Все же чем больше живу, тем дальше не понимаю большевиков. Вроде и клеймили царизм за РЯВ, а подлые факты предательства до нас как-то не доводили. Помню зачитываясь "Книгой будущих адмиралов", я бредил "Варягом" и "Стерегущим" и даже не догадывался о позорной сдаче наших моряков врагу вместе с новенькими ни разу не надеванными кораблями. Странно все же работала красная пропаганда. Увы, прозрение пришло и теперь не уйдет никогда. Я очень долго уважал морских именно за вот это "Погибаю, но не сдаюсь". Т.е. буду биться пока стреляет хоть одна пушка, а потом буду таранить и просто открою кингстоны. А теперь? Всегда считал что по крайней мере командующий эскадрой или флотом идет на флагмане и уходит под воду вместе с ним. Кто такие Карл XII и Наполеон если они бежали с поля боя? Да они с моей точки зрения не стоят последних матросов "Стерегущего", уходящих с ним под воду. Увы, все оказалось не так радужно и прелестно. Поэтому и хочу написать о тех, кто не посрамил своей чести, ну, и о тех кто ее похоже не имел вовсе.Пусть армия будет разбита, счастье переменчиво, и поражение может быть вознаграждено победой, но если армия постыдно сдалась — это позор для армии, позор для имени француза. Язвы чести не излечиваются, их нравственное действие ужасно. Говорят, что не было другого средства предупредить избиение солдат. Но лучше бы погибли все с оружием в руках, пускай никто бы не вернулся... их смерть была бы славной. За них мы отомстили бы... Солдат найти можно, только честь невозвратима.
До РЯВ сдача боевого корабля в плен было событием исключительнейшим и про случай с фрегатом "Рафаилом" я расскажу ниже. Это просто какой-то блокбастер "Меркурий" и "Рафаил" и все это практически одновременно. Но вернемся к РЯВ. Я буду делать некие лирические отступления как в свое время в теме про Православие и разумеется будет несколько серий.
Буду писать в основном за флот, ну, люблю я его. Вначале кратко рассмотрим действия нашего ТОФ.
Походу наша разведка, а тем паче контразведка вообще мышей не ловила отсюда и стояние судов на внешнем рейде в Порт-Артуре, и суда стационеры во всех китайских портах. С одного из них мы и начнём.
Новейший крейсер, спущенный на воду в 1899 году и для шаматистов и вологодчан замечу построенный не в мегатехнологичной РИ «не захотел» воспрепятствовать высадке японского десанта и штурму им Сеула. После этого по «просьбе» иностранных дипломатов и моряков, вместо того чтобы перетопить японские транспорты, решил прорываться вместе с устаревшим "Корейцем". Прорваться не удалось. "Варяг" получил такие повреждения и потери палубной команды, что, собственно, корабль и осталось только затопить. (Три, прикрытых пластырями, подводные пробоины, крен на левый борт градусов 10, единственное уцелевшее шестидюймовое орудие из двенадцати. Убыли убитыми и ранеными половина комендоров и орудийной обслуги, 10 из 11 дальномерщиков, 7 из 11 палубных офицеров.) Из-за отсутствия броневого прикрытия орудий у «Варяга» относительные потери были больше, чем на каком-либо ином корабле, остававшемся на плаву в той войне. Но здесь я не согласен с Юлиным. Он считает что "Варяг" не совершил подвиг, а просто исполнил свой долг. Увы, с моей точки зрения, и долг свой он выполнил не до конца. По Уставу он должен был причинить как можно больше препятствий врагу. Т.е., надо было принять «последний бой» прямо на фарватере порта, что поставило бы японскую эскадру в неудобное положение — японские снаряды на перелетах летели бы прямо в иностранные корабли. Более того, даже потопив «Варяг», японцы бы миссию не выполнили — крупнейший порт, необходимый для заправки водой и углем пароходов, оказался бы выведен из строя по крайней мере до подъема наших кораблей, а японская пехота тащила бы на горбу артиллерию (ибо дорог там днём с огнём) через всю Корею, получая по шее от казаков и корейских партизан. Однако господа офицеры самозатопили корабли на мелководье вне основного фарватера.
Вернёмся в Порт-Артур. Ни один из русских броненосцев и крейсеров до прибытия в марте Макарова не выводился в море. За это время япошцы, сначала заняли острова Эллиот напротив Порт-Артура, превратив их в базу снабжения, а затем произвели десантную операцию на Квантуне и вскоре после приезда Макарова перехватили КВЖД, отрезав Порт-Артур. И вот тут походу судьба отвернулась от русских моряков. Неудачным оказался конец апреля — сначала в бою погиб эсминец «Стерегущий», потом подорвался на мине и затонул «Петропавловск». Здесь есть один интересный момент. Даже два. В штаб флота неоднократно было доложено что районе будущего маневрирования эскадры Макарова сновали какие-то непонятные корабли и по идее надо было послать туда тральщик хотя бы, а не переться туда всей эскадрой с флагманом во главе. И второе: на хрена лидеру эскадры тащить с собой мегазапас морских мин? Именно они и угробили броненосец, и даже не они, а способ их упаковки.
А в это же время во Владивостоке было ещё веселее. Один броненосный и 4 легких японских крейсера подвергли город обстрелу. Стоявшие в Золотом роге три тяжелых крейсера, легкий крейсер и 8 эсминцев эту выходку просто не отреагировали.
После гибели Макарова порт-артурские корабли также месяц не выводились с рейда. За это время японцы без боя высадили десант в городе Дальний и получили прекрасный морской порт прямо у ворот Порт-Артура. Поэтому теперь им не нужно было тащить пушки и снаряды через весь Китай.
Более того, японцы оборзели настолько, что стали непрерывно ходить непосредственно на обстрел Порт-Артура — и в одиночку, и толпой. И тут мы впервые встречаемся с грубейшим нарушением Устава 1 мая 1904 минзага «Амур» (опять же новейший корабль спущенный на воду в 1898 году, это к тому что японцы воевали на новых, а наши на старье) под командованием капитана 2-го ранга Ф. Н. Иванова произвёл самовольную постановку банки из 50 якорных мин и не нанес её на карты. На этой банке 2 мая произошёл мегафейерверк. В итоге — броненосец «Яшима» повторил судьбу «Петропавловска», «Хацусе» лишился носа по башню и затонул при буксировке, новейший «Кассуга», уклоняясь от тонущего «Яшима», перерубил легкий крейсер, — это не считая остальной мелочи (до эсминца включительно), общим числом в 12 вымпелов, оставшихся там же. Однако это отнюдь не подвигло на битву российских флотоводцев, хотя весь этот бардак происходило в 70 кабельтовых (12 км) от порта и был прилив. и нашей эскадры это хорошо наблюдалось. Таким образом. "Амур" самый результативный корабль той войны, честь ему и слава. Думаю если бы Иванов нанёс банку на карты, то упса не получилось. Все же японская разведка знала все.
Увы, эти гигантские одновременные потери, ввиду пассивности императорского флота, никак не отразились на действиях самураев, которые обложили Порт-Артур с суши и двинули по Квантуну на север. Первым делом им встретился г. Инкоу с британским сеттельментом и русской канонеркой «Сивуч». Она, по просьбе англичан, бурно взорвалась на 16 тонн своих снарядов, так и не сделав по японским колоннам ни одного выстрела. После этого китайцы радостно приветствовали родственных желтокожих освободителей. Которые, правда, в первую же ночь похоронили несколько сот китайцев заживо, а оставшихся согнали на строительство дорог. И двинулись далее к Ляоляну и Мудкену, что поставило Порт-Артур на грань катастрофы.
В мае 1-я эскадра ТОФ при виде японцев решила в бой не вступать. В июне диспозиция была изменена "бить врага" на "драпать", ой :hi: "прорываться", что частично удалось — броненосец «Цесаревич» свалил в немецкий Циндао, крейсера разбежались в Шанхай, Сайгон и в Макао. Во Владивосток попытался прорваться лишь легкий крейсер (фактически эсминец) «Новик», но у Сахалина встретился со своим японским одноклассником «Цусимой» и после небольшой перестрелки предпочел самозатопиться. Одновременно произошел первый бой у Цусимы, где новейшие тяжелые крейсера «Громовой» и «Россия» при виде японской эскадры ретировались, бросив более тихоходный устаревший «Рюрик» на растерзание. 1-ТОФ перестала существовать как организованная сила, и падение Порт-Артура (с самозатоплением остальных кораблей ) уже ничего не решало.
2-я и 3-я эскадры ТОФ прибыли под раздачу и после непродолжительной бойни (боем это назвать невозможно, так как Рожественский и не думал управлять эскадрами, что уж там про Небогатова рассуждать) с японцами у Цусимы эскадры частично оказались утопленными (6 броненосцев, тяжелый крейсер и броненосец береговой обороны), частично разбежались (7 из 10 крейсеров, включая «Аврору»), частично повыкидывались на берег, а большей частью СДАЛИСЬ БЕЗ БОЯ. Во Владивосток из эскадры в 70 вымпелов удалось прорваться (то есть выполнить задачу ) ТРИ корабля — минный крейсер «Жемчуг», миноносец № 658 и эсминец «Грозный», на территорию России — еще два: легкий крейсер «Алмаз» вылетел на камни у Находки, а ведшая всю ночь перестрелку с японским легким крейсером и двумя эсминцами МАСТЕРСКАЯ «Анадырь» прорвалась в Петропавловск-Камчатский, откуда через Панамский канал вернулась в Петербург, совершив кругосветное плаванье.
Конец первой серии.