Первое крещение Руси как-то быстро оборвалось с приездом Святослава. Многие источники, например, "Житие св. Ольги" описывают его диким зверем и т.п.
В общем адский зверь да и только. Как это удалось Адальбергe уйти до сих пор понять не могу. В «Хрониках продолжателя регинона» это представляют так:Сын же ее великий князь Святослав, яко зверь был обличием ... не смыслил, не разумел, во тьме ходя и не желая видеть славы господа ...зверским нравом живыЙ».
Но не стоит так переживать за епископа. Следующая миссия Адальберга была более успешной. Он отправился крестить пруссов. Племя это еще много веков отстаивало свою веру от преемников Адальберга и было ими уничтожено. Осталась только Пруссия. Как же это напоминает судьбу бриттов и прочих уничтоженных народов. От них остались только названия земель где они когда-то жили. Думаю оставили эти название специально в устрашение непокорным, ну тем, которые потом присягали всем направо и налево.В 962 году возвратился Адальберг, поставленный в епископы ругам, ибо не успел ни в чем том, зачем был послан, и видел свои старания напрасными. На обратном пути многие из его спутников были убиты, сам же с великим трудом едва спасся.
Теперь подробнее о первом открестителе Руси Святославе. Если вы помните в Греции было такое военное государство Спарта. Многие века не знало оно поражений, пока его не развратило злато. Святослав был не просто настоящим "спартанцем". Он и его воины во многом превзошли древних греков. Летописи пишут про него примерно так:
В этом описании нас больше всего должны интересовать две вещи:Когда Святослав вырос и возмужал стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно nардус (леопард), и много воевал. В nоходах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, подстилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».
1. Он не возил с собой обозов. Думаю не все догадаются как это характеризует Святослава как воина поэтому позволю себе немного объяснить. С военной точки зрения обозы сковывают боевые действия войска, но с другой и не менее важной стороны если нет обозов, то некуда складывать добычу. И это последнее более всего характеризует Святослава как величайшего воина.
2. Обратите внимание на то чем питался Святослав и на порядок перечисления мяса. Можно конечно мне опять возразить, что порядок значения не имеет, увы, но в данном случае это не так. Последней перечислена говядина и это неспроста. Это (а другие источники так же уделяют внимание данному вопросу) говорит о том что войско Святослава не реквизировало домашний скот и питалось в основном тем что как бы сказали наши верующие друзья тем чем бог послал. Увы, Святослав был нехристем и наверно поэтому бог ему не присылал ничего вкусного.
Собственно с точки зрения рассматриваемого вопроса нас будут интересовать походы Святослава на Хазарию и Византию.
Хазария. Всегда хотел бы посмотреть на иудея в калмыцкой степи. Ну да ладно. Для таких дел у них имелись 25 подчиненных племен.
В 8 веке все полукочевые племена от Арала до Днепра, от Камы до Кавказа попали в зависимость от «воинствующего иудаизма». На всех торговых артериях Евразии «встала» Хазария. Неинтересно ей было ни скотоводство, ни землепашество. Только торговля. И торговля, заметьте, не простая, а золотая, т.е., шелком, алмазами и самое главное рабами. И дань с побежденных народов иудеи брали не обычную. Долго ковыряли историки летописи, пытаясь понять, что брали хазары «от дыму». То ли по «белой веверице» какой-то, то ли по «белке», то ли по «беле» (серебряной монете). Но в Радзивилловской летописи точно указано: «по белой девице от дыма»!
И вот этот огромный, богатейший каганат, одним ударом в 965 году сокрушил Святослав.
И вот тут как раз возникает первый главный вопрос. А как вообще Святослав попал в Итиль? Понятно что выехать в степь и главное доехать до места назначения было весьма и весьма маловероятно, ибо русов конники так себе . Ну, а поскольку самолетов тогда еще не изобрели, оставался только один путь водный.
Общепринято считать, что Святослав сначала отвоевал земли вятичей (район современной Рязани), затем захватил Волжскую Булгарию (район современных Казани и Ульяновска) и затем ударил в сердце каганата - город Итиль (устье Волги). Кстати, если даже предположить что Святослав все же выбрал степь, остаются вопросы с форпостами на реках, которые услужливо построили для иудеев византийцы. Я вот все время думаю, а была ли между ними разница, учитывая что самым нужным нам и интересным византийским императором стал армянин?
Вернемся к воде. Как из Киева попасть в Волгу чтобы тебя при этом не ждали? Вариант только один подняться вверх по течению Днепра и... А что собственно И? Открываем географическую карту на интересном месте и видим очень кучное попадание названий связанных с волоками в области называемого мною трехречья. Этот вариант в свое время в 1695 году применил и Петр, ну конечно не апостол. Основное достоинство данного метода - течение реки все делает за тебя.
После этого Волга стала великой русской рекой. Не забывайте об этом.
И теперь самое время вернуться к Византии.
Перед приходом Святослава к власти Византия провела христианизацию Болгарии той, которая на Дунае. Этот процесс сопровождался массовой резней, хотя
византийские хронисты сообщают только о чудесах, якобы склонивших болгар к полной зависимости от Константинополя. Чудеса объяснялись просто: по всей Болгарии стояли императорские войска - самое надежное чудо в деле обращения неверных.
Однако не смотря на это в Болгарии вспыхивает восстание против христианизации. И тут византийский император совершает фатальную ошибку. Видя успехи Святослава и немало перепугавшись,
император Византии Никифор Фока решил убить двух зайцев одновременно. Он пригласил Святослава подавить болгарский мятеж, чтобы, с одной стороны, подавить сопротивление болгар, а с другой, ослабить силы русов, пока те будут воевать. Как такую ошибку мог допустить император Византии, сам участник многих сражений, непонятно. Он прекрасно должен был знать отношение Святослава к христианству. Святослав пришел в Болгарию. Болгарское население встретило Святослава как освободителя. Святослав без особых усилий остановил христианизацию Болгарии.
Можно конечно подумать что Святослав воевал болгар, как пишут некоторые летописцы, но 80 городов захваченных за пару месяцев. Тут даже великий Батый отдыхает. Трезвый расчет подсказывает, что города просто встречали Святослава как освободителя. Есть отрывочные сведения, что болгары даже выпустили монету в честь Святослава, называя его царем Болгарии, но князю это похоже не надо, он в 968 году едет в Киев воевать печенегов.
В это время Византия возводит на трон болгарского наследника - Бориса Петровича. Святослав, захватив
позже Бориса в плен, не лишает его власти. Сам же Петр Сурсувул, бывший болгарский царь, византийский холуй, помер в безвестной крепостенке всеми покинутый и презираемый. Наверно поэтому впоследствии болгарская церковь провозгласила его святым.
Трудно отрицать, что на территории Болгарии состоялась битва русов и византийцев, где Святослав не победил а скорее разогнал византийское войско. Большинство из византийских воинов укрылось в обители патриарха - Доростоле.
И теперь маленькое лирическое отступление про византийское войско. По национальному составу оно могло быть каким угодно, скорее всего - большинство составляли греки. Но войско Византии было построено по римскому образцу. Вооружение, дисциплина, военно-техническое оснащение и главное, воинский дух, являлись продолжением римской армии. Т.е., Святослав впервые столкнулся с профессиональной армией. И разогнал ее.
Никифора Фоку на посту императора Византии "сменил" Иоанн Цимисхий. Ваня был не просто талантливым полководцем (кое-где его даже называют армянским Наполеоном), но был хитер и коварен.
Я не спроста взял слово сменил в кавычки, ибо Никифора забили до смерти в его же спальне. В спальню убийц впустила любовница Цимисхия, а по совместительству жена Никифора Фоки, императрица Феофано. Соучастниками Вани в спальне были Михаил Вурца, Лев Авалант, Лев Педиасимов и крещеный негр Феодор Аципофеодор. Организатором заговора была прекрасная Феофано - бывшая портовая шлюха и будущая свекровь Владимира Красно Солнышко.
Но со спальней это было еще полбеды. Главное было помазаться на царство, а вот патриарх Полиевкт явно не одобрил бы цареубийство. Этот патриарх (были в истории этой веры порядочные люди и как видишь Азя я этого не скрываю) еще Багрянородному (упомянутому выше Константину) отказывался «повиноваться со страхом». Этот Полиевкт императора Романа попрекал близостью к трону неугодных церкви. Самого Фоку заставлял отбыть епитимью за вступление во второй брак. Но дальше вы должны оценить все чем обладал Ваня. Когда патриарх начал обвинять Ваню в цареубийстве тот сказал что даже пальцем императора не тронул. И он был как никогда честен :yahoo: , просто он бил императора ногами. Указав на подельников, он повелел схватить их. Потом на упрек патриарха по поводу сожительства с мужеубийцей Ваня ответил, что гнусная женщина совратила его и заставила принять участие в убийстве. Ну, и разумеется повелел схватить негодницу.