Вопрос к виртуальным пилотам
Известно, что слепая посадка реального самолета - крайне сложная вещь. Даже, если оборудование позволяет, пилоту, для получения допусков, нужны чуть ли не годы практики и специальных тренировок.
А если упростить задачку? Сидим дома в удобном кресле и гоняем на экране компьютера виртуальный самолетик. Воткнкули в "землю", нажали Esc и повторили процедуру. Никаких психологических нагрузок.
Смотрим на характеристики задачи.
Ветра практически нет. Соответсвенно, нет порывов ветра, болтанки etc. Нет гадостей наподобие сдвига ветра. Нет такой экзотики, как температурная инверсия. Нет восходящих термиков, нет нисходящих токов воздуха, как это бывает при грозе. Полоса сухая.
Насколько полоса 2,500м длинная?
Есть такой термин, как фактическая посадочная дистанция.
Речь идет о том, что если ТУ-154Б подойдет к торцу полосы на высоте 10-15м с вертикальной скоротсью в пределах норматива, то пролетит над полосой 400 ... 500м до касания, потом ему еще потребуется тормозить (полоса предполагается сухой), и в итоге, он остановится на расстоянии 1400м от торца. Это и будет фактической посадочной дистанцией. (
http://www.protu-154.net/files/dynamic154.pdf )
В реальности есть неточности управления, и эти 1400м положено умножать на коэфф. 1,67. Кроме того, полоса может быть скользкой - дополнительно домножаем на коэфф. 1,15 (
http://prestige-pr.ru/ ).
Измерение высоты барометрическим высотомером.
1 мм.рт.ст ~ 10м
На высотомерах с метрической шкалой 1 деление = 10 м.
Из общих соображений, следует ожидать точность таких приборов +-5м (пол-деления).
Гугление технических характеристик показывает, что на небольшой высоте ошибка современных авиационных барометрических высотомеров +- 6м. Гугление старых РЛЭ по российским самолетам дает цифру +-20м. (Пульсации воздушного потока, влияние вибраций самолета на механические части высотомера, неточность настройки "0" шкалы высот etc.)
Кроме того, высотомер срабатывает с существенным запаздыванием (постоянных времени не я не нашел).
Пусть допуски могут сложиться самым неблагоприятным образом. Диспетчер ошибся на 1мм.рт.ст. (10м), в ту же сторону ошибся прибор (20м). Итого - 30м.
Проверяем следующую методику.
Пытаемся вести виртуальный самолетик по барометрическому высотомеру на 40м выше, чем положено по глиссаде.
Соответсвенно, пытаемся пролететь над ближним приводом на высоте ~ 100м, над торцем полосы на ~ 50м.
При проходе торца смотрим на радиовысотомер. Есди допуски ушли в минус (высота <= 50 м) - садимся. Полосы в 2,5км хватит даже на посадку с таким чудовищным перелетом (и еще 200м запаса останется). Если в плюс - уходим на 2й круг.
Или, все-таки, наш виртуальный самолетик упадет? (Удержать требуемую вертикальную скорость весьма непросто: вариометр не особо поможет, он, тоже, с задержкой срабатывает. Пилотировать нужно по тангажу.) У кого-нибудь симулятор под рукой есть?
ссылки по теме:
http://prestige-pr.ru/sitemap