er_y_2000 писал(а):Как я понял из многочисленных высказываний, при нормальном снижении по глиссаде у Ту-154 вертикальная скорость порядка 3-4 м/сек. Самолет снижается с такой вертикальной скоростью, а потом, уже вблизи полосы, идет выравнивание - вертикальная скорость еще уменьшается, для мягкой посадки.
Но в случае борта 101 получается, что они снижались с вертикальной скоростью порядка 10 м/сек еще от дальнего привода. Там вроде по стенограмме все явно и понятно.
Интересно, зачем выбрали скорость снижения, в два с половиной - три раза более высокую, чем обычно? Казалось бы, на мой дилетантский взгляд, при снижении в молоко тумана разумнее заходить более полого, чем обычно, с меньшей вертикальной скоростью. Или с обычной. Но зачем нырять в туман с сильно увеличенной вертикальной скоростью?
Совершенно верно. Их погубила слишком большая вертикальная скорость. Почему так получилось? Потому, что снижение с эшелона было начато с явным опозданием, к моменту входа в зону аэродрома высота была слишком большой, спешили снизиться до высоты круга - еле-еле уложились к третьему развороту, РП не случайно спрашивал, достигли ли высоты 500 м., потому скорость была повышенная, возможно, более 500 км/ч, в развороте продолжали гасить скорость, потому сразу начали четвёртый, последовательно выпуская механизацию и шасси на скорости 400 км/ч (ограничения не дают возможности выпускать шасси при скорости более 400 км/ч). Перед последним этапом довыпуска закрылков уже на посадочной прямой скорость всё ещё была более 300 (опять-таки, ограничение по прочности закрылков). После выпуска механизации и перекладки стабилизатора оказались ближе и выше, чем необходимо, надо было снижаться быстро. Ну, стали интенсивно снижаться по пределам, чтобы не выйти за ограничения по скорости, а вертикальная была около 10 м/с. Машина тяжёлая, инертная, на скорости 300 км/ч и менее, она, как и положено, реагирует на отклонения рулевых поверхностей не сразу. Дальний всё равно прошли выше глиссады, опять догоняли по пределам, а режим движкам нельзя ставить менее 80%, иначе будет гудеть сигнализация и запишется. В общем, скомканный заход. Надо было уходить с дальнего, и выполнить снова, аккуратно, может быть, если бы повезло, и сели бы. Но вообще-то риск был даже при грамотном заходе.
Некоторые пишут, что экипаж, дескать, ничего не делал, смотрел в окна. Так не бывает. Самолёт шёл на автопилоте, а автопилотом управляли люди, прикидывали и пытались уложиться в схему. Эмоциональное напряжение было большое, а после столкновения с деревьями - стресс.