marmeladka писал(а):Цитата(marmeladka @ 12.10.2009, 20:29) Моё мнение такое,что в России ценность высшего образования упала ниже некуда. И сейчас за дипломом идут все подряд, поэтому в России обесценилость то,что раньше считали высшим образованием.
Похоже это так или иначе общее мнение практически всех здесь высказавшихся. Но давайте попробуем не обсуждать проблему с качественной точки зрения, а посмотрим, по возможности на факты. В первую очередь, объективно оценить уровень современных выпускников могут работодатели и преподаватели подобных вузов. Было уже высказано несколько мнений, однако мне показалось что в основном они имели опять же "качественную" окраску.
Попробую сформулировать некоторые "количественные" данные ... я участвую в нескольких it-стартапах, в которые привлекались "наемные специалисты". Примерно полтора-два года назад поиск специалистов показал, что они в Смоленске существуют (правда иногда просто живут здесь, но не работают), но согласны работать за достаточно высокую зарплату, примерно, от 40% от Московской и выше в зависимости от опыта. Все реально "понравившиеся" кандидаты были в возрасте от 27 лет, т.е. это примерно закончившие ВУЗы 4-5 лет назад и все заканчивали один из двух ВУЗов Смоленска (были еще и интересные кандидаты и не из Смоленских выпускников). ВУЗы, как можно догадаться, СФМЭИ и СГпУ. Объективной оценки знаний мы не проводили, поэтому оценка основана практически на одном критерии - опыт. Поэтому как работодатель могу сказать, что примерно одно поколение студентов назад было выпущено достаточно много хороших IT-специалистов, готовых поменять работу за адекватные деньги.
Попробую оценить как "институтский работник". Конечно, мой преподавательский опыт сводится к одному семестру и одному предмету в рамках аспирантуры СФМЭИ на кафедре выч техники, и сравнивать разные поколения студентов не получится. Зато постоянно участвую в НИРах института и общаюсь с рядом преподавателей, кое-какие выводы сделать могу (далее речь идет о СФМЭИ, кафедра ВТ):
1. Что стало лучше:
- Техническая база кафедры (появился интернет, причем бесплатный, было оснащено достаточно большое количество компьютерных классов, теперь студентам не обязательно подстраиваться под "возможности" компьютеров, правда увеличение оснащенности коснулось только "компьютерной" части, а, например, новых паяльников или осциллографов так и не появилось).
- Ужесточили требования для старших курсов магистров. Года 3 назад в этом плане был рай для студента, сейчас требований больше. Реализация все еще на низком уровне, но все идет к тому, что система будет развиваться в правильном направлении - увеличении качества магистерских работ.
- На кафедре появилось 3 профессора, в отличии от 7-9 лет назад, когда был всего один профессор. Это позволяет большему числу людей поступить в аспирантуру. Надо сказать что все они очень высокого уровня.
2. Что стало хуже:
- К сожалению, многие из "грозных" преподавателей по тем или иным причинам покидают институт. Я считаю, что они и есть ядро образования, которые пусть иногда и маразматично или с использованием устаревших знаний, делают настоящих, подготовленных к жизни, специалистов.
- Очень низкие зарплаты совсем не привлекают молодые кадры. В этом случае, практически обязательным критерием для молодых является параллельная работа еще где-то. За последние 5-7 лет на кафедре появилось только два молодых преподавателя. В настоящий момент остался один.
- Была закрыта военная кафедра. Это минус, так как кафедра для многих давала шанс и часто заставляла улучшать свой технический уровень.
- Разрешили поступать по результатам ЕГ. В результате чего планка сложности вступительных экзаменов была перенесена на уровень не понятно кого, а должна явно оставаться в институтах.
3. Нейтрально:
- Защищаемые дипломные работы как и раньше (обзор за примерно последние 5 лет) отстают на 2-5 лет от мировых тенденций в технологическом плане. Однако, разрыв не увеличивается.
- Количество "вменяемых" студентов старшекурсников более-менее подготовленных к решению реальных задач, по отзывам коллег в IT, не уменьшается, а даже некоторые считают что увеличивается.
4. Из опыта общения с зарубежными работодателями (это относится к России в целом, а не только к Смоленску):
- Американцы все еще считают русских или украинских IT специалистов в среднем уровнем выше, чем тех же индусов.
- Российские Master Degree и Engineere Degree в основном рассматриваются на уровне Bachelor Degree.
Для любителей поспорить отмечаю, что все вышеприведенное является интеграцией фактов из моего опыта и жизни одной кафедры и одного ВУЗа и является сугубо ИМХО. Было бы интересно услышать или увидеть что меняется в других ВУЗах, или в продолжении возможно комментарии про мой альма-матер.