64
в позиции Sz-428,
24.01.2005 г. эксплуатировался 36 специальный авиаполком транспортной авиации.
Воздушное судно выполняло полет с официальной миссией и перевозило
Президента РП вместе с делегацией. На основании положений международного
авиационного законодательства, невозможно однозначно определить статус
воздушного судна (по причине неоднородной практики государств в данной сфере). Из
положений закона «Авиационного права» от 3.07.2003 г. следует, что польское
государственное воздушное судно, используемое Вооруженными Силами РП,
считается военным воздушным судном. Согласно положениям польского авиационного
законодательства, а также «Инструкции по организации полетов воздушных судов со
статусом HEAD», самолет Ту-154M являлся государственным (военным) воздушным
судном со статусом HEAD.
1.18.3. Статус аэродрома СМОЛЕНСК СЕВЕРНЫЙ
Аэродром СМОЛЕНСК СЕВЕРНЫЙ был военным аэродромом совместного
базирования, не соответствующим международным нормам65
, а также рекомендуемым
методам и правилам функционирования.
Аэродром был подготовлен на основании:
«Федеральных авиационных правил производства полетов государственной
авиации» (ФАП ПП ГосА) и приказа Главнокомандующего ВВС РФ от 1992 г. № 143 ;
«Норм годности к эксплуатации аэродромов государственной авиации» (ФАП
НГЭА ГосА 2006);
Требований Главнокомандующего ВВС РФ от 1992 г. № 144 по лѐтной проверке
средств связи и радиотехнического обеспечения полѐтов.
Персонал Группы Руководства Полетами на подответственной ему территории
применял процедуры, действующие в воздушном пространстве военного аэродрома,
вытекающие из «Федеральных авиационных правил производства полетов
государственной авиации (ФАП ПП ГосА)», а также требований пункта с, раздел AD,
часть третья, том II «Сборник аэронавигационной информации AIP РФ и СНГ».