Чехову - 150!
Вот такая веха
- Семен Кузьмич
- Сообщения: 8221
- Зарегистрирован: 23 дек 2007, 13:28
- Откуда: дальний кордон
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Чехову - 150!
Сегодня 150 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. На мой взгляд, это ВЕХА. И русской культуры, и русской истории, да и Русской цивилизации.
Выскажу личное. Антон Павлович - мой любимый писатель и личность, которую я безмерно уважаю за общественное служение и выдающуюся нравственность. Чехов - не только писатель и драматург. Это глубочайший мыслитель, философ. В современной мировой культуре Чехов - самый известный и почитаемый русский гений. Мне кажется, что мы еще не в полной мере осмыслили масштаб этого художника, его гений.
Хотелось бы услышать мнения коллег по форуму о творчестве Чехове и о нем самом.
Выскажу личное. Антон Павлович - мой любимый писатель и личность, которую я безмерно уважаю за общественное служение и выдающуюся нравственность. Чехов - не только писатель и драматург. Это глубочайший мыслитель, философ. В современной мировой культуре Чехов - самый известный и почитаемый русский гений. Мне кажется, что мы еще не в полной мере осмыслили масштаб этого художника, его гений.
Хотелось бы услышать мнения коллег по форуму о творчестве Чехове и о нем самом.
- SERGIO
- Юридический вредитель
- Сообщения: 103872
- Зарегистрирован: 19 июн 2005, 15:46
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 850 раз
- Поблагодарили: 2330 раз
Re: Чехову - 150!
Хорошо писал, но как-то депрессивно-пессимистично.
Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. (с)
- Семен Кузьмич
- Сообщения: 8221
- Зарегистрирован: 23 дек 2007, 13:28
- Откуда: дальний кордон
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
Сережа, это ты о чем? Писал он по-разному. И лирично, и грустно, и весело. Чехов написал массу юмористических рассказов. С них-то он и начинал свое литературное творчество, написав массу рассказов для юмористических журналов.
А тот же "Вишневый сад" он настоятельно просил считать комедией. Но Станиславский с Немировичем решили, что эта драма!
А тот же "Вишневый сад" он настоятельно просил считать комедией. Но Станиславский с Немировичем решили, что эта драма!
- SERGIO
- Юридический вредитель
- Сообщения: 103872
- Зарегистрирован: 19 июн 2005, 15:46
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 850 раз
- Поблагодарили: 2330 раз
Re: Чехову - 150!
Семен Кузьмич, Упс)) "Хамелеона" забыл), Был юмор, мои извинения ))
Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. (с)
- Незнайка
- Сообщения: 5358
- Зарегистрирован: 10 мар 2008, 20:32
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
У молодого Чехова, Антоши Чехонте, юмор из ушей прет, наверное, близко к совремнной эстраде, может быть, даже, на грани вкуса.
Большую часть рассказов читал в библиотеке и постоянно задыхался от смеха.
У Чехова после Чехонте юмор ближе к английскому, много недосказанности, смесь грустного и смешного, как в реальной жизни. Следует ли считать это депрессивным, не знаю. Наверное, именно это близко театрам во всем мире. Чехова трудно представить радикальным, что очень часто происходит в русской культуре.
Самым любимым писателем его назвать не могу.
Есть у Чехова интересный сюжет связанный со Смоленщиной, с Вязьмой. Сейчас пока некогда пересказывать.
Большую часть рассказов читал в библиотеке и постоянно задыхался от смеха.
У Чехова после Чехонте юмор ближе к английскому, много недосказанности, смесь грустного и смешного, как в реальной жизни. Следует ли считать это депрессивным, не знаю. Наверное, именно это близко театрам во всем мире. Чехова трудно представить радикальным, что очень часто происходит в русской культуре.
Самым любимым писателем его назвать не могу.
Есть у Чехова интересный сюжет связанный со Смоленщиной, с Вязьмой. Сейчас пока некогда пересказывать.
-
- Сообщения: 2053
- Зарегистрирован: 17 авг 2009, 21:28
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
Полноценный писатель-европеец без всяйкой там загадочной русской души. Потому в Европе ставят и любят - он понятный.
- Семен Кузьмич
- Сообщения: 8221
- Зарегистрирован: 23 дек 2007, 13:28
- Откуда: дальний кордон
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
Чехова не только в Европе любят и ставят. В Японии, например.
Определение "писатель-европеец" какое-то, на мой взгляд, ущербное. Что значит "европеец"? Он был русским писателем и драматургом. Писал о России, думал о ней, был русским патриотом. Если давать определение "Чехов-европеец", то нужно говорить, что в начале 20 века Россия была Европой. Это ведь и так, и не так. Ведь даже сейчас, в начале 21 века мы не можем сказать, что Россия - это Европа. Россия - это Россия!
Да и "понятность Чехова" - вещь эфемерная. Если бы он был таким понятным, с какой стати уже сто лет во всем мире ставят его спектакли, причем в сотнях различных интерпретациях.
Определение "писатель-европеец" какое-то, на мой взгляд, ущербное. Что значит "европеец"? Он был русским писателем и драматургом. Писал о России, думал о ней, был русским патриотом. Если давать определение "Чехов-европеец", то нужно говорить, что в начале 20 века Россия была Европой. Это ведь и так, и не так. Ведь даже сейчас, в начале 21 века мы не можем сказать, что Россия - это Европа. Россия - это Россия!
Да и "понятность Чехова" - вещь эфемерная. Если бы он был таким понятным, с какой стати уже сто лет во всем мире ставят его спектакли, причем в сотнях различных интерпретациях.
Re: Чехову - 150!
Чехов великий психолог, за что его и люблю !!! :hi:
Последний раз редактировалось e2e43 29 янв 2010, 23:44, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 2053
- Зарегистрирован: 17 авг 2009, 21:28
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
Я ж определил - без тёмной русской души. Т.е. в преимуществе без русской садо-мазо иррациональности. Всё чётко и понятно у него с душевным миром героев, в отличие от переполненных неврозом странных стилизаций под европейцев Пушкина, Лермонтова, Тургенева, странному поведению которых (Дубровский, например - чё хотел? У Толстого чего все так страдали???) мы, русския, может и видим объяснение в виде звериной прервобытной дикости (Да, скифы мы!), но европейцам этого не понять.
Ещё одним европейцем являлся Достоевский. И его там любят. Из современных - Сорокин (тоже именно в Германии и Японии издают и почитают). Есть американский литературовед Д. Ранкур-Лафферьер - вот он-то и вывел всю садо-мазо подноготную русской литературы - рекомендую.
Ещё одним европейцем являлся Достоевский. И его там любят. Из современных - Сорокин (тоже именно в Германии и Японии издают и почитают). Есть американский литературовед Д. Ранкур-Лафферьер - вот он-то и вывел всю садо-мазо подноготную русской литературы - рекомендую.
Но именно к этому времени в России появилась УЖЕ большая прослойка европейски образованных людей в обществе (а не только немецкой элите), что и вообще давало возможность существовать обществу, как феномену, так и чисто европейкой культуре среди этого общества (а Пушкин и Тургенев дворянами были, например - они составляли элиту). А в 1917-22 эту прослойку изгнали.Семен Кузьмич писал(а):Если давать определение "Чехов-европеец", то нужно говорить, что в начале 20 века Россия была Европой. Это ведь и так, и не так. Ведь даже сейчас, в начале 21 века мы не можем сказать, что Россия - это Европа. Россия - это Россия!
- step
- Сообщения: 46465
- Зарегистрирован: 15 дек 2005, 13:20
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 153 раза
- Поблагодарили: 632 раза
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
Я вот читаю и смеюсь, уж у кого, как не у Достоевского русских характер вывернут и разложен по полочкам, ан нет европеец. Я думаю надо перестать преклоняться перед Европой и быть таким смешным. Всё наше достояние оно российское и Чехов тоже.
А садо-мазо подноготная это если только у таких ка ты. Мне вот например с ощущением, что я русский прекрасно живется и я не заглядываю в рот Европе и США.
А садо-мазо подноготная это если только у таких ка ты. Мне вот например с ощущением, что я русский прекрасно живется и я не заглядываю в рот Европе и США.
-
- Сообщения: 2053
- Зарегистрирован: 17 авг 2009, 21:28
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
О господи, сколько д...ма в таких как ты намешано! Предупреждаю на первый раз устно. Повторится - придется намешанное отмывать в бане. Iva То европеец это не русский, то русский это не европеец и не американец, то если кто-то сказал "садо-мазо", надо это обязательно персонифицировать (задело)... ужас. За Россию ещё не помер от волнения? Смотри, она ж такая хрупенькая...
Именно потому что Достоевский европеец - он смог ПОНЯТНО это описать, и видение у него - европейского человека, и никакой тёмной русской души именно у него поэтому и нет - а есть... ну литературоведы и читатели лучше скажут, что там.
Я не понимаю, если я назвал писателя европейцем, то почему он автоматически перестаёт быть русским? Что за странный антагонизм? Советская власть совсем мозги выбила, "они чужие и всё тут"? Ну блин, теперь я понимаю эмигрантов.
Именно потому что Достоевский европеец - он смог ПОНЯТНО это описать, и видение у него - европейского человека, и никакой тёмной русской души именно у него поэтому и нет - а есть... ну литературоведы и читатели лучше скажут, что там.
Я не понимаю, если я назвал писателя европейцем, то почему он автоматически перестаёт быть русским? Что за странный антагонизм? Советская власть совсем мозги выбила, "они чужие и всё тут"? Ну блин, теперь я понимаю эмигрантов.
- Iva
- Сообщения: 7748
- Зарегистрирован: 15 апр 2005, 16:03
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 1 раз
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
На сайте правительства Московской области говорится, что в Смоленске был отлит памятник Чехову, который будет летом установлен в Звенигороде
Сайт Владимира Курочкина http://www.vladkurochkin.ru/index.php
http://www.mosreg.ru/news/48352.html29.01.2010 18:00
В Звенигород доставлен памятник А. П. Чехову
Памятник знаменитому писателю, автором которого является скульптор Владимир Курочкин, прибыл 22 января из литейной мастерской Смоленска в Звенигород на ул. Лермонтова, где временно будет находиться в ангаре, принадлежащем звенигородской ЦГБ.
Торжественное открытие памятника состоится в июне, в дни работы очередной Международной летней театральной школы СТД РФ, в присутствии известных театральных деятелей и представителей администрации Президента РФ.
По материалам газеты «Звенигородские ведомости»
Сайт Владимира Курочкина http://www.vladkurochkin.ru/index.php
-
- Сообщения: 758
- Зарегистрирован: 15 дек 2009, 17:28
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
При всём уважении к Семёну Кузьмичу рискну высказаться по заявленной теме:
Антон Павлович, по-моему, видел только животную, низменную, пошлую сторону человеческих отношений. Не случайно рассказы Чехова так охотно экранизировали в советское время, чтобы высмеять ненавистное царское прошлое и погорячее плюнуть в него. Потому что у Чехова изображены не люди, а пародии на людей. Маски и рыла.
Статья и дискуссия - здесь:
http://www.smolgazeta.ru/culture/2316-c ... pismo.html
Антон Павлович, по-моему, видел только животную, низменную, пошлую сторону человеческих отношений. Не случайно рассказы Чехова так охотно экранизировали в советское время, чтобы высмеять ненавистное царское прошлое и погорячее плюнуть в него. Потому что у Чехова изображены не люди, а пародии на людей. Маски и рыла.
Статья и дискуссия - здесь:
http://www.smolgazeta.ru/culture/2316-c ... pismo.html
http://sergei-muhanov.livejournal.com/
- Iva
- Сообщения: 7748
- Зарегистрирован: 15 апр 2005, 16:03
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 1 раз
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
Спасибо, Сергей - и за статью, и за точку зрения. Сегодня очень не хватает тех, кто может показать маски и рыла - кругом одна благодать и розовые очки вкупе с ничего не отражающими зеркалами. И Чехова не хватает.
- Klon
- Сообщения: 962
- Зарегистрирован: 14 апр 2005, 20:32
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
Стыдоба. Не надоело ахинею писать? Давай ещё всех писателей причисли к европейцам, а остальных быдлами назови.lsd дача писал(а):Полноценный писатель-европеец без всяйкой там загадочной русской души. Потому в Европе ставят и любят - он понятный.
Чехова не хватает. Очень. Сейчас бы его слово высмеяло всех вот таких поцреотов.
-
- Сообщения: 2053
- Зарегистрирован: 17 авг 2009, 21:28
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
Да, азиаты и европейцы по происхождению и образу мыслей. Линия водораздела чёткая. Это твоя Родина, сынок.
- Iva
- Сообщения: 7748
- Зарегистрирован: 15 апр 2005, 16:03
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 1 раз
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
Смоленскости теме не хватает. Решил добавить ее, связав землю, на которой мы, грешные, живем, с великим писателем. Из книги С.М. Яковлева "Копилка старого краеведа"
Обратимся к А.П.Чехову. В его эпистолярном наследстве упомянуто немало смоленских людей – М.И.Глинка, Г.А.Потемкин, А.Н.Энгельгардт, литературовед И.И.Иванов, издатель «Московского листка» Н.И.Пастухов, литератор-неудачник Н.А.Путята и др. Чехов переписывался со смоленским прогрессивным общественным деятелем, земским врачом Д.Н.Жбанковым. Переписывался он и со смоленским врачом-окулистом П.И.Радзвицким, по рецепту которого было изготовлено знаменитое чеховское пенсне (Есть достаточно обстоятельств, позволяющих утверждать, что П.И.Радзвицкий послужил Чехову прототипом врача Старцева – печального героя повести «Ионыч»).
Большой интерес представляет чеховская оценка личности С.А.Рачинского. Имя смоленского помещика Сергея Александровича Рачинского (1833-1902) хорошо известно в истории русской культурной жизни. Племянник и биограф поэта Е.А.Баратынского, друг П.И.Чайковского, профессор Московского университета, переводчик труда Ч.Дарвина «О происхождении видов» С.А.Рачинский оставил Москву, университет, кафедру и, поселившись на Смоленщине в своем родовом имении Татево, основал там и содержал на свой счет образцовую народную школу с интернатом для далеко живущих и бедных крестьянских детей (Среди них находился будущий художник-передвижник Н.П.Богданов-Бельский). Однако глубокая религиозность С.А.Рачинского наложила печать на его педагогическую систему. Это вызвало скептическое отношение передовой русской интеллигенции к начинанию С.А.Рачинского. В частности А.П.Чехов писал о нем: «Да, таких людей, как Рачинский, очень мало на белом свете … Рачинский, и дойный и чистый, представляется весенним зефиром. Я готов за Рачинского живот свой положить, но … я не отдал бы в его школу своих детей».
По душе пришелся А.П.Чехову нравственный облик великого сына Смоленской земли Николая Михайловича Пржевальского. «Таких людей, как Пржевальский, я люблю бесконечно», − писал в одном из писем к Е.М.Линтваревой. Чехов писал о Пржевальском и людях его типа: «Их идейность, благородное честолюбие, имеющее в основе честь родины и науки … делают их в глазах народа подвижниками, олицетворяющими высшую нравственную силу». Чехов утверждал, что «Один Пржевальский стоит … десятков учебных заведений и сотни научных книг».
Запоздавшее письмо Чехова
В конце восьмидесятых годов XIX века в Москве заболел чахоткой обнищавший литератор неудачник Николай Аполлонович Путята – отпрыск старинного смоленского дворянского рода. А.П.Чехов, лечивший Путяту, принял близкое участие в его печальной судьбе. «Вижу его непроходимую бедность и верую в неизлечимость болезни», − сообщал Чехов 19 января 1888 года А.Н.Плещееву. Через несколько дней Чехов уже писал поэту, что Путята «хотя и лежит в постели, но быстро и широко шагает к могилке».
Антон Павлович шлет письма знакомым о тяжелом положении больного, вместе с ними помогает Путяте получать пособия от Литературного фонда и частных лиц, пытается через своего доброго знакомого И.Л.Леонтьева (Щеглова) разыскать в Петербурге богатую сестру Путяти. Наконец писатель решил воззвать к землякам умирающего. 20 декабря 1890 года в № 150 газеты «Смоленский вестник» появилось его письмо.
Милостивый государь г. Редактор!
Позвольте мне обратиться к Вам с покорнейшей просьбою.
В Москве проживает смоленский дворянин Николай Аполлонович Путята, сын одного из крупнейших землевладельцев Смоленской губернии. Занимался он до последнего времени исключительно литературою, был известен как отличный переводчик и одно время негласно редактировал московские уже прекратившиеся издания «Мирской толк», «Свет и тени» и «Европейскую библиотеку». Года 2-3 тому назад он заболел хроническим воспалением легких настолько серьезно, что потерял способность к труду. Болен он и по сие время. Надежды на выздоровление нет никакой. Поправиться настолько, чтобы самому зарабатывать себе хотя бы на лекарства, он не может, так как живет при самой нездоровой обстановке, в грязи, в чаду. Средств у него нет; ни одежды, ни обуви, ни лекарств. За время, пока он болен, мы обращались в Литературный фонд, откуда получили помощь, обращались в московские газеты, к товарищам-литераторам и, наконец, исчерпали до дна все те немногие источники, на которые может рассчитывать литератор, находящийся в положении Путяты. Теперь у нас осталась одна только надежда на родственников и друзей Путяты, проживающих в Смоленской губернии.
Не найдете ли возможным через посредство Вашей почтенной газеты известить о тягостном и совершенно безвыходном положении Путяты всех знающих или знавших его? Этим извещением Вы окажете громадную услугу как больному и нам, так равно и родственникам и друзьям его, которые быть может до сих пор были лишены возможности помочь ему только потому, что не знали его адреса, или не были извещены об его болезни. Форма извещения вполне зависит от Вашего усмотрения; больной выражает только желание, чтобы Вы в заметке о нем назвали его полное имя, отчество и фамилию, на что у меня имеется его письменное разрешение.
Адрес Путяты: г. Москва, 1-я Мещанская, д. Шелапутина, кв. Фроловой.
Имею честь пребыть с почтением
А. Чехов.
Увы, публикация письма запоздала: 11 ноября 1890 года Н.А.Путята умер.
Письмо это не вошло ни в одно изданное избрание эпистолярного наследства А.П.Чехова и никогда больше не публиковалось. О нем лишь вскользь упомянуто в книге смолянки Н.И.Гитович «Летопись жизни и творчества А.П.Чехова» (1955) и в 68-м томе «Литературного наследства» (1960) в связи с именем писательницы Е.Я.Поливановой, опубликовавшей 5 июля 1904 года в № 148 рижской газеты «Прибалтийский край» свои воспоминания о беседе с А.П.Чеховым и его обращении в «Смоленский вестник».
Глядя на чеховский портрет
Памяти моего смоленского учителя математики, энтузиаста - чехововеда Александра Романовича Эйгеса.
Старомодное пружинное пенсне с черным шнурком… Кто представит себе облик А.П.Чехова без этой – такой настойчиво памятной – детали? А между тем на всех фотографиях писателя, снятых до 1897 года, эта деталь отсутствует: до этого года Антон Павлович пенсне не носил и на глаза не жаловался.
Впервые о дефектах зрения Чехов упоминает в письме к Н.М.Линтваревой, посланном из Мелихова 1 мая 1897 года: «У меня так называемый астигматизм, − благодаря которому у меня часто бывает мигрень, и, кроме того, еще правый глаз близорукий, а левый дальнозоркий. Видите, какой я калека».
В этом же письме Чехов сообщает, что у него гостит глазной врач, который подбирает для него очки.
С той поры мы видим Чехова на фотографиях уже в пенсне.
Из дневника П.Е.Чехова (отца писателя) узнали, что приезжавший в Мелихово глазной врач – это Петр Игнатьевич Радзвицкий.
...
Конечно, рассуждение о том, что Радзвицкий послужил прототипом героя повести «Ионыч», носят гипотетический характер, поскольку ни Чехов, ни его современники не оставили на сей счет прямых свидетельств. Тем не менее, в повести «Ионыч» мы находим ряд штрихов, позволяющих думать, что наше предположение не столь уж далеко от истины.
В самом деле. Город, с которым связал свою жизнь герой повести «Ионыч» земский врач Старцев, назван у Чехова «губернским городом С». Город же, с которым связал свою жизнь земский врач Радзвинский – это губернский город Смоленск. О том, что чеховский «губернский город С» и есть Смоленск, догадаться не трудно. Ну к какому еще из губернских городов с названием, начинающимся буквой С, могло относиться приведенное в повести высказывание о местной библиотеке: − «Если бы не девушки и не молодые евреи, то хоть закрывай библиотеку»? Ясно, что это не Самара, не Саратов, не Симбирск, не Симферополь и не Ставрополь, в которых процент еврейского населения был незначительным. В то же время это и не губернские города Привислянского края Седлец и Сувамки, где процент еврейского населения хотя и был высоким, но где не существовало ни земства, ни земских врачей. В русских же губернских городах с названиями на букву С только в Смоленске было сравнительно много евреев – рабочих, ремесленников, торговцев, предпринимателей, интеллигенции.
А в каком из губернских русских городов с названием начинающимся буквой С обыватели стали бы называть барина-врача «поляк надутый»? Да конечно все в том же Смоленске, где до революции жило много потомков польской шляхты, имевших в городе свой костел, католическое кладбище, национальный клуб. Держались они обособленно, надменно-заносчиво по отношению к местным русским обывателям. При этом употребление прозвища «поляк надутый» становится понятным только тогда, когда оно относится не к человеку с русской фамилией «Старцев», а к человеку с польской фамилией «Радзвицкий».
И еще один штрих. Чехов пишет, что Ионыч, принимая больных, сердится и «нетерпеливо стучит палкой о пол». Возникает вопрос: что за палка у врача, принимающего пациентов? Непонятно! Но стоит только подставить на место врача Старцева врача Радзвицкого, страдающего (Чехов это знал!) застарелым ревматизмом, − как всё становится объяснимым.
-
- Сообщения: 13
- Зарегистрирован: 10 мар 2010, 19:21
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
Re: Чехову - 150!
Семен Кузьмич, Чехов - гений, это бесспорно. Непостижимо, как мог он будучи совсем молодым писать такие глубокие произведения. Его можно перечитывать бесконечно. А его поездка на остров Сахалин, описания жизни каторожников, их быта, их жизненной философии - это не менее сильно,чем его рассказы и знаменитые пьесы.
-
- Сообщения: 758
- Зарегистрирован: 15 дек 2009, 17:28
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
Ещё раз про любовь: мрак в конце тоннеляBuonarotti писал(а): Чехов - гений, это бесспорно. Непостижимо, как мог он будучи совсем молодым писать такие глубокие произведения. Его можно перечитывать бесконечно.
В четверг в Камерном состоялись однодневные гастроли Лобненского драматического театра «Камерная сцена». Наши гости из Подмосковья привезли спектакль «Ещё раз о любви-с…» по повести «Живой товар» нашего классика, у которого в январе отмечался полуторавековой юбилей.
Спектакль решён как трагифарс, и наши гости продемонстрировали блестящее актёрское мастерство, массу озорства и выдумки, однако смеяться над увиденным никак не хотелось. Более того, более дикой истории я и представить себе не мог. Если бы мне кто-то сказал, что наш А.П.Ч. промышлял сочинением подобных штук для учебников психиатрии, я б не поверил.
Знаете, в феврале я опубликовал заметку о своей нелюбви к этому классику и заслужил множество неодобрительных взглядов. Но увиденное вчера уж все рамки переходит: самая дикая безнравственность и садомазохизм. Не верите? Да взгляните ж непредвзято на такую классику! Любовник покупает жену у мужа, увозит её, та бросает сына. Муж тратит «калым» на утоление собственного сладострастия. Деньги заканчиваются, он случайно встречает бывшую жену и вступает с ней в связь, не слушая протестов «покупателя». Несчастный молодой мужчина дарит старому козлу собственное имение, чтобы тот поселился там и оставил пару в покое. Бывший муж ликует. Однако планам нового мужа сбыться не суждено. Героиня бросает его и возвращается к старому, в его новое имение. Она ждёт ребёнка от нового мужа и помыкает старым. Несчастный влюблённый, бывший владелец имения, вконец разорённый доминирующей парой, живёт в своём бывшем доме на правах собаки и развлекает чету игрой на балалайке. Те презирают его и наслаждаются совместной жизнью, унижая его достоинство и оскорбляя его чувства. Каково?!.
И это, повторяю, наш классик, наша национальная гордость! Спектакль возится по всему миру, вплоть до Ирана, и сюжет, насколько можно судить, своей безнравственностью протестов ни у кого не вызывает. Видимо, такими нас и представляют. 22-летний сочинитель выпукло описал людей, страдающих тяжёлым психосексуальным расстройством. Всё это обставлено с массой чётких подробностей, свойственных автору, самых меркантильных подробностей. Вот первая же фраза: «Грохольский обнял Лизу, перецеловал все её пальчики с огрызенными розовыми ногтями и посадил её на обитую дешёвым бархатом кушетку». А вот образец человеколюбия: «Грохольский читал «Новое время» и пил из зелёной кружки молоко. Перед ним на столе стоял сифон с сельтерской водой. Грохольский воображал себя больным катаром лёгких, и по совету доктора Дмитриева, истреблял огромнейшее количество винограда, молока и сельтерской воды». Обхохочешься!.. Это писал большой гуманист, говорят мои критики, великолепный психолог, остроумный и притом скромный человек, творец нового литературного языка.
А вот чем заканчивается повествование: «Вы знаете, как я произошёл? Мой покойный папаша сильно угнетал одного маленького чиновничка. Страсть как угнетал! Жизнь ему отравлял! Ну-с... А мамаша покойница была сердобольная, из народа она была, мещаночка... Из жалости взяла и приблизила к себе этого чиновничка... Ну-с... Я и произошёл... От угнетённого... Где же тут характеру взяться? Откуда?» - как говорится, Достоевский отдыхает. Этого, слава богу, нет на сцене, но это есть в тексте «доброго доктора».
Спектакль кончился. Публика ликовала, гостям устроили овацию. Актёры и режиссёр её, пожалуй, заслуживали, но я до глубины души поражён тем обстоятельством, что людей не оттолкнули увиденные метаморфозы. За ней – ад. Или я схожу с ума, как бедняга Грохольский?
Сергей МУХАНОВ, "Смоленская газета"
Последний раз редактировалось C.M. 17 апр 2010, 17:03, всего редактировалось 1 раз.
http://sergei-muhanov.livejournal.com/
- Незнайка
- Сообщения: 5358
- Зарегистрирован: 10 мар 2008, 20:32
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
С.М., ну ты большой моралист, однако. В ближайшее время, наверое, ты пнешь Гомера с Ахиллесом за нетрадиционную ориентацию, Набокова за педофилию, Гончарова с Обломовым за тунеядство Фаулза за радикальный эротизм. Да по большому счету, давно уже пора вывести на чистую воду, так называемых, классиков! :crazy:
Мне кажется, что разбирать сектакль по сюжету тоже самое, что препарировать лягушку не врачу, а ребенку, которому просто интересно, как она работает. Детсадизм это.
Ты же наверняка занешь из ккого сра растут не только стихи. А у тебя получается, что добро можно утверждать только правильными словами, правильными людьми, праведными аки-паки-иже-херувимы! :)
В чеховском мире, может быть, есть виноватые люди. Но гуманизм Чехова в том, что он не спешит их судить. Чехов отходит в сторону и дает возможность самой жизни быть такой, как она есть. А она всегда разная, противоречивая. А ты напялил мантию судьи и раздаешь всем сестрам по серьгам. Но с такой божественной непогрешимостью можно легко дойти до дьявольщины. Но мне кажется, что Чехов был бы рад твоей аналитике. Есть в ней комизм чистой воды. Ну и сейчас демократия какая-никакая: Гомер, Мильтон, Паниковский! :crazy:
Извини за ерничанье. Просто занимаюсь темой банкротства, а тут ты с таким пафосом. Спасибо, повеселил!
Мне кажется, что разбирать сектакль по сюжету тоже самое, что препарировать лягушку не врачу, а ребенку, которому просто интересно, как она работает. Детсадизм это.
Ты же наверняка занешь из ккого сра растут не только стихи. А у тебя получается, что добро можно утверждать только правильными словами, правильными людьми, праведными аки-паки-иже-херувимы! :)
В чеховском мире, может быть, есть виноватые люди. Но гуманизм Чехова в том, что он не спешит их судить. Чехов отходит в сторону и дает возможность самой жизни быть такой, как она есть. А она всегда разная, противоречивая. А ты напялил мантию судьи и раздаешь всем сестрам по серьгам. Но с такой божественной непогрешимостью можно легко дойти до дьявольщины. Но мне кажется, что Чехов был бы рад твоей аналитике. Есть в ней комизм чистой воды. Ну и сейчас демократия какая-никакая: Гомер, Мильтон, Паниковский! :crazy:
Извини за ерничанье. Просто занимаюсь темой банкротства, а тут ты с таким пафосом. Спасибо, повеселил!
-
- Сообщения: 758
- Зарегистрирован: 15 дек 2009, 17:28
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
А вы, Незнайка, прочтите "Живой товар" от начала до конца. Может, и вас что-то покоробит. Судя по тону, вы с рассказом не знакомы, как и многие - он не входит в хрестоматию.
http://sergei-muhanov.livejournal.com/
-
- Сообщения: 2053
- Зарегистрирован: 17 авг 2009, 21:28
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
C.M., "Живой товар" читал - жёсткая вещь. Однако, причём тут Чехов? А если взять Дубровского - то что, Пушкин у нас отчасти жестокий барин, а отчасти разбойник? А если Чехов инетерсовался психиатрией, то судя по его "Чёрному монаху", он сам будет "того"? Ну не смешите! За то Чехова и любим, что он, как врач, ставит окончательные и безаппеляционные диагнозы своим героям - а герои из жизни берутся. Это не Кафка.
-
- Сообщения: 758
- Зарегистрирован: 15 дек 2009, 17:28
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
Послушайте, ДАЧА, как вас понимать? Да Чехов тут именно при том, что он это всё и написал!lsd дача писал(а):C.M., "Живой товар" читал - жёсткая вещь. Однако, причём тут Чехов?
И кто эти "мы", от лица которых вы говорите про окончательный диагноз?
И ещё вопрос. Ваше отношение к сюжету "Живого товара"? Насколько он правдоподобен, на ваш взгляд?
http://sergei-muhanov.livejournal.com/
-
- Сообщения: 2053
- Зарегистрирован: 17 авг 2009, 21:28
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
Ну и что вам не нравится в том, что Чехов это написал?
А Сорокин тогда как вам нравится?
Т.е. вы отождествляете автора и его героев?
А Сорокин тогда как вам нравится?
Т.е. вы отождествляете автора и его героев?
Надо перечитать, чтобы восстановить детали. Сюжет совершенно правдоподобен. Полагаю, мог быть взят Чеховым из жизни. К тому же, это soft - всё написано в конце XIX века.И ещё вопрос. Ваше отношение к сюжету "Живого товара"? Насколько он правдоподобен, на ваш взгляд?
-
- Сообщения: 758
- Зарегистрирован: 15 дек 2009, 17:28
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
Странный разговор получается. Вы, ДАЧА, общаетесь не со мной, а с каким-то другим собеседником, воображаемым.
Сорокин мне не нравится.
Я не отождествляю автора и героев. Я не утверждл, что Пушкин - разбойник. Я считаю, что ранние произведния Чехова - слабые, и "Живой товар" - тому лишнее подтверждение. Сюжет совершенно фантастический, вздорный, выдуманный из головы, не имеющий ничего общего с русской действительностью 1882 года, когда рассказ был опубликован. Я не думаю, что это soft, это не думали и создатели спектакля, потому что для большей убедительности удалили из инсценировки ребёнка, сына главной героини и первого мужа, Ивана. Всё равно содержание вызывает оторопь.Перечтите заметку, текст которой размещён выше.
Не знаю, при каких обстоятельствах был написан этот рассказ. Об этот может поведать специалист. Я же вижу, что он совершенно неправдподобный и мизантропический. А ведь Антона Павловича Чехова мы называем реалистом и гуманистом... :hi:
Сорокин мне не нравится.
Я не отождествляю автора и героев. Я не утверждл, что Пушкин - разбойник. Я считаю, что ранние произведния Чехова - слабые, и "Живой товар" - тому лишнее подтверждение. Сюжет совершенно фантастический, вздорный, выдуманный из головы, не имеющий ничего общего с русской действительностью 1882 года, когда рассказ был опубликован. Я не думаю, что это soft, это не думали и создатели спектакля, потому что для большей убедительности удалили из инсценировки ребёнка, сына главной героини и первого мужа, Ивана. Всё равно содержание вызывает оторопь.Перечтите заметку, текст которой размещён выше.
Не знаю, при каких обстоятельствах был написан этот рассказ. Об этот может поведать специалист. Я же вижу, что он совершенно неправдподобный и мизантропический. А ведь Антона Павловича Чехова мы называем реалистом и гуманистом... :hi:
http://sergei-muhanov.livejournal.com/
-
- Сообщения: 2053
- Зарегистрирован: 17 авг 2009, 21:28
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
Ну теперь понятно. Каждый видит своё. Этот рассказ лично у меня, когда читал, ничего особого не покоробил там, в память не запал. Тем более не вижу повода менять из-за него своё отношение к АПЧ. Спросите тогда у режиссёра, чего он такой рассказ использовал.))
-
- Сообщения: 758
- Зарегистрирован: 15 дек 2009, 17:28
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
Жаль, конечно, что так и не удалось поговорить с Незнайкой. «С божественной непогрешимостью можно легко дойти до дьявольщины» – это мудрые слова. И как раз у разумного человека, явно обременённого неким культурным багажом, я хотел спросить: а что, неужели пафос – это всегда плохо? Я, кстати, не разбирал спектакль по сюжету. Спектакль замечательный, сюжет – дрянной. Толковый составитель не включил «Живой товар» даже в «огоньковский» восьмитомник Чехова.
Если талантливый и притом хороший человек написал слабое, недостойное произведение на потребу тёмным вкусам – как должно к этому отнестись? Ничего не заметить? Отшутиться? Высмеять автора? А если критиковать, то с каких позиций? Не с точки ли зрения нравственных ориентиров, которые мы так пренебрежительно называем «пафос» и «духовка»?
Гости из Лобни по сути высмеяли рассказ Чехова, поставив по нему трагифарс. Получилось талантливо, но мне как-то не до смеха. Трагедия влюблённого человека, унижаемого и презираемого – не повод смеяться. Даже в жанре фарса материал начал расползаться, обнажая слабые места и откровенные натяжки автора. Вряд ли такой спектакль нужно возить по городам и весям, особенно в юбилейный год.
С другой стороны, юбилей высветил равнодушие публики к этому классику. Вялая жизнь темы «Чехов» в этом форуме – лишнее тому подтверждение. К сожалению, Чехов сейчас интересен дурного вкуса режиссёрам, стремящимся запихнуть в его канонические тексты гомосексуализм, наркоманию и т.д. В моде скандальный, эпатажный театр. Какое общество – такое искусство, увы. Тем не менее, давно пора посмотреть на творчество Чехова без розовых очков – вот моя мысль безо всякого пафоса.
Если талантливый и притом хороший человек написал слабое, недостойное произведение на потребу тёмным вкусам – как должно к этому отнестись? Ничего не заметить? Отшутиться? Высмеять автора? А если критиковать, то с каких позиций? Не с точки ли зрения нравственных ориентиров, которые мы так пренебрежительно называем «пафос» и «духовка»?
Гости из Лобни по сути высмеяли рассказ Чехова, поставив по нему трагифарс. Получилось талантливо, но мне как-то не до смеха. Трагедия влюблённого человека, унижаемого и презираемого – не повод смеяться. Даже в жанре фарса материал начал расползаться, обнажая слабые места и откровенные натяжки автора. Вряд ли такой спектакль нужно возить по городам и весям, особенно в юбилейный год.
С другой стороны, юбилей высветил равнодушие публики к этому классику. Вялая жизнь темы «Чехов» в этом форуме – лишнее тому подтверждение. К сожалению, Чехов сейчас интересен дурного вкуса режиссёрам, стремящимся запихнуть в его канонические тексты гомосексуализм, наркоманию и т.д. В моде скандальный, эпатажный театр. Какое общество – такое искусство, увы. Тем не менее, давно пора посмотреть на творчество Чехова без розовых очков – вот моя мысль безо всякого пафоса.
http://sergei-muhanov.livejournal.com/
- Незнайка
- Сообщения: 5358
- Зарегистрирован: 10 мар 2008, 20:32
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
С.М., вести с тобой спор дело интересное, но непростое. Тем более, что тему Чехова ты вольно или невольно превращаешь в библейский разговор о культуре вообще. :)
На ходу вряд ли мой ответ будет слишком логичен и, тем более, убедителен. Просто приведу несколько суждений, прыгая с кочки на кочку, заданных тобой вопросов.
1.О пафосе. С годами каждый человек, наверное, становится серьезнее и консервативнее. Но пока я могу сказать, что пафос - это не то чтобы всегда плохо, а это ВСЕГДА остановка живой мысли, живых чувств. Пафос предполагает определенность, часто крайность суждения. Он превращает живую мысль или чувство в догму. Может быть, даже в хорошую, но догму.
В этом легко упрекнуть другого человека. Но у меня нет гарантии, что я сам не зарос в личном догматизме. Пожалуй, профилакикой догматизации мышления является юмор, который предполагает многогранность восприятия жизни. В идеале пафос возникает между слов, в интонации, но и тогда хорошо если и от него можно в любой момент перейти к улыбке. Даже если речь идет о "Живом товаре".
2.Литература и жизнь. Словам Чехова, может быть, и своим ты придаешь слишком магическое значение. Прям как в лучшие времена вселенских соборов христиан! :)
Пусть писатель пишет, а читатель читает. И каждый отвечает сам за себя. А ты предлагаешь, как в доброй старой русской традции смотреть на литературу, как на зеркало жизни, а часто просто, как на жизнь. В этом и ты, и Чехов близнецы-братья! :) Только он всегда был готов улыбнуться, пусть и горькой улыбкой, а ты серьезен, как конституция, доходишь до религиозно-литературного экстаза. Делаешь не выводы, а оргвыводы. К слову говоря, сколько много теряет закон из-за недостатка юмора, ИМХО.
3.Пусть будет побольше хорошего и разного! Современное искуство далеко не только эпатажное. Как минимум, оно разное.
На ходу вряд ли мой ответ будет слишком логичен и, тем более, убедителен. Просто приведу несколько суждений, прыгая с кочки на кочку, заданных тобой вопросов.
1.О пафосе. С годами каждый человек, наверное, становится серьезнее и консервативнее. Но пока я могу сказать, что пафос - это не то чтобы всегда плохо, а это ВСЕГДА остановка живой мысли, живых чувств. Пафос предполагает определенность, часто крайность суждения. Он превращает живую мысль или чувство в догму. Может быть, даже в хорошую, но догму.
В этом легко упрекнуть другого человека. Но у меня нет гарантии, что я сам не зарос в личном догматизме. Пожалуй, профилакикой догматизации мышления является юмор, который предполагает многогранность восприятия жизни. В идеале пафос возникает между слов, в интонации, но и тогда хорошо если и от него можно в любой момент перейти к улыбке. Даже если речь идет о "Живом товаре".
2.Литература и жизнь. Словам Чехова, может быть, и своим ты придаешь слишком магическое значение. Прям как в лучшие времена вселенских соборов христиан! :)
Пусть писатель пишет, а читатель читает. И каждый отвечает сам за себя. А ты предлагаешь, как в доброй старой русской традции смотреть на литературу, как на зеркало жизни, а часто просто, как на жизнь. В этом и ты, и Чехов близнецы-братья! :) Только он всегда был готов улыбнуться, пусть и горькой улыбкой, а ты серьезен, как конституция, доходишь до религиозно-литературного экстаза. Делаешь не выводы, а оргвыводы. К слову говоря, сколько много теряет закон из-за недостатка юмора, ИМХО.
3.Пусть будет побольше хорошего и разного! Современное искуство далеко не только эпатажное. Как минимум, оно разное.
-
- Сообщения: 758
- Зарегистрирован: 15 дек 2009, 17:28
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Re: Чехову - 150!
Уважаемый Незнайка, спасибо за ответ. Я лишь хочу обратить ваше внимание на то, что "пафос", согласно Большому толковому словарю русского языка, это, во-первых, "страстное воодушевление, подъём", во-вторых, "воодушевление, энтузиазм, вызываемые какой-либо высокой идеей". в крайнем случае, это сама "высокая идея, вызывающая такое воодушевление, энтузиазм". Так что никакая это не остановка, а наоборот - трамплин.
И с юмором в "Живом товаре" дефицит. А про поздние произведения и не говорю. Тяжелейшая болезнь, какой является туберкулёз, патологически отбивает всякое желание шутить, разве что - устало улыбаться.
И с юмором в "Живом товаре" дефицит. А про поздние произведения и не говорю. Тяжелейшая болезнь, какой является туберкулёз, патологически отбивает всякое желание шутить, разве что - устало улыбаться.
http://sergei-muhanov.livejournal.com/