Статья интересная на глаза попалась:
Города России: у последней черты
В ходе конференции "Стратегическое планирование развития городов", проходившей в рамках форума PROEstate, российские эксперты были вынуждены признать, что отечественная градостроительная отрасль находится у последней черты — идет деградация городской среды, она становится враждебной. Если в Западной Европе во главу угла ставится человек, вокруг запросов которого и выстраивается инфраструктура города в целом, то в России как таковая градостроительная политика отсутствует — идет точечная бессвязная застройка. В первую очередь удовлетворяются интересы инвесторов и потакают владельцам машин. Такой подход даже продвинутый на общем фоне Петербург отбрасывает на несколько десятков лет назад от Европы.
Параллельные миры
Предоставив зарубежным докладчикам выступать первыми, модератор — председатель cовета Союза архитекторов России по территориальному планированию и градостроительству Александр Высоковский сделал ошибку. Изначальна была задана недостижимая планка — другим хвастаться было нечем. Правда, дискуссию можно было еще спасти и свести к мастер-классу: перениманию опыта, раз уж обмена явно не получалось. Но для этого российские участники должны были правильно оценить свое место и смириться, вместо того чтобы пытаться играть на равных. Поэтому дискуссия прошла на одну тему, но в параллельных мирах.
Как рассказал вице-мэр Хельсинки Хану Пенттила, в постулатах развития столицы Финляндии говорится, что необходимо сохранять историческую идентичность как квартала, так и дома. Высотная застройка, подчеркнул он, допустима только в удаленном районе. Основное условие, которое было поставлено перед девелоперами, — застройка должна быть смешанной. В кварталах должны присутствовать дома всех классов: от эконом- до элит-класса.
"Молодые семьи перестали стремиться уезжать в сельскую местность, а остаются жить в городах, поэтому создание комфортной обстановки в городе необходимо", — перевернул Пенттила российскую действительность с ног на голову. Было видно, что принципы развития столицы Финляндии энтузиазма у российского бизнеса не вызвали. Как оказалось, это было только начало.
Мартин Аартс, директор по развитию Роттердама (Голландия), усилил дистанцию между мышлением западноевропейского и российского градостроителя. Город, по его словам, должен быть для человека источником радости, вдохновения. (А в Петербурге экс-вице-губернатор Александр Вахмистров еще недавно заявлял: хотите удобной комфортной жизни — переезжайте в пригород. Мол, все мегаполисы мира — сплошной дискомфорт для их обитателей. — Ред.)
"Мы все находимся в состоянии большой перезагрузки. В настоящее время в городах проживает до 50% населения земного шара. Через 20 лет, по прогнозам ученых, там будет обитать 70%. Развитие городов — это не национальный вопрос, а глобальный", — пустился в рассуждения голландец.
"Роттердам — портовый город, это крупнейшая международная инновационная площадка. И мы хотим его сделать самым интеллектуальным портовым городом мира, не теряя его аутентичности. Именно вода должна сыграть решающую роль в ускорении нашего переустройства", — посвятил он в планы муниципальной власти.
Чиновники выбрали около 30 совместных с бизнесом точек приложения усилий в развитии городских территорий. Среди них реконструкция привокзальной площади. Там будет проходить значительная часть городской жизни. Также планируется построить парк со стадионом, который сможет принять чемпионат мира по футболу в 2018 году.
Комфортность портовой зоны, занимающей три четверти Роттердама, повышается в целом: логистика и другая специфическая инфраструктура реконструируется в жилые дома, кофейни, выставочные площадки. Аналогичным образом оживляют и депрессивные районы города.
Но что бы ни делали чиновники, на первом месте стоит пешеход. Именно в его интересах преобразуется городская ткань города. "При развитии транспортной инфраструктуры необходимо в первую очередь ориентироваться на пешеходов, после них предусматривать возможности передвижения велосипедистов, затем общественного транспорта, а уж потом думать об автомобилистах. Личный транспорт у нас на последнем месте. Только в этом случае город будет комфортным для людей", — раскрыл суть западного мышления директор по развитию города Роттердама.
Председатель совета Союза архитекторов России по территориальному планированию и градостроительству Александр Высоковский, резюмируя выступление голландского эксперта, отметил, что сегодня западноевропейский город развернулся к человеку, хотя еще 20–30 лет назад градостроители в основном вели разговоры об удобстве размещения логистики.
Может быть, лет через двадцать
Перешли к вопросам. После нескольких минут осмысления сказанного встал представитель ВТБ: "Мы в рамках проекта "Набережная Европы" впервые в Петербурге сделаем набережную пешеходной зоной. У вас есть такие примеры реконструкции городской территории?"
Ноу-хау ВТБ оказалось даже не вчерашним днем цивилизованного мира. Мартин Аартс сообщил, что в Европе уже много лет дороги уводят под землю, освобождая их, в том числе и набережные, для пешеходов. "Время автомобиля закончилось — оно осталось в XX веке. В Санкт-Петербурге это, может быть, поймут только лет через двадцать, — добил он российскую часть аудитории. — Нужно развивать общественный транспорт. Не жалеть денег на пешеходные зоны. Насыщать их ресторанами и другими необходимыми объектами зоны отдыха — создавать комфорт человеку".
В Европе это поняли значительно раньше. Поэтому сегодня там ставить машину в центре города может себе позволить только очень богатый человек. А в России чиновники проиграли в суде автомобилистам, желающим парковаться, где им заблагорассудится.
Ну а в чью пользу благоустраивают Петербург, наглядно видно на перелицовке Литейного и Владимирского проспектов, где тротуары кроятся под парковки. А также на реконструкции Лиговского проспекта, после которой исторический центр потерял бульвар.
Но вернемся к дискуссии. Когда дело дошло до главы холдинга RBI Эдуарда Тиктинского, он оказался под сильнейшим влиянием западного менталитета. Настолько, что со своим собственным спутал. "Необходимо решать проблемы экологии, беречь зеленые насаждения — особенно в центре города, где их и так чрезвычайно мало", — заявил глава холдинга. Его речь очень напоминала рисунок в одном из советских сатирических журналов: кот читает мышам лекцию о пользе вегетарианской пищи.
Бизнесмен, посягнувший на застройку нескольких зеленых зон, влезший на территорию исторического Лопухинского сада, зеленел на глазах: "Муниципальные бюджеты чересчур скудны для того, чтобы содержать зеленые насаждения так, как они того требуют (речь идет о передаче муниципалам внутриквартальных скверов. — Ред.). Думаю, девелоперы могли бы взять эту обязанность на себя". (Вот только этого не хватало — доверить козлам сторожить капусту! — Ред.)
Кроме того, Тиктинский выразил готовность отказаться от автомобиля в пределах городской черты, "если общественный транспорт будет работать без проволочек".
Если не перестроимся, обречены…
Следующими за иностранцами по сценарию были презентации проекта "Самара-центр" и мастер-плана Перми.
"Когда я сравниваю подход западных градостроителей и наших, я понимаю, что они во главу угла ставят человека и его комфорт, а мы — эффективность использования земель, — прокомментировал выступления начальник департамента экономики Тверской области Сергей Аристов. — Кроме того, они думают, как будут жить их внуки, а мы привязаны к сегодняшнему дню".
"Европейские градостроители решают проблемы города в целом, а мы — конкретных объектов", — подхватил критическую эстафету Высоковский. "К сожалению, у нас все учитывают только квадратные метры и совершенно не задумываются о том, как в этих метрах будут жить люди. Если в ближайшее время мы не перестроимся, наша градостроительная отрасль обречена, она находится у последней черты", — поставил неутешительный диагноз архитектор. По словам Высоковского, подход к развитию города только "от жилья" был навязан в советские времена.
Хотелось бы заметить, что как раз в советское время в понятие "жилой дом" входила среда обитания — при строительстве под нее отводилась нормированная территория. Даже по сегодняшним меркам внутриквартальная инфраструктура — там, где она не уплотнена нынешними градостроителями, выглядит вполне продуманно и дружелюбно по отношению к человеку.
Сегодня же городская среда уплотняется без всякой связи с человеком. Это результат второй волны торжества капитала, когда власть, по сути, отказалась от управления градостроительным процессом. Во время первой волны (на рубеже XIX и XX веков) в Петербурге как раковая опухоль стали разрастаться дворы-колодцы, поглотившие сады и скверы, придомовое пространство.
Ирина Кравцова
Взято
отсюда>>>