С большим интересом ознакомился с эскизом подземного комплекса на площади Смирнова.
Несомненно заслуживает одобрения. Достойное дело.
Позволю себе некоторые предложения, которые, на мой взгляд, повышали бы функциональность и привлекательность сооружения.
Основные огрехи предложенного эскизного проекта 1) в недостаточной проработке увязки планировки пешеходных галерей с направлениями основных пешеходных потоков; 2) наличие "слепых" проходов, не имеющих прямого выхода на поверхность (но одновременно при наличии альтернативных проходов, из-за чего вероятность того, что торговые учреждения в таком "слепом" проходе будут испытывать дефицит посетителей, весьма высока); 3) минимальное число входов-выходов и лестничных спусков (по одной лестнице на каждый из четырёх входов), из-за чего наземная подготовка пешехода ко входу в комплекс в зависимости от направления подхода может быть достаточно энергозатратной (одно- или двукратный обход лестничных спусков).
Проектировщикам не следует полагаться на убеждение, что для обеспечения посещаемости (следовательно, и прибыльности) подземных торговых заведений достаточно заставить пешехода спуститься вниз и поплутать по галереям подольше, тогда он, мол, чем-нибудь заинтересуется, куда-нибудь да заглянет, что-нибудь да купит. Такая позиция ошибочна.
Горожанин лишь в каждом своём четвёртом-пятом променаде имеет резерв времени и желание делать покупки. В остальные разы неоправданные лишние многие десятки метров в толчее, изматывающее хождение по извилистым переходам способно сформировать лишь стойкое негативное восприятие всего сооружения, которое может препятствовать желанию излишне задерживаться в нём даже тогда, когда времени у человека и достаточно.
Поэтому обеспечение оптимальных маршрутов для "транзитных" пешеходов - задача наиважнейшая. Удобство подземного комплекса в этом качестве гарантирует всегдашнее доброжелательное отношение, убеждает в удобстве, в преимуществах всего подземного пространства, в целесообразности им пользоваться, в том числе с заинтересованностью посещать размещённые там заведения. Ведь мы не всегда "транзитные". И если нам здесь было удобно мимолётом, то нам приятно будет зайти сюда и за покупками или перекусить, развлечься или привести себя в порядок.
С этой позиции и сделаны следующие предложения.
Предлагается обустройство двух дополнительных входов с одной лестницей каждый, двух дополнительных лестничных спуска к уже имеющимся входам (вторые лестницы), а также некоторое увеличение числа пешеходных галерей и торговых площадей.
На чертеже новые участки пешеходных галерей выделены тёмно-голубым цветом и обозначены литерами Г1,Г2,Г3,Г4. Новые торговые площади окрашены в тёмно-зелёный цвет и подписаны Т1,Т2,Т3,Т4. Дополнительные лестницы помечены розовыми литерами Л1,Л2,Л3,Л4.
От входа возле типографии на противоположную сторону ул.Дзержинского сделать сквозной проход, сокращая "транзитный" путь в два раза (Г1). Для компенсации использованных под галерею Г1 торговых площадей увеличить площадь сооружения и обустроить дополнительные торговые площади с левой стороны галереи (Л1).
Учитывая, что пешеходный поток по левой стороне ул.Дзержинского примерно равен потоку на правой стороне пр.Гагарина, вход возле типографии оборудовать вторым лестничным спуском со стороны ул.Дзержинского. Этим обеспечивается не только удобство половины пользующихся переходами, но и предотвращается неизбежная людская пробка в узком пространстве между лестничным спуском по пр.Гагарина и областной типографией.
Было бы разумно сделать дополнительный выход возле крепостной стены. В результате мы имели бы очень привлекательные маршруты для пересечения площади во всех направлениях без излишнего петляния по поверхности и обеспечивали бы более равномерное распределение людских потоков по всему пространству комплекса, ликвидировали бы те самые "слепые" участки галерей. Для этого за счёт незначительного участка торговой площади проложить участок галереи Г2 с выходом её на лестницу Л2, построенной "коленом", то есть с поворотом на 90 градусов на уровне средней площадки. Выход лестницы Л2 на поверхность примыкает к тротуару по направлению основного пешеходного потока с ул.Б.Советской. Использованные торговые площади компенсировать за счет увеличения внешнего периметра на этом участке и расширения торговых залов (Т2).
Имеет смысл устроить дополнительный лестничный спуск на правой стороне ул.Дзержинского возле "Телепорта", обращённый в сторону Б.Советской улицы. Поток пешеходов оттуда многократно превышает поток с ул.Дзержинского. В существующем проекте предполагается, что толпы людей будут совершать почти 30-метровый обход от угла в сторону лестничного спуска.
Предлагается перенести в сторону "Телепорта" лифтовую шахту, на её месте разместить дополнительные торговые площади (Т3). На два метра продлить участок галереи перед лифтом (Г3) и передвинуть существующую лестницу на это же расстояние. Дополнительную лестницу Л3 исполнить с поворотом на 90 градусов от четверти её высоты с выходом на тротуар со стороны Б.Советской.
Ещё один весьма целесообразный новый выход желателен на правой стороне ул.Тенишевой. Лестничный спуск Л4 и Галерея Г4 приводят многочисленных пешеходов с ул.Тенишевой и многочисленных остановок общественного транспорта в подземный комплекс, где он идеально распределяется по трём направлениям. Дополнительные торговые помещения Т4 вполне уместны.
Наличие этого входа обеспечивает создание полноценного подземного перехода под ул.Тенишевой. А это создаёт условия для полного отсутствия пешеходов на проезжей части ул.Тенишевой точно так же как на пр.Гагарина и ул.Дзержинского. Если этого входа не будет, появление людей на проезжей части будет обязательным.
К слову сказать, ширину всех или почти всех дополнительных лестниц (а может быть и некоторых изначальных) можно вполне уменьшить с 6-ти до 4-х метров.
Дополнительные входы лифтами не обустраивать. Навесы тоже нужны ли?
И последнее. О въезде в паркинг. К сожалению, других разумных вариантов практически нет. Кроме суперзатратных с тоннелем под всем комплексом. Но тогда и стоянку придётся делать в несколько ярусов.
Самый дешёвый вариант обеспечить безопасность пешеходов в месте пересечения тротуара с въездом в паркинг - обустроить пешеходный обход над заездом в паркинг.
На чертеже он обозначен жёлтой штриховкой и буквами "О".
В этом случае въездной пандус должен начинаться не после тротуара, а сразу от края мостовой, от трамвайной линии. Сам въезд значительно приблизится к улице (даже намного больше чем показано на чертеже). Края тротуара и обход над пандусом оградить парапетом, а остановку трамвая перенести ближе к вечерней школе (лари убрать).