Все детство и отрочество, неоднократно беря в руки "Гаргантюа и Пантагрюэль" издательства Детгиз, испытывал тоску и невозможность долго читать. Дочитал ради поставить галку. А потом мне попался он же, но академическое издание. Ржал чуть не через страницу. Перечитывал раза три, пока ржание не выродилось в лёгкое гыгыкание изредка.SERGIO писал(а): ↑27 дек 2020, 18:20 Вчера забанен на три дня в Фейсбуке. Запрещен в лайкании,комментении и писании постов.
Можно только наблюдать.
Некий френд в посте посетовал на удаление его предыдущего поста за упоминание некой цитаты со словами "греки коварны". Под этим скорбным постом я процитировал три фразы - "злой чечен ползет на берег", "бежали робкие грузины" и "ты трус, ты раб, ты армянин". Собственно, мой вопрос заключался в том, банят ли теперь и за расхожие цитаты из Пушкина и Лермонтова.
Мироздание с помощью Цукерберга ответило практически немедленно. Моя попытка написать комментарий под другим постом закончилось неудачей и уведомлением, что я подвергнут тредневному остракизму. Именно за этот комментарий, состоящий только из цитат из Михаила Юрьевича и Александра Сергеевича и не из чего больше.
Три дня - срок небольшой (историка Соколова спросите). Однако наказание русских классиков через мое посредство меня привело в некоторую задумчивость.
Вообще-то, я - сторонник свободы слова радикальный. Я считаю, что всякий дееспособный взрослый имеет право знать, коли у него возникнет интерес разобрться, что говорилЗаратустраАдольф Гитлер, не в пересказе неких самоназнченных мудрецов, а, например, прочитав "Майн Кампф". Для чего упомянутый дееспособный гражданин должен иметь к сей ужасной книге свободный доступ. Проблемы ,минусы и проколы моей позиции мне известны, хотя, положа руку на сердце, у какой позиции их нет.
Но, ОК, допустим, мы принимаем как установку, что "токсичный контент" должен с глаз долой удаляться.
Должен ли этот принцип распространяться на классику? Вообще-то, подавляющее большинство авторов текстов, культурообразующих для нашей национальной культуры, да и любой другой, не народившейся в последние десять лет, жило в мире, где о нынешней деликатности в обращении с национальными, религиозными,, гендерными и так далее чувствами слыхом не слыхивали. И все эти классики, даже при великой прогрессивности многих из них для своего времени, были продуктами своей среды и своего времени и их "контент" "токсичными" высказыванями набит битком.
И что в таком случае предлагается?
Выхолостить классику, исключив оттуда всё, что не соответствует нынешним представлениям об этике, оставив адаптированную версию? Замечу, речь не идет о версии для детей. Ну или предполагается, что теперь этими самыми детьми, которых надо "оградить" от нехорошего, считаются уже все, вплоть до седых старцев.
Будет ли эта "ванильная" версия - причем теперь уже единственная для всех (кроме, может быть, особо избранных исследователей. хотя и в этом уже возникают сомнения - и им не позволят) той же самой классикой, только "улучшенной", "облагороженной"? Или это будет уже совсем другой корпус текстов, с отредактированной по методу Прокруста и искалеченной историей?
Всё-таки, одной из важнейших целей знания и изучения классики для образованного является по возможности цельное понимание, откуда мы такие взялись, представление о том, как мыслили наши предки, от которых нам досталась нынешняя культура и цивилизация.
Я бы мог задать сейчас вопрос, какого будущего человека хотят сформировать таким образом ревнители новой этики. Какова будет его связь с предшествующей культурой его собственной страны и народа, и их понимание им?
Но штука в том, что примерно это я уже видел (в том числе в зеркале). Это советский человек.
https://andronic.livejournal.com/913565.html
Оттуда рондо Пантагрюэля своей даме:
Мой зад свой голос подаёт,
На зов природы отвечая,
Вокруг клубится вонь такая,
Что я закрыл и рот и нос.
О, пусть в сей нужник та придет,
Кого я жду, опорожеяя свой зад.
Тогда я мочевой проход
Прочищу ей, от счастья тая,
Она ж, рукой меня лаская,
Перстом умелым подотрет
Мой зад