Российские достижения
От А до Я
- Farcry
- Сообщения: 34677
- Зарегистрирован: 12 янв 2011, 20:39
- Благодарил (а): 552 раза
- Поблагодарили: 1186 раз
Российские достижения
У кого?
Гранда эта за 700 руб белая или черная, еще несколько цветов ток за доплату
-
- Сообщения: 27941
- Зарегистрирован: 25 июн 2008, 08:55
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 697 раз
- Поблагодарили: 2086 раз
- Контактная информация:
Российские достижения
у них по факту за 700 только белые, на предбомж заказать другой цвет фактически нельзя (да и на бомж вроде). а жёлтого цвета у ваза нет ваще
- Farcry
- Сообщения: 34677
- Зарегистрирован: 12 янв 2011, 20:39
- Благодарил (а): 552 раза
- Поблагодарили: 1186 раз
Российские достижения
Желтого много у кого из бюджетных авто и раньше не было. Большинство авто в такси в пленке же, а с завода белые
-
- Сообщения: 19462
- Зарегистрирован: 29 дек 2011, 19:42
- Настоящее имя: Сергей
- Благодарил (а): 405 раз
- Поблагодарили: 1470 раз
Российские достижения
Абсолютно логично и предсказуемой! (R) :-))
То, что принято без доказательств, может быть отвергнуто без доказательств(с)
То, что принято без доказательств, может быть отвергнуто без доказательств(с)
-
- Сообщения: 19462
- Зарегистрирован: 29 дек 2011, 19:42
- Настоящее имя: Сергей
- Благодарил (а): 405 раз
- Поблагодарили: 1470 раз
Российские достижения
Индюк из Африки
Абсолютно логично и предсказуемой! (R) :-))
То, что принято без доказательств, может быть отвергнуто без доказательств(с)
То, что принято без доказательств, может быть отвергнуто без доказательств(с)
-
- Сообщения: 1122
- Зарегистрирован: 01 фев 2011, 12:07
- Благодарил (а): 12 раз
- Поблагодарили: 12 раз
Российские достижения
Автотаз нужно спасать любыми методами, даже наплевав на собственное население.
-
- Сообщения: 27941
- Зарегистрирован: 25 июн 2008, 08:55
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 697 раз
- Поблагодарили: 2086 раз
- Контактная информация:
Российские достижения
это не спасение автоваза, это банальная обдираловка населения под предлогом спасения автоваза. за ввоз новой тачки государство забирает фактически её стоимость. поцреоты ноют в интернетах и клянут подлых барыг, наживающихся на бедном населении
- рукалицо
- Сообщения: 6511
- Зарегистрирован: 19 май 2016, 11:30
- Благодарил (а): 287 раз
- Поблагодарили: 700 раз
Российские достижения
Всё рассыпается
https://www.rbc.ru/society/16/08/2024/6 ... um=desktopВ Приморской ГРЭС сообщили, что из-за замыкания оборудования сетей ВСК сработала защита на блоках 1, 6, 3, сейчас осуществляется перезапуск блоков. «В течение часа свет восстановят», – приводит сообщение ГРЭС «Восток-медиа».
Местное издание Primamedia пишет, что света нет во Владивостоке, Надеждинске, Фокино, Находке, Артеме, Барабаше, Уссурийске и других районах. Портал указывает, что встали электрички, некоторые жители столкнулись с проблемами с мобильным интернетом. РЖД сообщило, что в связи с отсутствием внешнего электроснабжения движение поездов в Приморском крае приостановлено.
-
- Сообщения: 27941
- Зарегистрирован: 25 июн 2008, 08:55
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 697 раз
- Поблагодарили: 2086 раз
- Контактная информация:
Российские достижения
зато у хахлов света нет!!! надо больше ракет!рукалицо писал(а): ↑16 авг 2024, 11:48 Всё рассыпаетсяhttps://www.rbc.ru/society/16/08/2024/6 ... um=desktopВ Приморской ГРЭС сообщили, что из-за замыкания оборудования сетей ВСК сработала защита на блоках 1, 6, 3, сейчас осуществляется перезапуск блоков. «В течение часа свет восстановят», – приводит сообщение ГРЭС «Восток-медиа».
Местное издание Primamedia пишет, что света нет во Владивостоке, Надеждинске, Фокино, Находке, Артеме, Барабаше, Уссурийске и других районах. Портал указывает, что встали электрички, некоторые жители столкнулись с проблемами с мобильным интернетом. РЖД сообщило, что в связи с отсутствием внешнего электроснабжения движение поездов в Приморском крае приостановлено.
- рукалицо
- Сообщения: 6511
- Зарегистрирован: 19 май 2016, 11:30
- Благодарил (а): 287 раз
- Поблагодарили: 700 раз
Российские достижения
«Автостат» назвал ТОП-10 самых распространенных легковых автомобилей в России
Классическая «семерка» или ВАЗ/LADA-2107 остается самым распространенным легковым автомобилем в России. На 1 июля 2024 года в нашей стране насчитывается 1,47 млн таких машин, подсчитали эксперты аналитического агентства «Автостат».
Второй по распространенности является корейский седан Kia Rio, представленный в количестве 1,031 млн штук. Третий с небольшим отставанием от второго – трехдверный внедорожник LADA 4×4 «Нива», объем парка которого составляет 998 тыс. автомобилей.
- рукалицо
- Сообщения: 6511
- Зарегистрирован: 19 май 2016, 11:30
- Благодарил (а): 287 раз
- Поблагодарили: 700 раз
Российские достижения
Таратайка на замену кукурузнику, которая ещё даже не летает - пол лярда
Стоимость самолета «Байкал» (ЛМС-901), который должен заменить советский Ан-2, в первый год предполагаемой поставки — 2025-й — составляет 455 млн руб. Это следует из письма Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) потенциальным эксплуатантам борта (РБК ознакомился с документом, его подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием).
Исходя из письма, начиная с 2025 года стоимость самолета будет повышаться каждый год примерно на 4% и к 2032 году составит 587 млн руб. (финальная стоимость самолета уточняется по факту согласования его итоговой спецификации). ГТЛК предлагает эксплуатантам передавать самолеты в лизинг на десять лет, ставка лизинга для одного «Байкала» в 2025 году составит 5,4 млн руб. в месяц.
Лизингодатель попросил авиакомпании проинформировать, кто из них готов заказывать самолет с такими финансовыми параметрами, а также «в случае незаинтересованности в связи с высоким размером лизингового платежа» сообщить, какая ставка была бы для них экономически эффективной.
-
- Сообщения: 6703
- Зарегистрирован: 23 апр 2018, 02:01
- Настоящее имя: Владимир
- Откуда: Владивосток
- Благодарил (а): 592 раза
- Поблагодарили: 555 раз
- Контактная информация:
Российские достижения
к сожалению, это так.
Сейчас по местному радио гонят, что работает комиссия по этому эпизоду, ужо они разберутся!
Но и без комиссии понятны причины, местная пресса освещала в 2023 г
Суть простая, еще в 2018 году было известно, что "износ части оборудования = 100%"Кадры, санкции, износ: почему модернизация Приморской ГРЭС идет непросто
Подробнее: https://primamedia.ru/news/1653931/?from=7
https://www.vedomosti.ru/strana/far_eas ... a-dva-raza
ну и?
Да, ничо, не бойтесь, ужо мы всё запланировали!
А дальше типичное российское
Спойлер
Также в ответе на запрос редакции отмечен еще ряд факторов — таких, например, как отсутствие на станции к 2020 году полноценной исторической базы состояния оборудования, из-за чего предусмотренный проектом модернизации объем работ приходится корректировать в сторону увеличения уже по ходу самого процесса.
Отвечая на вопрос об озвученном ранее Минэнерго росте аварийности,
руководство Приморской ГРЭС отмечает, что
" увеличение аварийных отказов находящегося в работе генерирующего оборудования(ограничения по выработке электроэнергии) из-за высокого износа основного оборудования энергоблоков (в частности, поверхностей нагрева котлов) и невозможности вывода их в текущий ремонт из-за острого энергодефицита в регионе".
Подробнее: https://primamedia.ru/news/1653931/?from=7
Отвечая на вопрос об озвученном ранее Минэнерго росте аварийности,
руководство Приморской ГРЭС отмечает, что
" увеличение аварийных отказов находящегося в работе генерирующего оборудования(ограничения по выработке электроэнергии) из-за высокого износа основного оборудования энергоблоков (в частности, поверхностей нагрева котлов) и невозможности вывода их в текущий ремонт из-за острого энергодефицита в регионе".
Подробнее: https://primamedia.ru/news/1653931/?from=7
-
- Сообщения: 4506
- Зарегистрирован: 29 ноя 2003, 20:26
- Благодарил (а): 1023 раза
- Поблагодарили: 1457 раз
Российские достижения
Спойлер
Комплексная программа развития авиаотрасли, разработанная в 2022 году, может быть скорректирована, выяснил “Ъ”. В ходе аудита заводов Объединенной авиастроительной корпорации консультанты Сбербанка и «Газпром нефти» пришли к выводу об отсутствии «экономически оправданного спроса» на 1 тыс. новых отечественных самолетов до 2030 года
https://www.kommersant.ru/doc/6880281?tg
Объемы выпуска гражданской авиатехники до 2030 года могут быть сокращены в семь раз по сравнению с нынешними планами — до 235 самолетов и вертолетов. Такая опция обсуждалась на стратегической сессии правительства 20 августа, сообщили "Ведомости".
Спойлер
mindflyer писал(а): ↑02 мар 2024, 09:13 renatius, меня, как обычно, раздражает лицемерие и ложь чиновников :) Они ведь изначально знали, что озвученные планы в озвученные сроки - невыполнимы. Сказали бы правду, что мол ситуация тяжелая, работаем, и назвали бы реальные числа.
И названные сейчас планы тоже невыполнимы и это тоже понятно.
-
- Сообщения: 6703
- Зарегистрирован: 23 апр 2018, 02:01
- Настоящее имя: Владимир
- Откуда: Владивосток
- Благодарил (а): 592 раза
- Поблагодарили: 555 раз
- Контактная информация:
Российские достижения
Да уж, внезапно выяснилось, что участник СФ еще полгода назад предсказал, каким будет очередное обещание российской власти про количество новых импортозамещенных российских гражданских самолётов "к 2030 году"
-
- Сообщения: 48043
- Зарегистрирован: 28 фев 2006, 12:08
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 6001 раз
- Поблагодарили: 1473 раза
- Контактная информация:
Российские достижения
Эти гражданские самолёты произвести не смогут. Сейчас не до гражданской продукции.
- renatius
- Сообщения: 34445
- Зарегистрирован: 20 сен 2003, 16:39
- Откуда: Smolensk, Russia
- Благодарил (а): 581 раз
- Поблагодарили: 1122 раза
- Контактная информация:
Российские достижения
1. Бюрократическая машина инерционна по объективным причинам. И дело вовсе не в лицемерии и лжи.
2. Бюрократическая машина умеет признавать ошибки и корректировать цели.
3. Ждём результирующие цифры
- Shin Fa Lee
- Сообщения: 11907
- Зарегистрирован: 26 окт 2010, 14:38
- Благодарил (а): 31 раз
- Поблагодарили: 405 раз
- рукалицо
- Сообщения: 6511
- Зарегистрирован: 19 май 2016, 11:30
- Благодарил (а): 287 раз
- Поблагодарили: 700 раз
- рукалицо
- Сообщения: 6511
- Зарегистрирован: 19 май 2016, 11:30
- Благодарил (а): 287 раз
- Поблагодарили: 700 раз
Российские достижения
И снова позитивная картинка за окном
-
- Сообщения: 27941
- Зарегистрирован: 25 июн 2008, 08:55
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 697 раз
- Поблагодарили: 2086 раз
- Контактная информация:
Российские достижения
Российское кино может остаться без блокбастеров. Что будет вместо них
Бюджеты студий сокращаются, а визуальные эффекты дорожают. Вместе с падением продаж билетов это приведет к тому, что российское кино станет «советским», считают эксперты
Нового «Викинга» или новое «Притяжение» снимут в России нескоро. Большинство визуальных эффектов в стране производится на западном оборудовании, которое дорожает и постепенно выходит из строя. Киностудии вынуждены экономить и применять графику точечно. Импортозамещения в этой сфере, по словам опрошенных РБК представителей студий, нет: страна сильно отстала и догнать Запад сможет не раньше чем через 10–15 лет. Всего через несколько лет станут невозможными и такие фильмы, как «Чебурашка» или «Бременские музыканты», опасаются отечественные кинематографисты.
Сегмент компьютерной графики в России относительно молодой. В 1990-х, когда на Западе начали широко применять компьютерную графику в блокбастерах и фантастических фильмах, в России она оставалась экзотикой. Индустрия начала развиваться только в начале 2000-х. Тогда появились первые достаточно крупные студии — как правило, их открывали компании, занимающиеся импортом западного ПО и оборудования для визуальных эффектов.
Сначала основными заказчиками визуальных эффектов были крупные бренды, желавшие украсить ими рекламные ролики. Но потом случилась небольшая революция — Тимур Бекмамбетов снял «Ночной дозор», где применялась довольно современная на момент выпуска компьютерная графика. По западным меркам в ней ничего сверхъестественного не было, для ее производства применялись успевшие стать привычными программы 3D Studio Max, Maya, RenderMan и Digital Fusion. Художественные решения фильма не раз обвиняли во вторичности, например, сцена противостояния сил добра и зла на мосту до боли напоминала эпизоды сражений из «Властелина колец» Питера Джексона. Но и это казалось прорывом.
С тех пор рынок визуальных эффектов шагнул вперед: в последние 5-10 лет фильмов со сложной графикой в России было немало. Достаточно вспомнить «Сталинград», «Викинг», «Метро», «Дуэлянт» и другие громкие кинопремьеры последних лет. На рынке визуальных эффектов до 2022 года доминировали крупные российские студии. Заказывать графику западным компаниям было в 7-10 раз дороже, чем делать в России. Из-за санкций западные игроки окончательно ушли с российского рынка. Среди крупных игроков на российском рынке Евгений Федянин, основатель студии Sefpro VEX, выделяет студии Main Road Post, Trenmer Film, 1-2-3 VFX, Online VFX и Film Direction. «Они создают эффекты разной сложности, не уступающие тем, что есть в западных блокбастерах», — говорит эксперт.
Студию Main Road Post создали еще в 2006 году Роман Яхин и Михаил Лесин. Она участвовала в разработке графики для фильмов «Сталинград», «Притяжение» и «Вторжение». В компании, как следует из информации на ее сайте, работает более 100 человек, в ее портфеле более 50 проектов. 1-2- 3 VFX основали в 2016 году продюсеры Валерий Федорович и Евгений Никишов. Эта студия работала над визуальными эффектами для сериалов «Гоголь» и «Эпидемия», а также фильма «Игра на выживание». Film Direction создали на базе студии Ulitka, которая сделала графику для «Ночного» и «Дневного дозоров». Сейчас она принадлежит кинокомпании «Дирекция кино», известной по фильмам «Викинг», «Высоцкий. Спасибо, что живой» и «Адмирал».
Спойлер
Как объяснил РБК Виталий Волков, VFX- супервайзер, занимавшийся созданием графики для фильмов «Выживший» и «Левиафан», у крупных фирм есть постоянный штат сотрудников. Эти студии способны создать графику высокого качества в нужные сроки. Также на рынке есть команды фрилансеров, которые могут работать как со студиями, так и напрямую с компанией- заказчиком — при этом варианте работы они серьезно демпингуют, но времени на прорисовку графики им требуется больше, что может затянуть процесс кинопроизводства и сорвать сроки. «У фрилансеров, как правило, нет мощного оборудования, но несложные визуальные эффекты они могут сделать значительно дешевле конкурентов», — поясняет эксперт. Однако в этом случае заказчику приходится сильнее контролировать процесс производства.
Сэкономить на производстве графики, по словам Волкова, авторы фильма могут, но не благодаря сотрудничеству с фрилансерами, а с помощью более тщательного планирования и постоянного диалога: все участники производства должны искать компромиссы в монтаже, в уровне детализации и т.д. Волков приводит как пример фильм Олега Уразайкина «Свободное падение», над которым он работал. Бюджет на графику, по предварительным расчетам, должен был составить 100-120 млн руб., но благодаря таким компромиссам его удалось снизить до 35 млн руб.
Ассортимент эффектов, которые производят российские студии, обширен. Как рассказали в онлайн-кинотеатре KION (занимается, в том числе, производством сериалов), в своих проектах там внедряют такие визуальные эффекты, как расширенная реальность (актера помещают в виртуальное окружение) и 3D-графика. Пользуются также технологией Virtual Production (съемка с помощью виртуальной камеры, позволяющая совместить план с реальным героем-актером и нарисованные на компьютере декорации).
Также в российском кино часто используется, по словам Виталия Волкова, «невидимый VFX» (invisible VFX). К нему относится в том числе clean-up (по-русски «затирка»). Она применяется, когда в отснятом материале надо удалить какой-то предмет из кадра, например, попавшее в картинку съемочное оборудование или какой-то рекламный баннер. Востребованы в отечественном кино и более сложные художественные решения, например, придание современному городу исторического вида с помощью технологии mattepaint («дорисовка» — совмещение реального кадра с рисунком).
Популярен в российском кино и хромакей. Это технология совмещения двух и более кадров. Например, с ее помощью можно заменить небо, подставить другие фоны на задний план. Часто хромакей нужен для сложной достройки декораций — их часто создают в миниатюре и, чтобы избежать «мультяшности» заднего фона, дорисовывают на компьютере вместе с окружением. Российские киностудии заказывают и CGI (компьютерную графику). Она нужна для детальной проработки трехмерных объектов, текстур, анимации, рассказывает Максим Оганов, основатель рекламного агентства Oganov.Digital, использующего эффекты при создании роликов.
А вот визуальные эффекты, произведенные с помощью искусственного интеллекта, несмотря на весь хайп вокруг этой технологии, в России используют нечасто. «Например, есть такая технология, как дипфейки. С помощью нейросетей генерируют изображение актера и помещают его в кадр. Такую технику могут применять, если в каком-то кадре необходимо заменить лицо актера на другое. Но это не классическая графика, в российском продакшне она используется крайне редко», — объясняет Виталий Волков.
В целом российские студии предлагают все
те же технологии, что и западные, отмечают эксперты. «Недоступны нам только какие-то сложные вещи, которые делаются внутри самих киностудий. Как, например, те, которые делались для фильма Джеймса Кэмерона «Аватар», — заключает Волков.
В последние годы российское кино столкнулось с неприятным фактом. Стоимость визуальных эффектов растет,
а кинобюджеты тем временем падают. По оценкам Алексея Гусева, руководителя «Алгус-Студио», делавшей графику для фильмов «Вызов», «Т-34» и «Снегирь», сегодня кинокомпании вынуждены платить за эти работы на треть больше, чем еще лет пять назад. «На стоимость влияют инфляция и рост зарплат сотрудников студий, — объясняет Гусев. — Некоторые заказчики к этому оказались не готовы. Продюсеры закладывают на визуальные эффекты старые суммы».
На рост цен повлияло и подорожание техники, с 2022 года ее стоимость поднялась примерно на 30-35%, оценивает Виталий Волков. Цена одной рабочей станции — мощного процессора для работы с графическими программами — составляет от 350 до 800 тыс. руб. «И это только станция для одного художника, а если таких специалистов в студии пятьдесят?» — поясняет Волков.
Стоимость самих визуальных эффектов измеряется, как правило, в сменах, т.е. в рабочих днях специалистов. Смена может стоить от 15 до 30 тыс. руб., приводит цифры Алексей Гусев. Если каждый монтажный план фильма, где нужно внедрить виртуальные эффекты, разбить на подзадачи и каждую оценить в сменах — получится серьезная сумма. Например, замена синего фона надругой можетстоитьи20тыс.руб. А вот изображение смерча, разрушающего квартал небоскребов, потребует 1 млн руб. за один восьмисекундный кадр. И на такую работу у студии может уйти полгода.
Самые дорогие визуальные эффекты делают для фильмов в жанрах фантастики и фэнтези. Художникам приходится создавать с нуля несуществующие миры и персонажей. По оценкам режиссера и продюсера Марии Ламар, стоимость таких визуальных эффектов может быть от 100 до 500 млн руб. для полнометражного фильма. И полмиллиарда — это не предел.
Недешево обходятся и визуальные эффекты для исторического кино. «Время стерло многие атрибуты прошлого, но специалистам при создании визуальных эффектов здесь есть хотя бы от чего отталкиваться. Работы тут носят фрагментарный характер и редко стоят дороже нескольких десятков миллионов рублей за фильм», — объясняет Ламар. Наконец, для обычных фильмов стоимость эффектов, по ее оценкам, может быть гораздо ниже. Как правило, речь идет об применении «затирки» — из кадра просто надо убрать все современные атрибуты. Полная стоимость такой работы за 40-минутную серию сериала может составить 1 млн руб.
Российские студии визуальных эффектов жалуются на заметное снижение маржи. Как раз из-за подорожания оборудования и урезания кинобюджетов — громких российских кинопремьер уровня «Ночного дозора» или «Турецкого гамбита» в стране сейчас просто нет. Волков утверждает, что создание графики для кино превратилось в низкомаржинальный бизнес. Прибыль едва покрывает затраты. Студии тратят деньги на софт, оборудование, аренду офиса, зарплаты специалистам.
«Часто возникают ситуации, что бюджета кинопроекта едва хватает на зарплаты сотрудников. Амортизацию оборудования владельцы такого бизнеса даже не учитывают, — продолжает Волков. — Техника обновляется за счет денег, которые компании сами откладывали в течение многих лет». Студиям графики то и дело приходится нести дополнительные затраты, например, на покупку или аренду серверов. «У меня коллеги делали графику для сериала в высоком разрешении — 4К. Эти материалы надо где-то хранить и быстро обрабатывать. Пришлось вложить 20 млн руб. собственных средств, чтобы увеличить серверные мощности», — рассказывает Волков.
Студии, чтобы получить хоть какую-то прибыль, вынуждены больше внимания уделять совершенствованию технологических цепочек. Они создают внутренние технологии, позволяющие быстрее внедрять визуальные эффекты в разных фильмах. Например, для какого-то кино удалось создать максимально реалистичный огонь. В следующем фильме используют похожие кадры.
Ситуацию ухудшил и уход с рынка западных заказчиков. Раньше они готовы были платить российским художникам неплохие деньги. Например, по словам Виталия Волкова, создатели американского фильма «Выживший» заказывали некоторые визуальные эффекты в России. «Наши специалисты делали для этой картины сшивки дублей — в результате кажется, что эта лента снята одним движением камеры, хотя это, конечно, не так. Также они рисовали падающий снег, дорисовывали растения на местах съемок, т.к. часть из них было вытоптана съемочной группой», — рассказал Волков. Теперь фирмы, которые хотят продолжить работать с зарубежными игроками, вынуждены терпеть дополнительные издержки и открывать филиалы в дружественных странах, говорит Алексей Гусев.
Одна из проблем — острая нехватка квалифицированных специалистов. По словам Максима Оганова, рынку нужны
моделлеры — разработчики 3D-моделей объектов материального мира. А также аниматоры, способные создавать реалистичные движения облаков, машин и т.д. Какие-то студии находят выход, нанимая недорогих сотрудников на удаленке из третьих стран. Евгений Федянин знает российские студии, работающие с фрилансерами из Индии. Последние, как правило, выполняют рутинные задачи — например ту же «затирку». Более сложные работы все равно выполняют российские специалисты, которых не хватает.
Сэкономить на производстве графики, по словам Волкова, авторы фильма могут, но не благодаря сотрудничеству с фрилансерами, а с помощью более тщательного планирования и постоянного диалога: все участники производства должны искать компромиссы в монтаже, в уровне детализации и т.д. Волков приводит как пример фильм Олега Уразайкина «Свободное падение», над которым он работал. Бюджет на графику, по предварительным расчетам, должен был составить 100-120 млн руб., но благодаря таким компромиссам его удалось снизить до 35 млн руб.
Ассортимент эффектов, которые производят российские студии, обширен. Как рассказали в онлайн-кинотеатре KION (занимается, в том числе, производством сериалов), в своих проектах там внедряют такие визуальные эффекты, как расширенная реальность (актера помещают в виртуальное окружение) и 3D-графика. Пользуются также технологией Virtual Production (съемка с помощью виртуальной камеры, позволяющая совместить план с реальным героем-актером и нарисованные на компьютере декорации).
Также в российском кино часто используется, по словам Виталия Волкова, «невидимый VFX» (invisible VFX). К нему относится в том числе clean-up (по-русски «затирка»). Она применяется, когда в отснятом материале надо удалить какой-то предмет из кадра, например, попавшее в картинку съемочное оборудование или какой-то рекламный баннер. Востребованы в отечественном кино и более сложные художественные решения, например, придание современному городу исторического вида с помощью технологии mattepaint («дорисовка» — совмещение реального кадра с рисунком).
Популярен в российском кино и хромакей. Это технология совмещения двух и более кадров. Например, с ее помощью можно заменить небо, подставить другие фоны на задний план. Часто хромакей нужен для сложной достройки декораций — их часто создают в миниатюре и, чтобы избежать «мультяшности» заднего фона, дорисовывают на компьютере вместе с окружением. Российские киностудии заказывают и CGI (компьютерную графику). Она нужна для детальной проработки трехмерных объектов, текстур, анимации, рассказывает Максим Оганов, основатель рекламного агентства Oganov.Digital, использующего эффекты при создании роликов.
А вот визуальные эффекты, произведенные с помощью искусственного интеллекта, несмотря на весь хайп вокруг этой технологии, в России используют нечасто. «Например, есть такая технология, как дипфейки. С помощью нейросетей генерируют изображение актера и помещают его в кадр. Такую технику могут применять, если в каком-то кадре необходимо заменить лицо актера на другое. Но это не классическая графика, в российском продакшне она используется крайне редко», — объясняет Виталий Волков.
В целом российские студии предлагают все
те же технологии, что и западные, отмечают эксперты. «Недоступны нам только какие-то сложные вещи, которые делаются внутри самих киностудий. Как, например, те, которые делались для фильма Джеймса Кэмерона «Аватар», — заключает Волков.
В последние годы российское кино столкнулось с неприятным фактом. Стоимость визуальных эффектов растет,
а кинобюджеты тем временем падают. По оценкам Алексея Гусева, руководителя «Алгус-Студио», делавшей графику для фильмов «Вызов», «Т-34» и «Снегирь», сегодня кинокомпании вынуждены платить за эти работы на треть больше, чем еще лет пять назад. «На стоимость влияют инфляция и рост зарплат сотрудников студий, — объясняет Гусев. — Некоторые заказчики к этому оказались не готовы. Продюсеры закладывают на визуальные эффекты старые суммы».
На рост цен повлияло и подорожание техники, с 2022 года ее стоимость поднялась примерно на 30-35%, оценивает Виталий Волков. Цена одной рабочей станции — мощного процессора для работы с графическими программами — составляет от 350 до 800 тыс. руб. «И это только станция для одного художника, а если таких специалистов в студии пятьдесят?» — поясняет Волков.
Стоимость самих визуальных эффектов измеряется, как правило, в сменах, т.е. в рабочих днях специалистов. Смена может стоить от 15 до 30 тыс. руб., приводит цифры Алексей Гусев. Если каждый монтажный план фильма, где нужно внедрить виртуальные эффекты, разбить на подзадачи и каждую оценить в сменах — получится серьезная сумма. Например, замена синего фона надругой можетстоитьи20тыс.руб. А вот изображение смерча, разрушающего квартал небоскребов, потребует 1 млн руб. за один восьмисекундный кадр. И на такую работу у студии может уйти полгода.
Самые дорогие визуальные эффекты делают для фильмов в жанрах фантастики и фэнтези. Художникам приходится создавать с нуля несуществующие миры и персонажей. По оценкам режиссера и продюсера Марии Ламар, стоимость таких визуальных эффектов может быть от 100 до 500 млн руб. для полнометражного фильма. И полмиллиарда — это не предел.
Недешево обходятся и визуальные эффекты для исторического кино. «Время стерло многие атрибуты прошлого, но специалистам при создании визуальных эффектов здесь есть хотя бы от чего отталкиваться. Работы тут носят фрагментарный характер и редко стоят дороже нескольких десятков миллионов рублей за фильм», — объясняет Ламар. Наконец, для обычных фильмов стоимость эффектов, по ее оценкам, может быть гораздо ниже. Как правило, речь идет об применении «затирки» — из кадра просто надо убрать все современные атрибуты. Полная стоимость такой работы за 40-минутную серию сериала может составить 1 млн руб.
Российские студии визуальных эффектов жалуются на заметное снижение маржи. Как раз из-за подорожания оборудования и урезания кинобюджетов — громких российских кинопремьер уровня «Ночного дозора» или «Турецкого гамбита» в стране сейчас просто нет. Волков утверждает, что создание графики для кино превратилось в низкомаржинальный бизнес. Прибыль едва покрывает затраты. Студии тратят деньги на софт, оборудование, аренду офиса, зарплаты специалистам.
«Часто возникают ситуации, что бюджета кинопроекта едва хватает на зарплаты сотрудников. Амортизацию оборудования владельцы такого бизнеса даже не учитывают, — продолжает Волков. — Техника обновляется за счет денег, которые компании сами откладывали в течение многих лет». Студиям графики то и дело приходится нести дополнительные затраты, например, на покупку или аренду серверов. «У меня коллеги делали графику для сериала в высоком разрешении — 4К. Эти материалы надо где-то хранить и быстро обрабатывать. Пришлось вложить 20 млн руб. собственных средств, чтобы увеличить серверные мощности», — рассказывает Волков.
Студии, чтобы получить хоть какую-то прибыль, вынуждены больше внимания уделять совершенствованию технологических цепочек. Они создают внутренние технологии, позволяющие быстрее внедрять визуальные эффекты в разных фильмах. Например, для какого-то кино удалось создать максимально реалистичный огонь. В следующем фильме используют похожие кадры.
Ситуацию ухудшил и уход с рынка западных заказчиков. Раньше они готовы были платить российским художникам неплохие деньги. Например, по словам Виталия Волкова, создатели американского фильма «Выживший» заказывали некоторые визуальные эффекты в России. «Наши специалисты делали для этой картины сшивки дублей — в результате кажется, что эта лента снята одним движением камеры, хотя это, конечно, не так. Также они рисовали падающий снег, дорисовывали растения на местах съемок, т.к. часть из них было вытоптана съемочной группой», — рассказал Волков. Теперь фирмы, которые хотят продолжить работать с зарубежными игроками, вынуждены терпеть дополнительные издержки и открывать филиалы в дружественных странах, говорит Алексей Гусев.
Одна из проблем — острая нехватка квалифицированных специалистов. По словам Максима Оганова, рынку нужны
моделлеры — разработчики 3D-моделей объектов материального мира. А также аниматоры, способные создавать реалистичные движения облаков, машин и т.д. Какие-то студии находят выход, нанимая недорогих сотрудников на удаленке из третьих стран. Евгений Федянин знает российские студии, работающие с фрилансерами из Индии. Последние, как правило, выполняют рутинные задачи — например ту же «затирку». Более сложные работы все равно выполняют российские специалисты, которых не хватает.
Другая серьезная проблема — почти полное отсутствие оригинальных технических разработок для визуальных эффектов. Импортозамещение в этой сфере почти никто не проводит. «Сегодня нет ни одной российской программы, способной заменить какую-либо западную. У нас нет своего профессионального ПО ни для монтажа, ни для эффектов», — сетует режиссер Роман Шигаев. Многие западные программы появились еще в 1970-80-е годы и с тех пор непрерывно развивались, поэтому создать нечто конкурентоспособное с нуля сложно. По оценкам Алексея Гусева, чтобы заместить большую линейку нужных индустрии продуктов, потребуется от 10 до 15 лет.
Есть большие проблемы и с серверами. Мощные чипы GPU
для вычислительных серверлв,
необходимых для работы с графикой, официально в Россию с 2014 года не завозят, поскольку они считаются продуктами двойного назначения, рассказывает РБК пожелавший остаться анонимным представитель одной из компаний, занимающейся импортозамещением российского оборудования в сфере визуальных эффектов. Они доходят до нас через серые схемы. Выходом была аренда этих серверов за рубежом. Однако после 2022 года и эта опция также стала недоступна. Какие-то производители оборудования из России пытаются создавать свои серверы, но они значительно слабее западных. У зарубежных студий есть целые рендеринговые фермы — сотни соединенных друг с другом серверов, которые находятся в дата-центрах: они позволяют делать сложнейшую графику. В России таких мощностей просто нет. «Это та сторона разработки компьютерной графики, которую сегодня нереально импортозаместить», — констатирует источник.
Как следствие, ожидать в ближайшее время в России прорывных блокбастеров или фантастических фильмов, снятых с большим числом визуальных эффектов, не стоит, пессимистичны участники рынка. Такое кино окажется слишком дорогим, и большинству киностудий просто не по карману. Это не значит, что страна останется без кассового кино, в конце концов, среди самых успешных отечественных фильмов две части комедии «Холоп» и спортивная драма «Движение вверх», но от масштабных блокбастеров, очевидно, придется отказаться.