Greenhorn писал(а): ↑27 июн 2022, 14:29
tuman69 писал(а): ↑27 июн 2022, 14:06
Greenhorn,
Про "не заменишь":
Хорошо показано, что Шариков стремительно ОСОЗНАЁТ СЕБЯ. При этом стремительно учится. Развивает способности и приносит обществу пользу.
Выражается это осознание в бытовой экспансии. Волею судеб за счёт профессора, который осознал себя несколько раньше.
Швондер же - выразитель бытовой экспансии миллионов людей, которые тоже стремительно осознают себя. Швондеру до всего есть дело. В том числе и до шикарной жилплощади профессора , и до его нелегальных абортов, и до его экспериментов над собаками и людьми. Происходит это оттого что вокруг миллионы людей уже не могут и никогда больше не смогут быть бесправными и безгласными.
Раньше профессор никому ничего не объяснял. А тут ему приходится рассказывать , чем он занимается. С объяснениями профессор Преображенский не справляется. Ибо Звезда , а вокруг - смешное и нелепое говно, которое профессор презирает. Включая Борменталя и домашних. Они для него тоже говно, только слегка припудренное.
И когда Шариков покушается на мирок Преображенского , у того шок.
Потому что в глазах профессора Шариков по статусу стоит ниже окружающего говна. Профессор не может этого перенести и Шарикова-человека убивает. Низводит в первозданное состояние.
Ибо очевидно же , что для него же лучше.
Стоит ли говорить , что автор антисоветчик ?
Вспоминай сюжет! Шариков не учился, а вспоминал через гены от алкоголика, у которого забрали железу или не помню что там. Как раз учиться он не хотел и не собирался, хоть и было у кого. У Шарикова всё было на воспоминаниях и инстинктах, то есть на рептильной части мозга.
Швондер же выразитель глубокой зависти к умным людям. А отсутствие культуры и ума не позволяли ему эту зависть преобразовать в стремление учиться. Нет, он желал командовать и отбирать. Командовать людьми гораздо умнее него, отбирать у людей гораздо умнее него. И это он вполне понимал, что они умнее. Швондер обычное завистливое чмо с небольшой властью уборщика.
Преображенский относился к Борменталю как к ученику. Не равному ему, но перспективному и стремящемуся. Пожалуй между учителем и учеником должна быть дистанция. А домашние - наёмная прислуга, работающая ранее за деньги. Не помню, вроде по фильму в итоге домашние остались при профессоре и работали бесплатно. Думаю ближе к 1924му Преображенский уехал бы на Запад вместе с Борменталем и прислугой.
Я фильм смотрел довольно давно.
Тут же вопрос : а почему профессор перестал платить прислуге ? Стал обслуживать себя сам ? Связался брачными узами ?
Или таки получил возможность получать услуги бесплатно , за еду ?
Была ли у Шарикова , Швондера и т.п. возможность приобщиться к культуре и знаниям , развить ум ? Время-то было другое. Сословные отношения.
Как можно требовать от Шарикова свойств Профессора ? Это всё равно , что требовать от твоего старого велосипеда "Школьник" четыре анатомическмих сидения , кондиционер, парктроник и люк.
Конкретно их это , может, и не извиняет. Но по фильму чувствуется , что они так же хотят есть ножом и вилкой, жить в многокомнатной квартире с высокими потолками, много знать и т.п. Они знают , что это будет, и стремятся использовать все пути.
А профессор построил свой мирок, где он - бог. И большой мир ему не нужен.