Чомга писал(а): SergeyP43, ну как это - "не ошибся"?..... :diablo:
SergeyP43 писал(а):Не исключаете, что художник мог ошибиться, а позже исправиться? а на эскизе сохранилась первичная запись?
Хорошая мысль! Посмотрим, что пишут про Льва-Леоне. Убираю красного...ну, этого, с трезубцем:
Чомга писал(а): SergeyP43, ну как это - "не ошибся"?..... :unknw:
1. Из "подробного списка" образов картины Чернецова по Вашей ссылке, где - про Леоне.
"Адамини Лев Фомич (Леоне; 1789-1854) - архитектор. Семья Адамини (итальянцы по происхождению) работала в России в первой половине XIX века. Л. Ф. Адамини был помощником
К. И. Росси, архитектором в
Павловске, работал и с О. Монферраном и А. И. Штакеншнейдером."
http://nicholas-i.livejournal.com/63406.html
2. Еще:
Брат его, Лев Фомич А. (1789 - 1854) исполнял должность архитектора
Павловска. Был помощником
К.И. Росси по постройке
Александринского театра и
здания министерства внутренних дел. Отец Дементия и Льва А., Томазо (Фома), известен проектом (1796) грандиозной церкви в Липецке, Тамбовской губернии. - См.
http://www.rulex.ru/01019104.htm
3. А вот из Словаря... Собко:
- Л. Ф. Адамини..JPG (74.29 КБ) 6745 просмотров
Ищем десять отличий. Вроде бы пока одни совпадения: Павловск, Росси, театр, дом министерства. Леоне? Похоже.
Что смущает? Пункт 3.
Католическая церковь в Царском Селе приписана на рисунке в Словаре Льву-Леоне, хотя в тексте словарной статьи сомнение выражено - "верятно".
Собко справедливо сомневается, потому что, составляя статью о Леоне, списал инфу об этой церкви из "Описания Села Царского" Ил. Яковкина, СПб., 1830, стр.72 и 176, что отметил в списке источников на следующей странице: (о католич. церкви, без упомин. имени художника).
Сомневался не зря: вот уже здесь утверждается несколько иное:
"Адамини, семья архитекторов, родом из Бигоньо, близ Лугано. Из членов этой семьи, работавших в России, наиболее известны: 1) Антон Устинович А. (1792 - 1847). Состоял помощником Монферрана по сооружению Исаакиевского собора и Александровской колонны. Был архитектором Гоф-Интендантской конторы. По его проекту исполнен Бородинский памятник. - 2)
Дементий Фомич (Доменико) А. - самый замечательный из всей семьи.
Им построены в 1825 - 26 годах католическая церковь в Царском Селе, большой дом на углу Марсова поля, принадлежащий ныне Уделам, пристань перед домом кн. Белосельских на Крестовском острове и пр. - 3) Брат его, Лев Фомич А. (1789 - 1854) исполнял должность архитектора Павловска. Был помощником К.И. Росси по постройке Александринского театра и здания министерства внутренних дел. Отец Дементия и Льва А., Томазо (Фома), известен проектом (1796) грандиозной церкви в Липецке, Тамбовской губернии. - См. статью Александра Бенуа в ""Старых годах"" (1909, IV)."
http://www.edudic.ru/beo/103/
И не только здесь. Вот еще.
"Католический костел строился под председательством генерал-адъютанта графа Ожаровского по проекту архитекторов
Доменико Адамини и Василия Петровича Стасова. Средства на строительство храма, которое велось с 1824 по 1826 годы, были пожалованы императором Александром I и августейшей семьей."
http://gorod-pushkin.info/200-let-katol ... rskom-sele
И здесь:
http://www.rulex.ru/01019104.htm
Следовательно, уже два сомнения в "выверенности" информации Словаря. Но одно несомненно: талантливо семейство Адамини!
А вот где автор словаря - историк искусства - про
Антонио Адамини, который, якобы, на картине Чернецова, списал? А вот где: из некоего "Обзора выставки И.А.Х. 1856" (думаю, это Императорская Академия Художеств") из "Художественной Газеты", 1836, №16, с.218.
Газету эту пока найти не могу. Но, возможно,
в ней что-то конкретное?
Но зато в росписи персонажей, на что Вы справедливо намекаете, действительно есть всякие такие примечания:
107. Купец Борисов — в справочной литературе упоминается не менее 10 купцов Борисовых в Санкт-Петербурге и Царском Селе. Уточнить, кто из них изображен Чернецовым,
не представляется возможным.
221. Иванов (Иванов-голубой) Антон Иванович (1818—1864). Определение персонажа —
предмет дискуссии.
Немудрено, народу - 223 фигуры! И. Глазунов первой половины 19 в.! И подписи на эскизе я разобрать, увы, не могу.
Так что, скорее всего, некоего Адамини с эскиза Собко мог посчитать кем угодно из знаменитого семейства: все Адамини были самодостаточными и известными фигурами. А может, это был вообще Доменико-Дементий, названный тут где-то "самым замечательным"? Получается, что уточнить имя вряд ли "представляется возможным". Леоне и Антонио - современники с разницей в возрасте всего в три года, оба достаточно знамениты. Только вот странно, что авторы этой росписи персонажей почему-то
в данном случае не засомневались...Может, просто потому, что они не смоляне :pardon: Нам хочется, чтоб был "наш" - автор памятника, а им хочется...ну, не знаю, откуда дровишки.
Р.S. Спасибо за рекомендации в чтении, книга эта где-то пылится. К сожалению, в области чтения приоритеты несколько другие. Интерес к 1812 г. исключительно ситуативный - в связи с юбилейной датой.