Уважаемые коллеги, в порядке общего ознакомления позволю себе разместить краткую информацию относительно положений международного и российского права, регулирующих необходимость и возможность публикации данных речевых самописцев и прочих сведений о ходе расследования.
Прежде всего, следует отметить, что отсутствует конкретный нормативно-правовой документ РФ, регулирующий расследование авиапроисшествий с иностранными государственными ВС. Однако в Воздушном кодексе РФ имеется следующее положение :
Статья 95. Цели и порядок расследования авиационного происшествия или инцидента
...3. Расследования, классификация и учет авиационных происшествий или инцидентов осуществляются уполномоченными органами, на которые возложены эти полномочия соответственно в гражданской, государственной или экспериментальной авиации.
Проведение расследований, классификация и учет авиационных происшествий или инцидентов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации...
Для каждого из указанных видов ВС у нас существуют отдельные Правила расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов, утверждаемые и регулируемые Правительством РФ. В Правилах для государственных ВС прописано следующее :
...4. Организация и проведение расследований авиационных происшествий с воздушными судами, находящимися в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, отдельных авиационных происшествий с воздушными судами других федеральных органов исполнительной власти или организаций (по согласованию с их руководителями), а также авиационных происшествий, в которые вовлечен авиационный персонал нескольких федеральных органов исполнительной власти или организаций, осуществляются Службой безопасности полетов.
Организация и проведение расследований иных авиационных происшествий осуществляются федеральными органами исполнительной власти или организациями...
В этом случае, как следует из информации, выложенной на сайте МАК, положения части 3 статьи 79 ВК РФ и этого параграфа Правил были реализованы Правительством РФ следующим образом :
В соответствии с Российским воздушным законодательством и Приложением № 13 к Конвенции о международной гражданской авиации (ИКАО) для технического расследования авиационной катастрофы самолета Ту-154М № 101 Республики Польша, происшедшей 10 апреля 2010 года в районе г. Смоленска, создана совместная комиссия Межгосударственного авиационного комитета и Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 13 апреля 2010 г. на Председателя Межгосударственного авиационного комитета – заместителя Председателя Государственной комиссии по расследованию катастрофы самолета Ту-154, произошедшей 10 апреля 2010 г. в Смоленской области, Анодину Татьяну Григорьевну возложено общее руководство техническим расследованием и координация взаимодействия заинтересованных российских и зарубежных организаций. Расследование поручено проводить в соответствии с положениями Приложения 13 Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации в тесном взаимодействии с польской стороной.
Таким образом, при рассмотрении ситуации с публикацией записей переговоров экипажа на борту, и его переговоров с землей, следует читать соответствующие положения Конвенции о МГА 1944 года и Приложения 13 к нему – «
Расследование авиационных происшествий и инцидентов». Вот, что так сказано по этому поводу.
...5.12 Государство, проводящее расследование авиационного происшествия или инцидента, предоставляет указанные ниже записи в целях, не относящихся к расследованию авиационного происшествия или инцидента, только в том случае, когда соответствующий полномочный орган этого государства, отвечающий за отправление правосудия, установит, что предание их гласности превосходит по важности те отрицательные последствия внутри страны и в международном масштабе, которые могут иметь такие действия для данного или других будущих расследований:
а) все заявления лиц, полученные проводящими расследование полномочными органами в ходе расследования;
b) вся переписка между лицами, имеющими отношение к эксплуатации воздушного судна;
с) медицинские или конфиденциальные сведения, касающиеся лиц - участников авиационного происшествия или инцидента;
d) записи бортовых речевых самописцев и расшифровку таких записей;
е) записи и расшифровки записей органов управления воздушным движением; и
f) мнения, выраженные при анализе информации, включая записи бортовых самописцев.
5.12.1 Эти записи включаются в окончательный отчет или добавления к нему только в том случае, когда они имеют отношение к анализу авиационного происшествия или инцидента. Части записей, не имеющие отношения к такому анализу, гласности не предаются.
Далее следует пояснение, почему так необходимо делать, с точки зрения международного права.
Примечание 1. Информация, содержащаяся в вышеуказанных записях, в том числе информация, добровольно предоставляемая лицами, опрошенными в ходе расследования авиационного происшествия или инцидента, может быть использована ненадлежащим образом для целей последующего дисциплинарного, гражданского, административного и уголовного разбирательства. Если такая информация будет распространяться, такие данные, возможно, более не будут откровенно сообщаться лицам, проводящим расследование. Отсутствие доступа к указанной информации нанесет ущерб процессу расследования и будет иметь серьезные последствия для безопасности полетов.
Относительно защиты такого рода информации от ненадлежащего использования, под которым подрузумевается использование её в иных целях, помимо касющихся безопасности полётов, в этом Приложении к Конвенции о МГА имеется целое
Дополнение Е. Правовые принципы защиты информации из систем сбора и обработки данных о безопасности полётов. Вот что там говорится :
...1.1 Защита информации о безопасности полетов от ненадлежащего использования является важным элементом обеспечения постоянного доступа к ней, поскольку использование информации о безопасности полетов в других целях, помимо касающихся безопасности полетов, может затруднить получение такой информации в будущем с негативными последствиями для безопасности полетов. Этот факт был признан 35-й сессией Ассамблеи, которая отметила, что существующие национальные законодательства и правила во многих государствах могут неадекватно отражать методы защиты информации о безопасности полетов от ненадлежащего использования...
...ненадлежащее использование означает использование информации о безопасности полетов для целей, иных, чем цели, в которых она собиралась, а именно использование информации для дисциплинарного, гражданского, административного и уголовного разбирательства в отношении эксплуатационного персонала и/или придание гласности этой информации...
И наконец, положение Дополнения Е, непосредственно относящееся к нашей ситуации с задержкой публикации записей переговоров экипажа в бортовых самописцах.
... 7. ЗАЩИТА ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ
Учитывая, что предусматриваемые законодательством записи окружающей обстановки на рабочем месте, такие как записи бортовых речевых самописцев (CVR), могут рассматриваться как вмешательство в личную жизнь эксплуатационного персонала, которому не подвергаются специалисты других профессий:
а) при условии соблюдения изложенных выше принципов защиты и освобождения производимые в соответствии с законодательством записи окружающей обстановки на рабочем месте следует рассматривать в национальных законах и правилах как конфиденциальную защищенную информацию, т. е. как информацию, заслуживающую усиленной защиты, и
b) в национальных законах и правилах следует предусматривать конкретные меры защиты таких записей в том, что касается их конфиденциальности и широкого доступа к ним. Такие конкретные меры защиты производимых в соответствии с законодательством записей на рабочем месте могут предусматривать выпуск приказов о том, что они не подлежат публичному раскрытию...
То есть, принципы защиты информации о безопасности полетов от ненадлежащего использования имеют, согласно Конвенции о МГА, преобладающее значение перед её публичным раскрытием. И это верно, по сути.
Для полноты и гармонии картины осталось только одно – чтобы это осознало общественное мнение. Что, разумеется, недостижимо.
Однако, какие-либо претензии по этому поводу к российской комиссии, ведущей расследование в полном соответствии с международным правом, а также к польским уполномоченным представителям в ней, СОВЕРШЕННО НЕУМЕСТНЫ.
Просто следует ждать публикации окончательного отчёта, в котором, возможно, будут опубликованы фрагменты переговоров экипажа и служб организации воздушного движения (диспетчеров), которые отвечают положениям пункта 5.12.1 Приложения 13 к Конвенции о МГА.
Стопудово, никаких полных записей этих переговоров мы никогда не услышим. Зато дезы будет предостаточно.