Сэнсей писал(а): ↑20 апр 2019, 22:48
Бог сказал, что "...созижду Церковь мою...", а не "...церквей моих...", из чего следует, что Церковь есть только одна, а все остальное - не церкви. Как определить какая именно? Легко: та, которая не изменилась. Бог своих слов обратно не берет, иначе следует признать, что он может ошибаться.
Интересно, изменение Церкви ты приравниваешь к изменению слов Бога. Бог своих слов обратно не берет, а вот Церковь, как организация человеческая, вполне себе и не раз.
По вышеизложенному критерию РПЦ не является Церковью, ибо были реформы патриарха Никона, которые изменили первоначальные традиции.
Почти 700 лет православные на Руси жили согласно традициям принятым от Византии при крещении, а в в 17-ом веке это вдруг стало "неправильным" и потребовались реформы.
В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:
1. Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям в славянских переводов некоторых текстов, в частности Символа веры: изъят союз «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из 8-го члена, говорящего о вере в «Духа Святаго», исключено слово «Истиннаго». Было внесено множество других незначительных изменений, например, в имя «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»).
2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились».
3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
4. Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).
5. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.
В 17-ом веке РПЦ предприняла попытку сближения с греческими церквями, при этом сами греки к тому времени ушли от изначальных византийских основ.
На примере крестного знамения мы видим, что о византинизации приходится говорить лишь условно: речь идёт об ориентации на Византию, но поскольку Византии к этому времени уже не существовало, современные греки воспринимались как носители византийской культурной традиции. В результате усвояемые формы и нормы могли очень существенно отличаться от византийских, и это особенно заметно в области церковной культуры. Так, русское духовенство при патриархе Никоне переодевается в греческое платье и вообще уподобляется в своём обличье духовенству греческому (переодевание духовенства в греческое платье при Никоне предшествует переодеванию гражданского русского общества в западноевропейское платье при Петре I). Однако новая одежда русского духовенства соответствует при этом не той одежде, которую греческие духовные лица носили в Византии, а той, которую они начали носить при турках, после падения Византийской империи: так появляется камилавка, форма которой восходит к турецкой феске, и ряса с широкими рукавами, также отражающая турецкий стиль одежды. Вслед за греческим духовенством русские священнослужители и монахи начинают носить длинные волосы. Однако греческое духовенство в Оттоманской империи носило длинные волосы не потому, что так было принято в этой среде в Византии, а по другой — противоположной причине. Длинные волосы в Византии были знаком светской, а не духовной власти, и греческие священнослужители стали носить их только после турецкого завоевания — поскольку на Константинопольскую патриархию в Оттоманской империи была возложена административная ответственность, и таким образом священнослужители оказались облечены светской властью. В результате исчезает тонзура, принятая в своё время в Византии; на Руси тонзура («гуменцо») была принята до никоновских реформ (позднее она сохраняется у старообрядцев)
Так что же является более истинным? То, как жили 700 лет согласно перенятым византийским традициям или последние 300 лет согласно изменным со временем греческим традиций (во многом под влиянием турков)?