Градостроительная ситуация в Смоленске
Добавлено: 11 мар 2011, 23:24
Летом 2010 года Смоленское отделение Союза архитекторов России подготовило материалы с оценками и предложения по градостроительной ситуации в г. Смоленске для встречи с руководством города. Данный документ имеет, без сомнения, общественное значение. Выкладываю его для знакомства и обсуждения с разрешения руководства Смоленского отделения Союза архитекторов.
Вопросы для обсуждения на встрече архитекторов с руководителями города Смоленска.
1. Генеральный план города.
Документ утвержден, это самое плохое.
Документ, который не выполняет возложенных на него задач: исходя из анализа реализации предшествующего генплана, наметить и обосновать эффективное стратегическое развитие. Разработанный генплан предполагает необоснованное расчетами и никакими объективными обстоятельствами экстенсивное развитие на юг.
Несмотря на то, что генеральный план г. Смоленска уже поспешно утвержден Смоленское отделение Союза архитекторов России по процедуре рассмотрения проекта отмечает следующее:
1) Союза архитекторов не подвергает сомнению формальное выполнение разработчиком проекта требований законодательных актов Российской Федерации (Градостроительного кодекса, Земельного кодекса и др.).
2) Претензии Союза архитекторов касаются главным образом качества разработки проекта и выполнения проектировщиком требований СНиП 11-04-03 как документа, определяющего технологию, методику и структуру проекта, тем более, что «СНиП 11-04-2003 "Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации" (далее - инструкция) разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации <*>, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области регулирования градостроительной деятельности.» и «(Зарегистрирован в Минюсте РФ 12 февраля 2003 г. N 4207)», т.е. не может противоречить Градостроительному кодексу, как прозвучало в ответе разработчика генплана на замечания Союза архитекторов.
3) Союз архитекторов задал ряд вопросов не из праздного любопытства, а для того, чтобы понять принятые проектировщиком решения, и не получил ни одного ясного, логически обоснованного и вразумительного ответа ни на один вопрос. При этом не исключено, что при достаточной обоснованности и убедительности ответов, Союз архитекторов мог бы признать правильность или вынужденную необходимость принятых в проекте решений.
4) Союз архитекторов, задавая вопросы, не должен был, как это требовал проектировщик, обосновывать свои сомнения или непонимание отдельных решений проектировщиков. Это сам проектировщик должен был доказать и обосновать правильность, целесообразность и эффективность принимаемых проектных решений и ответить на вопросы.
5) Обоснование, в ряде случаев экономическое, проектных решений генплана - это материал, характеризующий профессионализм проектировщика, его способность предложить наиболее эффективное проектное решение, поскольку реализация положений генерального плана определяет финансовую нагрузку городского бюджета.
6) Некоторые пункты ответа проектировщика на замечания Союза архитекторов как раз и подтверждают необходимость наличия в проекте генплана технико-экономического обоснования, о чем Союз архитекторов и спрашивал.
7) Союз архитекторов считает, что он, в силу профессиональной принадлежности, вправе быть ознакомленным с материалами по инженерному оборудованию в составе генплана. Разработчик вполне мог представить эти материалы в виде упрощенных схем.
Несколько принципиальных вопросов по существу генерального плана:
1) В Проекте Генерального плана явно проигнорированы положения действующего генерального плана, хотя сам титул проекта предполагает преемственность данной работы по отношению к предыдущей. В представленных материалах совершенно отсутствуют принципиальные положения генплана по территориальному развитию и формированию транспортной структуры города. Поэтому неясно, насколько представленная концепция увязана с действующим генпланом и продолжает его развитие. Если разработчик считает положения действующего генплана ошибочными, неактуальными или невозможными, то это должно быть обосновано.
2) Генплан разработан совершенно без учета прилегающей к городу территории (что бросается в глаза даже графически), без учета характера ее освоения и перспектив развития и, как следствие, без учета взаимовлияния города и окружающих территорий. Следует отметить слабую предпроектную работу по изучению территориальных резервов развития города. В силу этого, в проекте не учтены территории, которые в настоящее время осваиваются в той или иной степени проектными материалами, в частности:
• микрорайон «Новосельцы» в восточной части города (проект);
• не в полном объеме Западный жилой район;
• территории в районе д. Алтуховка, прилегающие к городу с юго-востока;
• микрорайон «Вязовенька» с севера от города.
3) В новом генплане виден явный дисбаланс между развитием селитебной территории преимущественно в южном направлении, существующими производственными территориями, и новыми площадками развития производственных территорий в северной части города. Это спровоцирует большие затраты на строительство улично-дорожной сети и транспортные потоки между селитебной зоной и местами приложения труда. Вызывает сомнение площадка размещения производственных объектов в районе пос. Дубровенка смежно с рекреационной зоной «Красный бор». Экстенсивное развитие города в южном направлении задействует последние земельные ресурсы города, не оставляя вариантов для последующих поколений.
4) Решение транспортной проблемы города оставляет желать лучшего, т.к. нет ясного представления о структуре улиц и дорог. Не представлено обоснование параметров поперечных профилей основных магистральных улиц с учетом значительно возросшей за последние годы интенсивности движения транспорта. Транспортные развязки размещены не на главных магистралях, где интенсивность транспорта должна быть больше, а в глубине жилых районов.
5) Представленные материалы не могут претендовать на концептуальные варианты развития города, поскольку являются лишь «сценариями» развития одного варианта, что можно квалифицировать как очередность реализации. Фактически разработчик не представил вариантную проработку проекта и навязал городу один вариант развития не доказав его оптимальность.
6) Проектировщик генплана не доказал, что новый генплан г. Смоленска экономичен и оптимален, т.к. не предоставил данных о стоимости реализации первоочередных задач генплана, что является нарушением «СНиП 11-04-2003 "Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации". Мы считаем, что представленный в новом генплане вариант разбросанного размещения селитебных территорий, производственных площадок, источников инженерного обеспечения, неэкономичен, т.к. потребует больших капитальных и эксплуатационных затрат на развитие инженерно-транспортной инфраструктуры.
7) Союз архитекторов считает, что представленная на рассмотрение работа по сути не соответствует титулу проекта, не имеет обоснованной, ясно выраженной концепции, выполнена некачественно. Дальнейшая градостроительная работа по этому проекту может усугубить имеющиеся и создать новые проблемы для города.
Таким образом, Генеральный план, который по всем нормативным документам должен помогать исполнительной власти в решении сиюминутных вопросов развития, намечать перспективу развития города, оставляя запас ресурсов для последующих поколений жителей города, в действительности усугубляет проблемы (на сегодня в первую очередь транспортные) и предлагает неверную, приводящую к патовой ситуации, перспективу развития. Документ не просто бесполезный, документ вредный для города, в том виде, в котором он сегодня утвержден.
Союза архитекторов выражает свою обеспокоенность тем, что необоснованные недостаточно просчитанные экономически проектные решения, заложенные в проекте корректировки Генерального плана г. Смоленска повлекут за собой неоправданно большие, точнее сказать непосильные, расходы из городского бюджета на создание городской инфраструктуры, строительство транспортных и инженерных сооружений, объектов социальной сферы. В результате чего, город не сможет комплексно освоить ни одну из предложенных к застройке территорий, не говоря уже о создании комфортной городской среды для его жителей.
Последствия реализации решения данного генерального плана не оценивались не разработчиками проекта, ни теми, кто его утверждал. Видимо утверждение исходило из сиюминутной потребности отчета о напрасно истраченных бюджетных средствах города на разработку.
Самым лучшим решением, по большому счету, было бы признать ошибки, отменить утверждение и вернуть генплан на доработку. Но Союз архитекторов сомневается, что горсовет пойдет на такие меры.
В данной ситуации необходимо, в соответствии со статьей 26 Градостроительного кодекса наметить перечень мероприятий по «реализации генерального плана поселения», тем более что один из пунктов данной статьи уже реализуется: корректируются «Правила землепользования и застройки города». И вот здесь, при разработке мероприятий по реализации генерального плана, как раз, на наш взгляд, можно частично исправить ошибки разработчика - четко наметить первоочередные мероприятия и тщательно просчитать стоимость их реализации. Возможно, удастся вернуть генплан к реальности.
То, что на основании принятого некачественного генерального плана, корректируются регламенты использования городской территории, может усугубить нынешнюю ситуацию. Необходимо проследить, чтобы в откорректированных «Правилах» внимательно отнеслись к территориям общего пользования и прежде всего к территориям транспорта и коммуникаций.
По процедуре рассмотрения проекта генерального плана, а также других градостроительных проектов:
исходя из того, что некоторые материалы носят сугубо профессиональный характер, ограничены в открытом пользовании, а также учитывая несоответствие поднимаемых гражданами города на публичных слушаниях вопросов уровню и стадии проекта, Союз архитекторов предлагает отделить профессиональное рассмотрение проекта генерального плана, а также прочих и будущих проектов от публичных слушаний.
2. Практика отвода земельных участков под строительство. Ведение земельным вопросом в городе.
Передача права предоставления земельных участков из рук муниципалитета в руки областной структуры, которая не только непрофессионально подходит к данным вопросам, не заинтересована в рациональном расходовании невозобновляемого муниципального ресурса - земли, но и, наконец, усложняет, увеличивает сроки рассмотрения и обюрокрачивает, делает более запутанной для Заявителя, процедуру рассмотрения вопросов предоставления земли. Примеры, приведенные ниже, показывают, что большая часть отводов препятствует развитию города или нарушает ранее принятые обдуманные планировочные решения:
Юннатов-Кирова-Николаева - территория соединения дублера ул. Кирова (продолжение пр. Строителей - ул. М.Конева) с ул. Николаева предполагается к застройке. Вред от данного решения, которое усложняет положение с транспортной проблемы города, увеличивается распределением участков на данной территории по землепользователям. Объект общегородского значения, который призван украшать город, «засовывается» внутрь квартала, оставаясь навсегда без подходов, подъездов, необходимой аванплощади перед входом, в то время как коммерческие объекты повседневного пользования вылезают на «красную линию» ул. Николаева и ул. Кирова, при этом претендуют на изъятие части территории и без того загруженных улиц города. В случае строительства этих незначительных, неважных для города объектов данное изъятие неизбежно. Все эти неправильные «предоставления» по оговоренной законом процедуре должны будут исправляться, если до исправления дойдет дело, из средств города, которыми он не богат.
Предоставленные участки на Петра Алексеева, на территориях зеленых зон непосредственно не затрагивают проблем городского транспорта, но также как и предыдущий пример лишают горожан общественных пространств, рекреационных общественных пространств (парк 1100-летия и магазин «Глобус» - магазин будет ли, а парка уже нет). Сюда можно добавить и отвод участков на территориях зеленых зон: Зоопарк на территории лесопитомника, спортивный комплекс в парке Реадовка, жилой дом в парке 1100-летия.
Отдельный вопрос об участках под индивидуальную застройку в рекреационных зонах, например, между ул. Воровского и Парижской коммуны, которые хитро отводятся на якобы законных основаниях потому, что в регламентах случайно либо намеренно проскользнул пункт о возможности строительства «отдельно стоящих жилых домов».
Союз архитекторов считает крайне недопустимым то, что в последнее время под строительство отводятся участки территорий улиц, зеленых насаждений общего пользования, на которых, согласно действующим градостроительным документам, по всем правилам градостроительства, никакого строительства вообще быть не должно. Это лишает город развития транспортной и инженерной инфраструктуры, рекреационных и парковых территорий.
Кроме того, часто по строительство необоснованно отводятся участки явно не соответствующие мощности предполагаемых к строительству объектов, в результате чего вместо создания комфортной городской среды, вместе с новым зданием создается целый букет сопутствующих проблем: недостаток автостоянок, затрудненность обслуживания построенного объекта и соседних, формирование негативного микроклимата в среде горожан и т.д.
Вывод (предложение): необходимо предпринять меры по возврату права предоставления земельных участков на территории города в руки муниципалитета, т.к. безответственные действия областных чиновников не только не делают процесс прозрачней, но лишают город перспектив устойчивого развития. При этом не исключается важность понимания и соблюдения градостроительной дисциплины всеми участниками процесса.
3. Разработка градостроительных проектов (проектов детальной планировки, проектов застройки).
По мнению Союза архитекторов, в городе сложилась неверная практика разработки проектов застройки. Это заключается в следующем:
1) Сначала, на основании имеющихся каких-либо ранее разработанных планировочных документов, отводится земельный участок какому-либо застройщику.
2) Застройщик вынужденно разрабатывает проект застройки микрорайона со всей необходимой по нормам инфраструктурой, поскольку надо пройти экспертизу. При этом застройщик преследует свои сугубо коммерческие цели - больше квадратных метров жилой площади (поскольку строит только жилые здания) с гектара территории. Создание нормальной, достаточной инфраструктуры, размещение детских садов, школ, спортивных сооружений, застройщика не интересует- не выгодно, не соответствует коммерческому аппетиту. Говорить о каком-либо удобстве для жителей, комфортной городской среде в этой ситуации вообще не приходится.
3) Пройдя экспертизу, застройщик приступает к строительству жилых домов. При этом нередко вносит изменения в части конфигурации, этажности, количестве секций. Далее аппетит на освоенной территории растет, и застройщик начинает правдами и неправдами посягать на территории предназначенные проектом застройки для детских садов, школ и т.д. В результате город получает территорию, застроенную одними жилыми домами без всякой инфраструктуры. И без возможности ее создания в будущем. Примеры: микрорайоны «Семичевка», «Королевка», Кловка, 9-й м-он на Киселевке.
4) Поэтому в Смоленске на сегодняшний день нет ни одного нормально и комплексно застраивающегося микрорайона. И не будет, если не изменить порядок вещей.
5) Исходя из вышесказанного, правильная схема работы по нашему мнению следующая:
• По заказу города за бюджетные деньги с возможным привлечением иных средств (в т.ч. средств потенциальных застройщиков) на определенной территории разрабатывается проект застройки со всеми элементами инфраструктуры;
• Только после прохождения экспертизы, проведения публичных слушаний и обязательного утверждения проекта застройки, делается межевание территории и город начинает продавать отдельные участки территории микрорайона застройщикам по целевому назначению, включая в стоимость земли затраты на разработку проекта застройки, подключения площадки к сетям инженерного оборудования и т.д.
• В результате застройщики будут осуществлять строительство в жестких рамках проекта застройки, без посягательства на участки социальных объектов, и эффективно использовать выделенный участок.
• Но при этом следует отметить еще один важный момент: город обязан будет взять на себя определенные обязательства по строительству улиц и дорог, инженерных сетей, объектов социальной сферы и выполнить их.
Данная схема только подтверждает наше мнение о том, что необходимо предпринять меры по возврату права предоставления земельных участков на территории города в руки муниципалитета, только тогда можно будет говорить о грамотной комплексной застройке города.
4. Застройка площади Победы, выставочный комплекс между ул. Кирова и ул. Николаева, благоустройство набережной - качество архитектурно-градостроительного решения.
Все названные объекты, предназначены для формирования облика города. Облик города оценивается прежде всего по качественным характеристикам, по степени архитектурно-художественной выразительности зданий и градостроительных комплексов. Законодательством (федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») же предусмотрена процедура проведения конкурсов (тендеров) где определяющим является цена.
Для произведений (проектов) архитектуры, градостроительного, садово-паркового, монументального и декоративного искусства подход по приоритету их стоимости и сроков исполнения проекта, кроме игнорирования их художественной и общественной ценности, неизбежно приводит к спешным, некачественным, непрофессиональным и просто ошибочным проектным решениям, которые на стадии реализации проекта оборачиваются большим перерасходом финансовых, материальных и трудовых ресурсов, а также нарушением требований безопасности, социальных и других обязательных норм.
Подход ущербный т.к. качество среды и архитектурной выразительности объектов, их соответствия окружающей застройке не имеют при этом никакого значения. В то же время муниципалитет (город) заинтересован (?) именно в высоком качестве архитектуры, т.к. от качества архитектуры отдельных объектов зависит качество городской среды.
Из процедуры создания объекта: от принятия решения по местоположению в городе до строительства отсутствует период, результатом которого является идея объекта, осознание его места в структуре города, как в физическом, так и духовном понимании. Этот период должен предшествовать тендеру в виде архитектурного конкурса.
В рамках архитектурного конкурса отрабатывается концептуальная направленность объекта, его архитектурно-художественная выразительность, адаптация месту размещения, функциональная целесообразность, возможность и целесообразность применения новых технологий, что дает значительно больший эффект в конечном результате нежели экономия, предусмотренная проведением тендеров на разработку проектной документации.
Понимая необходимость и пользу проведения архитектурных и градостроительных конкурсов, ряд регионов и городов страны приняли местные нормативные акты, определяющие проведение архитектурных конкурсов как обязательного этапа, предшествующего проведению тендеров на разработку проектной или градостроительной документации. Проведение архитектурного конкурса - важное социальное событие в жизни города: он способствует вовлечению жителей города в обсуждение его перспектив, повышает прозрачность принятия судьбоносных для города решений.
Новосибирск, Санкт-Петербург и некоторые иные регионы определили приоритетами качество архитектуры значимых, в градостроительном и социальном значении объектов, а не вопросы стоимости даже не самих сооружений, а лишь стоимости проектной документации на эти объекты.
Проведение тендеров без предварительной оценки ситуации, формулирования задач по созданию объектов строительства и градостроительных комплексов дает неэффективный результат, последствия которого для города трудно оценить и исправить в дальнейшем. Разница же в затратах на хороший и плохой проект гораздо менее значительна, чем разница в стоимости строительства и последующей эксплуатации. Подобный подход обусловлен стремлением получить сиюминутную выгоду при проектировании не отвечая за последующие затраты и негативные последствия в будущем. В целом необходимо сказать об отсутствии градостроительной политики в городе.
Сегодня развитие города происходит хаотично, исходя из сиюминутных потребностей того или иного ведомства (чиновника). На это накладывается подготовка к празднованию юбилея. Областная власть вмешивается в ситуацию, вмешивается только для отчета, не задумываясь о последствиях своего вмешательства. В итоге, по нашему мнению, «у семи нянек дитя останется без глаза»: и город не приведут в порядок и празднование «профукают», т.е. деньги разбазарят.
По мнению СО СА в преддверии юбилея города муниципалитету необходимо принять меры для изменения подходов в решении многосложной задачи улучшения среды проживания в городе. Мы считаем, что на примере названных регионов России нужно разработать собственные региональные условия проведения конкурсов, ставящих главной своей задачей именно повышение качества и эффективности архитектурно-градостроительных и проектных решений, что в конечном итоге неизбежно отразится на качестве городской среды и облике города в целом.
5. Проблемы транспорта. Строительство новых улиц и дорог. Строительство организованных автостоянок.
Если у городской власти сегодня нет средств для строительства указанных, совершенно необходимых для города сооружений, она (власть) должна не препятствовать возможности их устройства (дорог, автостоянок) в будущем. Приведенный выше пример с предоставлением участков между ул. Кирова Николаева необходимо дополнить ситуацией у Медгородка: где на резервной территории расширения ул. Крупской возникли торговые предприятия. Эти примеры также показывают, что муниципалитет не осознает, или не желает сознавать сложности и важности проблемы.
Проблема организации улично-дорожной сети в городе, по нашему мнению, является одной из главных. Серьезным недостатком является то, что сообщение между право- и левобережной частями города осуществляется по трем близко расположенным мостам. Таким образом, весь транспорт для переезда через р. Днепр сосредотачивается в центре. Это уже сейчас вызывает проблемы в движении транспорта, создает пробки, ухудшает экологическую обстановку в центральной части города, негативно отражается на состоянии памятников истории и культуры. Очевидно, что в дальнейшем эта ситуация ухудшится. По нашему мнению, в городе остро назрела необходимость вывода транспорта из центра города, строительства новых дорог улиц и мостов, в первую очередь в западном направлении.
В городе также остро стоит проблема парковки личного автотранспорта. Эту проблему следует рассматривать двояко: парковки транспорта для мест приложения труда, предприятий обслуживания и мест отдыха и автостоянки для хранения автомобилей. Решение первой мы видим в более тщательном подходе к отводам земельных участков для нового строительства. В частности, в предварительном обосновании достаточности размеров участка для организации автостоянок, в сбалансированности мощности предполагаемого объекта и территории для организации всей его инфраструктуры. Кроме того, следует помнить, что территория улиц не предназначена для строительства зданий, как это сейчас практикуется, но может использоваться для устройства автостоянок.
Что касается гаражного строительства, которое по расчетам потенциального застройщика до сих пор признается в Смоленске не выгодным, здесь, видимо, необходимы целевые решения горсовета (налоговые льготы, льготные кредиты, упрощенная процедура целевого выделения участков и т.д.), стимулирующие строительство многоэтажных автостоянок.
6. Озеленение города.
Несмотря на то, что работа горзеленхоза в последнее время заметна, в практике озеленения города не хватает профессионального руководства. Не затрагивая техническую сторону этой работы, можно говорить о безвкусице и явном непонимании роли озеленения в формировании городской среды и микроклимата в городе. Уродливые клумбы, уродливые надписи на откосах, работа на примитивном уровне, устаревшие приемы применения кустарника в качестве «зеленых изгородей», не украшают город. К этому следует добавить бездумное кронирование, иногда явно неуместное. По нашему мнению в городе давно назрела необходимость введения должности главного ландшафтного архитектора для грамотного руководства службами, занимающимся городским озеленением.
7. Кадровая политика.
По анализу, проведенному союзом архитекторов, средний возраст работающих в Смоленске архитекторов приближается к 50 годам. Минимальный возраст наиболее молодых архитекторов и имеющих уже достаточный опыт работы - 40-45 лет. Архитекторов в возрасте до 30 лет единицы. Проектный комплекс испытывает острый дефицит профессиональных архитектурных кадров. Все градостроительство и гражданское проектирование начинается с архитектора. Если не заняться кадровым вопросом сейчас, проектное дело в Смоленске будет сведено к нулю, и город вынужден будет большую часть работы отдавать на сторону. Но очевидно, что свои архитекторы лучше знают город, лучше ориентируются в его проблемах, лучше владеют ситуацией и, в конце концов, любят свой город, что немаловажно. То, что некоторые учебные заведения города делают попытки обучения данной специальности, не имея ни кадрового состава преподавателей, ни научной и материально-технической базы принесет скорее вред городу, чем пользу. Мы предлагаем возродить муниципальный госзаказ на данную профессию. Отправлять талантливых молодых людей по контракту в ведущие архитектурные ВУЗы страны и ближнего зарубежья (Беларусь) с выплатой им стипендии, но с обязанностью работы определенное время в Смоленске после обучения.
8. Застройка тротуаров и пешеходных зон павильонами, киосками рекламными стендами и прочими сооружениями (Колхозная площадь, площадь Победы). Устройство заборов на улицах.
Благоустройство города должно дополняться этими элементами, но не состоять исключительно из ларьков плохого качества, расположенных как попало на территориях улиц и зеленых зонах.
Сегодня вопросы размещения временных (?) сооружений переданы в ведение районных администраций и не рассматриваются в УАиГ, т.е. не подлежат комплексному регулированию на территории города (еще один пример не заинтересованности города в качественной застройке, пример отсутствия какой - либо градостроительной политики).
Союз архитекторов считает необходимым безоговорочную очистку улиц и площадей города от разного рода киосков, павильонов и прочих сооружений, захламляющих улицы и уродующих облик города. Совершенно недопустима застройка тротуаров подобными объектами, как, например, на Колхозной площади, до такой степени, что гражданам уже невозможно нормально передвигаться по городу. Необходимо знать меру.
То же касается установки заборов на улицах города. Совершенно недопустимо такое устройство заборов, как ограда Рынка на Колхозной площади, ограда здания Пенсионного фонда на ул. Крупской, ограда ресторана «Хаген» по ул. Николаева, ограда автостоянки нового здания по ул. Шевченко (рядом с центром «Елочка»).
При подобной установке заборов поперек площадей и улиц невозможно говорить об удобстве проживания в городе, его облике, градостроительной среде.
По нашему мнению, этот вопрос следует решать не только при отводе земельных участков под строительство, но и на законодательном уровне.
9. Положение в городе с фасадами при переводе первых этажей из жилого в нежилое. Остекление лоджий и балконов.
На эти вопросы из администрации города был дан формальный ответ (Осипов В.Н.), который только подчеркнул безразличие чиновников к этим вопросам. Оба вопроса затрагивают состояние фасадов в городе. Подобное безразличное отношение к вопросам состояния фасадов в городе со стороны властей объясняет ситуацию с обликом города. Элементы рядовой застройки, благоустройство не отдельных участков городской территории, как то - центральных площадей (да и центральные площади в аховом состоянии) отдельных объектов, формируют впечатление о городе. Сегодня мнение о городе Смоленске, как о захламленном (касается вопроса киосков), неблагоустроенном высказывается всеми гостями города. Это сознается не только профессионалами, но и рядовыми жителями.
В сложившейся практике, при перевода жилых помещений первых этажей в нежилые, нарушается целостность архитектурного решения фасадов зданий, а также крылец и благоустройства перед зданием, что не только безобразно и технически неграмотно (например, с точки зрения отвода дождевых стоков), но иногда и просто травмоопасно из-за недопустимых уступов тротуаров.
В сложившейся практике нового строительства в последние годы постепенно исчезло такое явление, как единое остекление балконов и лоджий самим застройщиком, успешно когда-то начатое руководимым П.И. Гладким АООТ «Смоленскоблгражданстрой». Сейчас застройщики экономят на этом важном факторе сохранения целостности архитектурного решения зданий, отдавая тем самым фасады жилых домов на откуп жильцам. В результате варварского самостоятельного остекления, фасады новых жилых зданий уродуются до неузнаваемости.
Необходимо повысить требования к застройщикам в городе, к застройщикам всех уровней и крупным организациям, ведущим масштабную (по смоленским меркам) застройку, а также к владельцам мелких предприятий обслуживания на 1 этажах жилых домов. При застройке города должны быть здоровые амбиции, необходимо повышать качество застройки, а не застраивать город исходя из меркантильных интересов отдельных лиц, объектами попроще и из того, что было под рукой.
И последнее:
Именно обеспокоенность недостатками градостроительной политики отражающихся на качестве городской среды, заставляет Союз архитекторов просить руководство города, о персональной встрече, для того, чтобы обсудить имеющиеся проблемы и совместными усилиями исправить ситуацию к лучшему. Архитекторы к этому готовы.
По поручению общего собрания
Смоленской организации Союза архитекторов России:
Председатель правления:
Аптекин Г.М.
Члены правления:
Юдина Н.В.
Абалян М.А.
Пахомов П.В.
Скалка В.П.
Калиновский А.Ч.
Щевьев А.П.
Члены Смоленского отделения Союза архитекторов России встречались и с руководством города, и с руководством области, но ситуация в градостроительстве кардинально не улучшилась. К сожалению, пока компетентные оценки и предложения профессионалов у нас крайне тяжело воспринимаются людьми, принимающими управленческие решения. Есть, что обсудить.
Вопросы для обсуждения на встрече архитекторов с руководителями города Смоленска.
1. Генеральный план города.
Документ утвержден, это самое плохое.
Документ, который не выполняет возложенных на него задач: исходя из анализа реализации предшествующего генплана, наметить и обосновать эффективное стратегическое развитие. Разработанный генплан предполагает необоснованное расчетами и никакими объективными обстоятельствами экстенсивное развитие на юг.
Несмотря на то, что генеральный план г. Смоленска уже поспешно утвержден Смоленское отделение Союза архитекторов России по процедуре рассмотрения проекта отмечает следующее:
1) Союза архитекторов не подвергает сомнению формальное выполнение разработчиком проекта требований законодательных актов Российской Федерации (Градостроительного кодекса, Земельного кодекса и др.).
2) Претензии Союза архитекторов касаются главным образом качества разработки проекта и выполнения проектировщиком требований СНиП 11-04-03 как документа, определяющего технологию, методику и структуру проекта, тем более, что «СНиП 11-04-2003 "Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации" (далее - инструкция) разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации <*>, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области регулирования градостроительной деятельности.» и «(Зарегистрирован в Минюсте РФ 12 февраля 2003 г. N 4207)», т.е. не может противоречить Градостроительному кодексу, как прозвучало в ответе разработчика генплана на замечания Союза архитекторов.
3) Союз архитекторов задал ряд вопросов не из праздного любопытства, а для того, чтобы понять принятые проектировщиком решения, и не получил ни одного ясного, логически обоснованного и вразумительного ответа ни на один вопрос. При этом не исключено, что при достаточной обоснованности и убедительности ответов, Союз архитекторов мог бы признать правильность или вынужденную необходимость принятых в проекте решений.
4) Союз архитекторов, задавая вопросы, не должен был, как это требовал проектировщик, обосновывать свои сомнения или непонимание отдельных решений проектировщиков. Это сам проектировщик должен был доказать и обосновать правильность, целесообразность и эффективность принимаемых проектных решений и ответить на вопросы.
5) Обоснование, в ряде случаев экономическое, проектных решений генплана - это материал, характеризующий профессионализм проектировщика, его способность предложить наиболее эффективное проектное решение, поскольку реализация положений генерального плана определяет финансовую нагрузку городского бюджета.
6) Некоторые пункты ответа проектировщика на замечания Союза архитекторов как раз и подтверждают необходимость наличия в проекте генплана технико-экономического обоснования, о чем Союз архитекторов и спрашивал.
7) Союз архитекторов считает, что он, в силу профессиональной принадлежности, вправе быть ознакомленным с материалами по инженерному оборудованию в составе генплана. Разработчик вполне мог представить эти материалы в виде упрощенных схем.
Несколько принципиальных вопросов по существу генерального плана:
1) В Проекте Генерального плана явно проигнорированы положения действующего генерального плана, хотя сам титул проекта предполагает преемственность данной работы по отношению к предыдущей. В представленных материалах совершенно отсутствуют принципиальные положения генплана по территориальному развитию и формированию транспортной структуры города. Поэтому неясно, насколько представленная концепция увязана с действующим генпланом и продолжает его развитие. Если разработчик считает положения действующего генплана ошибочными, неактуальными или невозможными, то это должно быть обосновано.
2) Генплан разработан совершенно без учета прилегающей к городу территории (что бросается в глаза даже графически), без учета характера ее освоения и перспектив развития и, как следствие, без учета взаимовлияния города и окружающих территорий. Следует отметить слабую предпроектную работу по изучению территориальных резервов развития города. В силу этого, в проекте не учтены территории, которые в настоящее время осваиваются в той или иной степени проектными материалами, в частности:
• микрорайон «Новосельцы» в восточной части города (проект);
• не в полном объеме Западный жилой район;
• территории в районе д. Алтуховка, прилегающие к городу с юго-востока;
• микрорайон «Вязовенька» с севера от города.
3) В новом генплане виден явный дисбаланс между развитием селитебной территории преимущественно в южном направлении, существующими производственными территориями, и новыми площадками развития производственных территорий в северной части города. Это спровоцирует большие затраты на строительство улично-дорожной сети и транспортные потоки между селитебной зоной и местами приложения труда. Вызывает сомнение площадка размещения производственных объектов в районе пос. Дубровенка смежно с рекреационной зоной «Красный бор». Экстенсивное развитие города в южном направлении задействует последние земельные ресурсы города, не оставляя вариантов для последующих поколений.
4) Решение транспортной проблемы города оставляет желать лучшего, т.к. нет ясного представления о структуре улиц и дорог. Не представлено обоснование параметров поперечных профилей основных магистральных улиц с учетом значительно возросшей за последние годы интенсивности движения транспорта. Транспортные развязки размещены не на главных магистралях, где интенсивность транспорта должна быть больше, а в глубине жилых районов.
5) Представленные материалы не могут претендовать на концептуальные варианты развития города, поскольку являются лишь «сценариями» развития одного варианта, что можно квалифицировать как очередность реализации. Фактически разработчик не представил вариантную проработку проекта и навязал городу один вариант развития не доказав его оптимальность.
6) Проектировщик генплана не доказал, что новый генплан г. Смоленска экономичен и оптимален, т.к. не предоставил данных о стоимости реализации первоочередных задач генплана, что является нарушением «СНиП 11-04-2003 "Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации". Мы считаем, что представленный в новом генплане вариант разбросанного размещения селитебных территорий, производственных площадок, источников инженерного обеспечения, неэкономичен, т.к. потребует больших капитальных и эксплуатационных затрат на развитие инженерно-транспортной инфраструктуры.
7) Союз архитекторов считает, что представленная на рассмотрение работа по сути не соответствует титулу проекта, не имеет обоснованной, ясно выраженной концепции, выполнена некачественно. Дальнейшая градостроительная работа по этому проекту может усугубить имеющиеся и создать новые проблемы для города.
Таким образом, Генеральный план, который по всем нормативным документам должен помогать исполнительной власти в решении сиюминутных вопросов развития, намечать перспективу развития города, оставляя запас ресурсов для последующих поколений жителей города, в действительности усугубляет проблемы (на сегодня в первую очередь транспортные) и предлагает неверную, приводящую к патовой ситуации, перспективу развития. Документ не просто бесполезный, документ вредный для города, в том виде, в котором он сегодня утвержден.
Союза архитекторов выражает свою обеспокоенность тем, что необоснованные недостаточно просчитанные экономически проектные решения, заложенные в проекте корректировки Генерального плана г. Смоленска повлекут за собой неоправданно большие, точнее сказать непосильные, расходы из городского бюджета на создание городской инфраструктуры, строительство транспортных и инженерных сооружений, объектов социальной сферы. В результате чего, город не сможет комплексно освоить ни одну из предложенных к застройке территорий, не говоря уже о создании комфортной городской среды для его жителей.
Последствия реализации решения данного генерального плана не оценивались не разработчиками проекта, ни теми, кто его утверждал. Видимо утверждение исходило из сиюминутной потребности отчета о напрасно истраченных бюджетных средствах города на разработку.
Самым лучшим решением, по большому счету, было бы признать ошибки, отменить утверждение и вернуть генплан на доработку. Но Союз архитекторов сомневается, что горсовет пойдет на такие меры.
В данной ситуации необходимо, в соответствии со статьей 26 Градостроительного кодекса наметить перечень мероприятий по «реализации генерального плана поселения», тем более что один из пунктов данной статьи уже реализуется: корректируются «Правила землепользования и застройки города». И вот здесь, при разработке мероприятий по реализации генерального плана, как раз, на наш взгляд, можно частично исправить ошибки разработчика - четко наметить первоочередные мероприятия и тщательно просчитать стоимость их реализации. Возможно, удастся вернуть генплан к реальности.
То, что на основании принятого некачественного генерального плана, корректируются регламенты использования городской территории, может усугубить нынешнюю ситуацию. Необходимо проследить, чтобы в откорректированных «Правилах» внимательно отнеслись к территориям общего пользования и прежде всего к территориям транспорта и коммуникаций.
По процедуре рассмотрения проекта генерального плана, а также других градостроительных проектов:
исходя из того, что некоторые материалы носят сугубо профессиональный характер, ограничены в открытом пользовании, а также учитывая несоответствие поднимаемых гражданами города на публичных слушаниях вопросов уровню и стадии проекта, Союз архитекторов предлагает отделить профессиональное рассмотрение проекта генерального плана, а также прочих и будущих проектов от публичных слушаний.
2. Практика отвода земельных участков под строительство. Ведение земельным вопросом в городе.
Передача права предоставления земельных участков из рук муниципалитета в руки областной структуры, которая не только непрофессионально подходит к данным вопросам, не заинтересована в рациональном расходовании невозобновляемого муниципального ресурса - земли, но и, наконец, усложняет, увеличивает сроки рассмотрения и обюрокрачивает, делает более запутанной для Заявителя, процедуру рассмотрения вопросов предоставления земли. Примеры, приведенные ниже, показывают, что большая часть отводов препятствует развитию города или нарушает ранее принятые обдуманные планировочные решения:
Юннатов-Кирова-Николаева - территория соединения дублера ул. Кирова (продолжение пр. Строителей - ул. М.Конева) с ул. Николаева предполагается к застройке. Вред от данного решения, которое усложняет положение с транспортной проблемы города, увеличивается распределением участков на данной территории по землепользователям. Объект общегородского значения, который призван украшать город, «засовывается» внутрь квартала, оставаясь навсегда без подходов, подъездов, необходимой аванплощади перед входом, в то время как коммерческие объекты повседневного пользования вылезают на «красную линию» ул. Николаева и ул. Кирова, при этом претендуют на изъятие части территории и без того загруженных улиц города. В случае строительства этих незначительных, неважных для города объектов данное изъятие неизбежно. Все эти неправильные «предоставления» по оговоренной законом процедуре должны будут исправляться, если до исправления дойдет дело, из средств города, которыми он не богат.
Предоставленные участки на Петра Алексеева, на территориях зеленых зон непосредственно не затрагивают проблем городского транспорта, но также как и предыдущий пример лишают горожан общественных пространств, рекреационных общественных пространств (парк 1100-летия и магазин «Глобус» - магазин будет ли, а парка уже нет). Сюда можно добавить и отвод участков на территориях зеленых зон: Зоопарк на территории лесопитомника, спортивный комплекс в парке Реадовка, жилой дом в парке 1100-летия.
Отдельный вопрос об участках под индивидуальную застройку в рекреационных зонах, например, между ул. Воровского и Парижской коммуны, которые хитро отводятся на якобы законных основаниях потому, что в регламентах случайно либо намеренно проскользнул пункт о возможности строительства «отдельно стоящих жилых домов».
Союз архитекторов считает крайне недопустимым то, что в последнее время под строительство отводятся участки территорий улиц, зеленых насаждений общего пользования, на которых, согласно действующим градостроительным документам, по всем правилам градостроительства, никакого строительства вообще быть не должно. Это лишает город развития транспортной и инженерной инфраструктуры, рекреационных и парковых территорий.
Кроме того, часто по строительство необоснованно отводятся участки явно не соответствующие мощности предполагаемых к строительству объектов, в результате чего вместо создания комфортной городской среды, вместе с новым зданием создается целый букет сопутствующих проблем: недостаток автостоянок, затрудненность обслуживания построенного объекта и соседних, формирование негативного микроклимата в среде горожан и т.д.
Вывод (предложение): необходимо предпринять меры по возврату права предоставления земельных участков на территории города в руки муниципалитета, т.к. безответственные действия областных чиновников не только не делают процесс прозрачней, но лишают город перспектив устойчивого развития. При этом не исключается важность понимания и соблюдения градостроительной дисциплины всеми участниками процесса.
3. Разработка градостроительных проектов (проектов детальной планировки, проектов застройки).
По мнению Союза архитекторов, в городе сложилась неверная практика разработки проектов застройки. Это заключается в следующем:
1) Сначала, на основании имеющихся каких-либо ранее разработанных планировочных документов, отводится земельный участок какому-либо застройщику.
2) Застройщик вынужденно разрабатывает проект застройки микрорайона со всей необходимой по нормам инфраструктурой, поскольку надо пройти экспертизу. При этом застройщик преследует свои сугубо коммерческие цели - больше квадратных метров жилой площади (поскольку строит только жилые здания) с гектара территории. Создание нормальной, достаточной инфраструктуры, размещение детских садов, школ, спортивных сооружений, застройщика не интересует- не выгодно, не соответствует коммерческому аппетиту. Говорить о каком-либо удобстве для жителей, комфортной городской среде в этой ситуации вообще не приходится.
3) Пройдя экспертизу, застройщик приступает к строительству жилых домов. При этом нередко вносит изменения в части конфигурации, этажности, количестве секций. Далее аппетит на освоенной территории растет, и застройщик начинает правдами и неправдами посягать на территории предназначенные проектом застройки для детских садов, школ и т.д. В результате город получает территорию, застроенную одними жилыми домами без всякой инфраструктуры. И без возможности ее создания в будущем. Примеры: микрорайоны «Семичевка», «Королевка», Кловка, 9-й м-он на Киселевке.
4) Поэтому в Смоленске на сегодняшний день нет ни одного нормально и комплексно застраивающегося микрорайона. И не будет, если не изменить порядок вещей.
5) Исходя из вышесказанного, правильная схема работы по нашему мнению следующая:
• По заказу города за бюджетные деньги с возможным привлечением иных средств (в т.ч. средств потенциальных застройщиков) на определенной территории разрабатывается проект застройки со всеми элементами инфраструктуры;
• Только после прохождения экспертизы, проведения публичных слушаний и обязательного утверждения проекта застройки, делается межевание территории и город начинает продавать отдельные участки территории микрорайона застройщикам по целевому назначению, включая в стоимость земли затраты на разработку проекта застройки, подключения площадки к сетям инженерного оборудования и т.д.
• В результате застройщики будут осуществлять строительство в жестких рамках проекта застройки, без посягательства на участки социальных объектов, и эффективно использовать выделенный участок.
• Но при этом следует отметить еще один важный момент: город обязан будет взять на себя определенные обязательства по строительству улиц и дорог, инженерных сетей, объектов социальной сферы и выполнить их.
Данная схема только подтверждает наше мнение о том, что необходимо предпринять меры по возврату права предоставления земельных участков на территории города в руки муниципалитета, только тогда можно будет говорить о грамотной комплексной застройке города.
4. Застройка площади Победы, выставочный комплекс между ул. Кирова и ул. Николаева, благоустройство набережной - качество архитектурно-градостроительного решения.
Все названные объекты, предназначены для формирования облика города. Облик города оценивается прежде всего по качественным характеристикам, по степени архитектурно-художественной выразительности зданий и градостроительных комплексов. Законодательством (федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») же предусмотрена процедура проведения конкурсов (тендеров) где определяющим является цена.
Для произведений (проектов) архитектуры, градостроительного, садово-паркового, монументального и декоративного искусства подход по приоритету их стоимости и сроков исполнения проекта, кроме игнорирования их художественной и общественной ценности, неизбежно приводит к спешным, некачественным, непрофессиональным и просто ошибочным проектным решениям, которые на стадии реализации проекта оборачиваются большим перерасходом финансовых, материальных и трудовых ресурсов, а также нарушением требований безопасности, социальных и других обязательных норм.
Подход ущербный т.к. качество среды и архитектурной выразительности объектов, их соответствия окружающей застройке не имеют при этом никакого значения. В то же время муниципалитет (город) заинтересован (?) именно в высоком качестве архитектуры, т.к. от качества архитектуры отдельных объектов зависит качество городской среды.
Из процедуры создания объекта: от принятия решения по местоположению в городе до строительства отсутствует период, результатом которого является идея объекта, осознание его места в структуре города, как в физическом, так и духовном понимании. Этот период должен предшествовать тендеру в виде архитектурного конкурса.
В рамках архитектурного конкурса отрабатывается концептуальная направленность объекта, его архитектурно-художественная выразительность, адаптация месту размещения, функциональная целесообразность, возможность и целесообразность применения новых технологий, что дает значительно больший эффект в конечном результате нежели экономия, предусмотренная проведением тендеров на разработку проектной документации.
Понимая необходимость и пользу проведения архитектурных и градостроительных конкурсов, ряд регионов и городов страны приняли местные нормативные акты, определяющие проведение архитектурных конкурсов как обязательного этапа, предшествующего проведению тендеров на разработку проектной или градостроительной документации. Проведение архитектурного конкурса - важное социальное событие в жизни города: он способствует вовлечению жителей города в обсуждение его перспектив, повышает прозрачность принятия судьбоносных для города решений.
Новосибирск, Санкт-Петербург и некоторые иные регионы определили приоритетами качество архитектуры значимых, в градостроительном и социальном значении объектов, а не вопросы стоимости даже не самих сооружений, а лишь стоимости проектной документации на эти объекты.
Проведение тендеров без предварительной оценки ситуации, формулирования задач по созданию объектов строительства и градостроительных комплексов дает неэффективный результат, последствия которого для города трудно оценить и исправить в дальнейшем. Разница же в затратах на хороший и плохой проект гораздо менее значительна, чем разница в стоимости строительства и последующей эксплуатации. Подобный подход обусловлен стремлением получить сиюминутную выгоду при проектировании не отвечая за последующие затраты и негативные последствия в будущем. В целом необходимо сказать об отсутствии градостроительной политики в городе.
Сегодня развитие города происходит хаотично, исходя из сиюминутных потребностей того или иного ведомства (чиновника). На это накладывается подготовка к празднованию юбилея. Областная власть вмешивается в ситуацию, вмешивается только для отчета, не задумываясь о последствиях своего вмешательства. В итоге, по нашему мнению, «у семи нянек дитя останется без глаза»: и город не приведут в порядок и празднование «профукают», т.е. деньги разбазарят.
По мнению СО СА в преддверии юбилея города муниципалитету необходимо принять меры для изменения подходов в решении многосложной задачи улучшения среды проживания в городе. Мы считаем, что на примере названных регионов России нужно разработать собственные региональные условия проведения конкурсов, ставящих главной своей задачей именно повышение качества и эффективности архитектурно-градостроительных и проектных решений, что в конечном итоге неизбежно отразится на качестве городской среды и облике города в целом.
5. Проблемы транспорта. Строительство новых улиц и дорог. Строительство организованных автостоянок.
Если у городской власти сегодня нет средств для строительства указанных, совершенно необходимых для города сооружений, она (власть) должна не препятствовать возможности их устройства (дорог, автостоянок) в будущем. Приведенный выше пример с предоставлением участков между ул. Кирова Николаева необходимо дополнить ситуацией у Медгородка: где на резервной территории расширения ул. Крупской возникли торговые предприятия. Эти примеры также показывают, что муниципалитет не осознает, или не желает сознавать сложности и важности проблемы.
Проблема организации улично-дорожной сети в городе, по нашему мнению, является одной из главных. Серьезным недостатком является то, что сообщение между право- и левобережной частями города осуществляется по трем близко расположенным мостам. Таким образом, весь транспорт для переезда через р. Днепр сосредотачивается в центре. Это уже сейчас вызывает проблемы в движении транспорта, создает пробки, ухудшает экологическую обстановку в центральной части города, негативно отражается на состоянии памятников истории и культуры. Очевидно, что в дальнейшем эта ситуация ухудшится. По нашему мнению, в городе остро назрела необходимость вывода транспорта из центра города, строительства новых дорог улиц и мостов, в первую очередь в западном направлении.
В городе также остро стоит проблема парковки личного автотранспорта. Эту проблему следует рассматривать двояко: парковки транспорта для мест приложения труда, предприятий обслуживания и мест отдыха и автостоянки для хранения автомобилей. Решение первой мы видим в более тщательном подходе к отводам земельных участков для нового строительства. В частности, в предварительном обосновании достаточности размеров участка для организации автостоянок, в сбалансированности мощности предполагаемого объекта и территории для организации всей его инфраструктуры. Кроме того, следует помнить, что территория улиц не предназначена для строительства зданий, как это сейчас практикуется, но может использоваться для устройства автостоянок.
Что касается гаражного строительства, которое по расчетам потенциального застройщика до сих пор признается в Смоленске не выгодным, здесь, видимо, необходимы целевые решения горсовета (налоговые льготы, льготные кредиты, упрощенная процедура целевого выделения участков и т.д.), стимулирующие строительство многоэтажных автостоянок.
6. Озеленение города.
Несмотря на то, что работа горзеленхоза в последнее время заметна, в практике озеленения города не хватает профессионального руководства. Не затрагивая техническую сторону этой работы, можно говорить о безвкусице и явном непонимании роли озеленения в формировании городской среды и микроклимата в городе. Уродливые клумбы, уродливые надписи на откосах, работа на примитивном уровне, устаревшие приемы применения кустарника в качестве «зеленых изгородей», не украшают город. К этому следует добавить бездумное кронирование, иногда явно неуместное. По нашему мнению в городе давно назрела необходимость введения должности главного ландшафтного архитектора для грамотного руководства службами, занимающимся городским озеленением.
7. Кадровая политика.
По анализу, проведенному союзом архитекторов, средний возраст работающих в Смоленске архитекторов приближается к 50 годам. Минимальный возраст наиболее молодых архитекторов и имеющих уже достаточный опыт работы - 40-45 лет. Архитекторов в возрасте до 30 лет единицы. Проектный комплекс испытывает острый дефицит профессиональных архитектурных кадров. Все градостроительство и гражданское проектирование начинается с архитектора. Если не заняться кадровым вопросом сейчас, проектное дело в Смоленске будет сведено к нулю, и город вынужден будет большую часть работы отдавать на сторону. Но очевидно, что свои архитекторы лучше знают город, лучше ориентируются в его проблемах, лучше владеют ситуацией и, в конце концов, любят свой город, что немаловажно. То, что некоторые учебные заведения города делают попытки обучения данной специальности, не имея ни кадрового состава преподавателей, ни научной и материально-технической базы принесет скорее вред городу, чем пользу. Мы предлагаем возродить муниципальный госзаказ на данную профессию. Отправлять талантливых молодых людей по контракту в ведущие архитектурные ВУЗы страны и ближнего зарубежья (Беларусь) с выплатой им стипендии, но с обязанностью работы определенное время в Смоленске после обучения.
8. Застройка тротуаров и пешеходных зон павильонами, киосками рекламными стендами и прочими сооружениями (Колхозная площадь, площадь Победы). Устройство заборов на улицах.
Благоустройство города должно дополняться этими элементами, но не состоять исключительно из ларьков плохого качества, расположенных как попало на территориях улиц и зеленых зонах.
Сегодня вопросы размещения временных (?) сооружений переданы в ведение районных администраций и не рассматриваются в УАиГ, т.е. не подлежат комплексному регулированию на территории города (еще один пример не заинтересованности города в качественной застройке, пример отсутствия какой - либо градостроительной политики).
Союз архитекторов считает необходимым безоговорочную очистку улиц и площадей города от разного рода киосков, павильонов и прочих сооружений, захламляющих улицы и уродующих облик города. Совершенно недопустима застройка тротуаров подобными объектами, как, например, на Колхозной площади, до такой степени, что гражданам уже невозможно нормально передвигаться по городу. Необходимо знать меру.
То же касается установки заборов на улицах города. Совершенно недопустимо такое устройство заборов, как ограда Рынка на Колхозной площади, ограда здания Пенсионного фонда на ул. Крупской, ограда ресторана «Хаген» по ул. Николаева, ограда автостоянки нового здания по ул. Шевченко (рядом с центром «Елочка»).
При подобной установке заборов поперек площадей и улиц невозможно говорить об удобстве проживания в городе, его облике, градостроительной среде.
По нашему мнению, этот вопрос следует решать не только при отводе земельных участков под строительство, но и на законодательном уровне.
9. Положение в городе с фасадами при переводе первых этажей из жилого в нежилое. Остекление лоджий и балконов.
На эти вопросы из администрации города был дан формальный ответ (Осипов В.Н.), который только подчеркнул безразличие чиновников к этим вопросам. Оба вопроса затрагивают состояние фасадов в городе. Подобное безразличное отношение к вопросам состояния фасадов в городе со стороны властей объясняет ситуацию с обликом города. Элементы рядовой застройки, благоустройство не отдельных участков городской территории, как то - центральных площадей (да и центральные площади в аховом состоянии) отдельных объектов, формируют впечатление о городе. Сегодня мнение о городе Смоленске, как о захламленном (касается вопроса киосков), неблагоустроенном высказывается всеми гостями города. Это сознается не только профессионалами, но и рядовыми жителями.
В сложившейся практике, при перевода жилых помещений первых этажей в нежилые, нарушается целостность архитектурного решения фасадов зданий, а также крылец и благоустройства перед зданием, что не только безобразно и технически неграмотно (например, с точки зрения отвода дождевых стоков), но иногда и просто травмоопасно из-за недопустимых уступов тротуаров.
В сложившейся практике нового строительства в последние годы постепенно исчезло такое явление, как единое остекление балконов и лоджий самим застройщиком, успешно когда-то начатое руководимым П.И. Гладким АООТ «Смоленскоблгражданстрой». Сейчас застройщики экономят на этом важном факторе сохранения целостности архитектурного решения зданий, отдавая тем самым фасады жилых домов на откуп жильцам. В результате варварского самостоятельного остекления, фасады новых жилых зданий уродуются до неузнаваемости.
Необходимо повысить требования к застройщикам в городе, к застройщикам всех уровней и крупным организациям, ведущим масштабную (по смоленским меркам) застройку, а также к владельцам мелких предприятий обслуживания на 1 этажах жилых домов. При застройке города должны быть здоровые амбиции, необходимо повышать качество застройки, а не застраивать город исходя из меркантильных интересов отдельных лиц, объектами попроще и из того, что было под рукой.
И последнее:
Именно обеспокоенность недостатками градостроительной политики отражающихся на качестве городской среды, заставляет Союз архитекторов просить руководство города, о персональной встрече, для того, чтобы обсудить имеющиеся проблемы и совместными усилиями исправить ситуацию к лучшему. Архитекторы к этому готовы.
По поручению общего собрания
Смоленской организации Союза архитекторов России:
Председатель правления:
Аптекин Г.М.
Члены правления:
Юдина Н.В.
Абалян М.А.
Пахомов П.В.
Скалка В.П.
Калиновский А.Ч.
Щевьев А.П.
Члены Смоленского отделения Союза архитекторов России встречались и с руководством города, и с руководством области, но ситуация в градостроительстве кардинально не улучшилась. К сожалению, пока компетентные оценки и предложения профессионалов у нас крайне тяжело воспринимаются людьми, принимающими управленческие решения. Есть, что обсудить.