Кризис образования

Разговоры обо всем
Аватара пользователя
Aleksey
Сообщения: 4475
Зарегистрирован: 26 дек 2003, 19:09
Откуда: поповка
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0
Контактная информация:

Сообщение Aleksey »

Раньше наблюдалось засилье «образованщины», как всё-таки компактной и где-то в чём-то компетентной прослойки. Сегодня оно вылилось в сплошной и системный образовательный разгул. Образование превратилось в орудие лишь социальной репрессии, оторвавшись от науки и практики.
Логически, развитие науки должно интенсифицировать - и сокращать обучение, путём выработки всё более глубоких и ёмких понятий, разъяснения, а не запутывания мировосприятия. Странным образом, вместо этого безмерно растягивается период обучения, якобы «недостаточный» для преподавания нарастающего объёма «знаний». Этой лихорадке экстенсивного роста «образовательной дани» лет, по определению, не будет конца.

Когда некоторые поклонники западнического прогресса полагают, что стали вровень с ним, скопировав 3-ступенчатую систему образования с её Болонскими стандартами, они ошибаются весьма сильно. Европейские бонзы беспардонно проектируют уже 8-ступенчатую модель, впадая в пагубныe противоречия.
Развитие личности должно сопровождаться большей свободой (впрочем, не забывая об ответственности), предоставляемой ей в образовательной сфере. Зачем в таком случае пытаться уложить образовательную траекторию в прокрустово ложе стандатизированных этапов и учебных программ? Лишь Брюсселя контор контроля для!


«Облегчение перехода студента из ВУЗ-а в ВУЗ» - смехотворная причина для этого. Вот уж что никогда не было проблемой, достаточно почитать биографии известных людей. И не станет проблемой, если исходить из интересов студента, а не системы. Хочешь перейти из Нижегородского униве_0ситета в Кембридж - представь академическую справку и сдай разницу, делов-то. Это ВУЗ (факультет) должен иметь авторитет, признание среди коллег и заинтересованность в лучших студентах, а не учебный курс - ломаться под «евростандарт».
Единственное подлинное назначение подобных экзерсисов - максимизировать период социально зависимого, подобострастного состояния человека. Удлинив образовательный цикл до чуть ли не 30 лет возраста (12 лет школа, 4 бакалаврат, 2 магистратура, 2 армия, 1 стажировка, 3 аспирантура, а по нeкоторым специальностям, например - медицинским, и более), его закрепощают в самоощущении незрелости. Приучают людей к боязливости перед деканатом, экзаменатором, оппонентами и рецензентами, Учёным советом и ВАК. Им нужно, чтобы молодёжь не вздумала выйти на улицы, или, состоявшись в своём деле, - аргументированно требовать перемен. Для этого образование социально абсолютизируется - чуть ли не все идут в ВУЗ-ы - и при этом абсолютно девальвируется, выхолащивается.

Кроме того, надо учитывать, что продолжительность жизни на Западе резко возросла, и тем острее проблема, чем людей призанять. Притом параллельно - снижается социальная мобильность, так как руководящие кресла могут занимать хоть до 900 лет. Вот и приходится тянуть резину и лямку обучения.

В результате такого следования в фарватере европейской цивилизации:
1. Человек до примерно 30-летнего возраста муштруется в зависимом положении, ввергается во фрустрацию, не считается самостоятельным. Заметим, что это статистически наиболее продуктивные научные годы.
2. Задержка карьеры сказывается на демографическом воспроизводстве.
3. Детям «вечных студентов» давит на психику навязанная инфантильность и социальная приниженность родителей.
4. Откладывание подлинной самостоятельности сопровождается иезуитским подсовыванием самостоятельности мнимой и, при повальности образования, а значит - размытости мотиваций у обучаемого контингента, - разрушительной. Якобы студенту льгота - произвольный выбор курсов, лишь бы соблюдались количественные нормативы «кредита», и оценки работы преподавателя. На деле так поощряются пустые амбиции и фрустрированность модой студентов, как и крикливая, но безопасная для власти, «социальная протесность», и шантажные отношения с преподавателями. Право высказаться может иметь человек, достигший в чём-то положительного успеха, а не демократия всех. Школьнику или студенту, выигравшему международную олимпиаду, можно без оговорок дать право голоса, как и всегда было обучение по т.н. «индивидуальному плану», но мнения притащенных родителями за парту двоечников, «позвоночников» или завзятых карьеристов здесь причём? Не случайно, что подобная «самостоятельность» студентов никак не сказывается на активизации борьбы с коррупцией. Но...
5. Тем самым распадаются ВУЗ-ы, как целеустремлённые коллективы кафедр и взаимопомощь коллег, поскольку упраздняется общее представление, кого они готовят, как тип специалиста, как «марку» своего выпускника.
6. Изнутри система образования коррумпируется Интернетом, выдаваемым за непременность подключения к вящей «современности» образования. Нагло и прилюдно предлагаются бесплатные и на заказ рефераты, курсовые и дипломные работы. Как-то, помнится, студент говорил приятелям, сидя в Интернет-классе: дескать, может и сам написать дипломную работу, но если в Интернете есть, с какой стати?
7. Магистратура неосмысленна, либо повторяет курсы бакалаврата, либо её ведут преподаватели, изучавшие предметы по тем же учебникам, которые лежат перед студентами.


Это ужасно, и в обстановке принудительного социального причинения «образования», увы, симптоматичными выглядят дикие выходки, типа вооружёнными людьми взятия в заложники на Филлипинах автобуса с 32 детьми с целью потребовать... дать им бесплатное образование!

Однако самое ужасное, что это результат не какого-то специального «антисоветского» заговора, но цивилизационного кризиса Запада, от которого в первую очередь страдает он сам, кусая себя в хвост самоуничтожения. Как выглядит сия жуткая реальность, хоть стой, хоть падай, можно узнать, например, из опубликованной в «Науке и жизни» статьи д.ф.-м.н. В.Доценко «Пятое правило арифметики». Хотя компонент пускания во все тяжкие, заражения развратом Запада (the West) «остального мира» (the Rest), да и прямая боязнь конкуренции подлинно образованных выпукников на западном рынке труда, здесь, не исключено, присутствуют.

Встречное восстановление Здравого Смысла должно опираться на простые принципы.
1. Познание, наука и образование, является исконным свойством человека, а не привилегией лиц, вхожих в Интернет и сертифицированных системой обучения. Господи! Откуда апломб кого-то «учить», когда младенец без какого-либо направления научается языку, пониманию окружающих, выражению своих мыслей, а к 5 годам - формирует неизменный характер! И вот тут-то его подстерегает укомплектованная возомнившими система образования и принимается 25 лет втуне «обучать». Долой!
Шекспир, может, образования не имел, но его комментаторы уже защитили 10 тысяч одних диссертаций, с доплатой за степень.
2. Система образования - это, в переводе означает, просто свобода и самоценность познания, приветствуемая победной страной. Это безусловные годы, которые даруются на свободный поиск неугомонным. И совершенно недопустимо, когда реальные 5+1 лет советской системы (5 лет обучения и 1 год _fрактической «рихтовки» специалиста) замещаются мнимыми 4+2 (бакалаврат + магистратура). Поскольку тем самым устраняется важнейший IV-й курс - время, которое студент, уже знакомый с базовыми подходами и навыками, и ещё не оцепеневший от предвкушения казни трудоустройства, тратит на вольную научно-практическую ориентировку.
3. Человек учится у людей, а не у ВУЗ-а или стандарта учебных курсов. Вдумчиво составленный учебный план играет роль лишь декораций для преподавателей мирового класса и профессорских семинаров. Наличие таковых, а не нивелировка программ, составляют достоинство ВУЗ-а.
С другой стороны, это означает, что студент учится больше у своих однокашников, нежели у преподавателей. То есть, первостепенное значение имеет придирчивый отбор самим ВУЗ-ом действительно мотивированного контингента. Нужно всемерно поощрить дифференциацию, ставку и особую сл_0ву ВУЗ-ов, вместо трёпа тестов.
4. Действительный выбор состоит не в том, в какую из «болонских» школ и ВУЗ-ов пойдёт человек, а в том, предпочитается ли родителями или самим школяром официализированная система образования, или другие способы обучения и самообразования? У семьи должен быть выбор именно в том, отдавать ребёнка в «болонскую» школу - или традиционную («советскую»), или нанимать домашних учителей и нацеливаться на экстерн. Кстати, в Армении закон дозволяет экстерн, но почему-то скоро 10 лет, как ничего не слышно о подзаконных актах, регулирующих эту процедуру.
Здесь администрация учителя и преподаватели ВУЗ-ов должны переступить через свои сословные интересы и всячески помочь желающим сэкономить время и деньги, получить аттестат или диплом экстерном, через специальные благотворительные курсы при ВУЗ-ах и других богоспасаемых организациях, созданных добровольцами, радеющими о самородках.
5. Образование должно быть различено от всего прочего. В первую очередь - от обязательной воинской повинности. Категорически недопустимо, когда ВУЗ мотивируется, как отсрочка от армии. Лучше все в армию, потом кто захочет - в ВУЗ.
6. Следует перейти в наступление и прямо предупреждать эмигрантов, что отъезд на Запад угрожает образованию их детей, а значит - их карьерным перспективам там. Должна быть принята модель «родители уезжают - дети и деды остаются» и основание нормальных школ в европейских колонияр5. Например, такие школы могут открыть отделы образования крупных городов СНГ и важные ВУЗ-ы. И как сейчас в Калифорнии ранние американцы отдают своих детей в армянские «иммигрантские» школы (если не разница программ, то атмосфера и безопасность), так и по всей Европе возникнет приток - и самоокупаемость - «СНГ-ских» школ.
Разумеется, всё сказанное не может восприниматься как защита сложившейся системы образования от заслуженной и самой жёсткой критики.

Я прошу читателя выступить с дальнейшими предложениями и действовать в этом ключе:

http://www.forum.msk.ru/material/society/344776.html
Аватара пользователя
TAndrew
Сообщения: 7014
Зарегистрирован: 06 апр 2005, 18:56
Настоящее имя: zengarden
Откуда: Смоленск
Благодарил (а): 65 раз
Поблагодарили: 69 раз
Контактная информация:

Сообщение TAndrew »

Что на сегодня многовато случаев некрофилии... :)

А что система образования разваливается по западному принципу - грустно... Однако, встречные предложения тоже не фонтан, не всё там так однозначно.
е-зычник
Аватара пользователя
Aml
Сообщения: 16662
Зарегистрирован: 23 окт 2004, 00:10
Настоящее имя: Сергей Амелин
Откуда: Смоленск, Николаева
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 59 раз

Сообщение Aml »

Забавно Алексей топик двухлетней давности поднял. :)
Однако, за истекшее время мои взгляды на проблему образования существенно не поменялись. Хотя, стали менее пессимистичными. Как ни странно, я все-таки нашел способ делиться знаниями, полученными в институте и аспирантуре - начал книги писать :) Получилось практически так, как Iva предлагал
ЦитатаНо мне кажется, и здесь можно какой-то компромисс найти.В смысле, журналистика+наука (есть же какие-то специфические издания?)[/quote]
Попробовал для начала вот это - http://www.techbook.ru/ameliny.html
В разработке еще две. Из общения в издательстве понял, что в сейчас очень востребована учебная литература. И хочу отметить, что стали появляться очень приличные книги по электронике отечественных авторов (про остальные отрасли не могу судить - не специалист). Так что может в нашем образовании что-то сдвинется к лучшему. Но пока переход от нашей классической схемы высшего образования к двухступенчатой европейской на мой взгляд ничего кроме бардака и неразберихи не добавил.
«Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты»
Аватара пользователя
winzard
Против жуликов и воров
Сообщения: 32828
Зарегистрирован: 25 апр 2004, 16:55
Настоящее имя: Максим Васенков
Откуда: пер. Юннатов
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0
Контактная информация:

Сообщение winzard »

Aml, от души поздравляю!
Аватара пользователя
renatius
Сообщения: 34799
Зарегистрирован: 20 сен 2003, 16:39
Откуда: Smolensk, Russia
Благодарил (а): 592 раза
Поблагодарили: 1139 раз
Контактная информация:

Сообщение renatius »

Aml, где-то в инете видел выложенную книжку Дьяконова и Новикова (старшего) про то же самое... Чем твоя лучше? :)
Silent
Сообщения: 811
Зарегистрирован: 15 июл 2006, 17:33
Откуда: Gadukino village
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0
Контактная информация:

Сообщение Silent »

Aml, могу предложить идею в развитие этой темы. Для начала открыть к этой книге форум поддержки (ксати, в нём можно насобирать кучу новых полезных идей для её развития, и легко найти недочёты и слабые места), а потом, при желании и наличии спроса, можно делать и дистанционый учебный курс (и, кстати, получать доход минуя издательство). Если будет интерес, могу подсказать, как это сделать с минимальными издержками.
Аватара пользователя
Aml
Сообщения: 16662
Зарегистрирован: 23 окт 2004, 00:10
Настоящее имя: Сергей Амелин
Откуда: Смоленск, Николаева
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 59 раз

Сообщение Aml »

ЦитатаAml, где-то в инете видел выложенную книжку Дьяконова и Новикова (старшего) про то же самое... Чем твоя лучше?[/quote]
Она - продолжение. :) И Дьяконов и Новиков от темы отошли, последние лет 10 про MicroCAP писал Разевиг, но он скончался несколько лет назад. Кстати, меня Микрокапом именно Новиков "заразил", когда в 1989 году привез МС2 из Италлии.
ЦитатаAml, могу предложить идею в развитие этой темы. Для начала открыть к этой книге форум поддержки[/quote]
Silent, идея правильная, только у меня наоборот получилось :) Сначала я сделал сайт, затем форум поддержки пользователей программы, а когда надоело отвечать на бесконечную череду вопросов - написали с женой книгу.
Хотя сайты, это, наверное, слишком громко сказано.
http://microcap-model.narod.ru/
http://www.microcap.jino-net.ru/
Но народ ходит, смотрит. Статистика показывает 40-50 уникальных посетителей в день.

Дистанционный учебный курс фактически функционирует уже больше года. Но дохода с этого не получаю - для меня это хобби :)
Последний раз редактировалось Aml 30 май 2007, 19:53, всего редактировалось 1 раз.
«Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты»
Аватара пользователя
Gem
Сообщения: 20720
Зарегистрирован: 02 ноя 2006, 17:56
Откуда: из водоема чистого разума
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

Сообщение Gem »

"Возвращаясь к футурологической проблематике, хочу отметить, что на смену капитализму идет намного менее демократичное общество. (Придет или нет - зависит от сопротивления людей, в том числе русских.) Поскольку решающую роль в современном производстве начинают играть духовные, информационные факторы, то именно их будут отчуждать у людей хозяева новой системы - как капиталисты отчуждают овеществленный труд. Общество, где у людей отчуждаются духовные факторы, информация, должно быть устроено принципиально иначе, чем капиталистическое - и многие его черты уже проступают в позднем, «неоварварском» (он же - «неорабовладельческий», «неофеодальный») капитализме корпораций.

Во-первых, оно будет кастово-иерархическим с резкими ограничениями доступа к образованию, сначала - с помощью рынка, который якобы расширяет образовательные возможности (привет некоторым элементам Болонской системы), затем - социально закрепленными.

Во-вторых, это должно быть общество с принципиально плохим массовым образованием - несистематическим, лоскутно-мозаичным.

В-третьих, настоящая наука, прежде всего теория и прогнозирование скорее всего превратится в кастовое занятие части верхов; «внизу» останутся безобидные эмпирические штудии, «игра в бисер» с сильным иррациональным оттенком и фольк-наука, особенно это коснется исторической науки (выделено мной), которая стремительно детеоретизируется и переживает кризис как на Западе, так и у нас.

В-четвертых, массам будет предложена (уже предложена) отупляющая развлекаловка в режиме «нон-стоп», превращающая людей в толпу дебилов, неспособных жить без поводырей-пастухов.

В-пятых, в связи с этим политика окончательно отомрет, ее место займет шоу-бизнес; к реальной власти, к реальному слою хозяев эта деятельность, этот фасад кривляющихся марионеток непонятного пола, иметь не будет. В крайнем случае, как в романе Ст. Лема «Эдем», правящий слой вообще превращается в полубогов-невидимок, которые живут в изолированном запретном пространстве и благодаря техническим достижениям невидимы массам, а потому внушают еще больший страх"

Полностью здесь http://rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=1092 Так что всем бросившим науку посвящается.

Кстати, если страна делает ученых невыездными, не публикует их труды в доступной печати наука этой страны прет в будущее семимильными шагами. Примеры: нацистская Германия, сталинский СССР.

Ну и об истории как науке. Вот интересно спросить у новоиспеченного кандидата а может ли у народа быть подлинная история если она написана попами, узурпировавшими духовные начала жизни народа и элитой (теми же дворянами), загнавшей этот народ в экономическое рабство?
О, сколько нам открытий чудных...
Ответить Пред. темаСлед. тема