в 67м законе прописан порядок выдачи земли многодетным: очередь - администрация сама предлагает участок - передача льготнику. Вариант с самостоятельным поиском участка не прописан, значит, по мнению администрации, незаконен.
Раньше суд (Смоленского района), руководствуюсь Земельным кодексом, удовлетворял иски, если льготник сам нашел землю. Из 67го закона бралось право на бесплатное получение земли, а из ЗК - перечень для отказа в предоставлении конкретного участка.
Но несколько недель назад Областной суд отменил одно из таких решений, настаивая, что земля должна предоставляться исключительно в порядке, прописанном в законе (хотя представитель администрации сообщил, что тогда земля будет предоставлена оооочень не скоро).
Я напомнил суду п 2 ст 1 гк рф - он же п3 ст 55 конституции, типа разрешено все, что не запрещено - меня не услышали.
Решение Областного суда
Код: Выделить всё
Судья Ульяненкова О.В. Дело № 33-1524/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 апреля 2014 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шаровой Т.А.,
судей Александровой З.И., Никоненко Т.П.,
при секретаре Брижагиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И С.Ю., И Н.И., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей И Т.С., И Д.С., И Г.С. к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности по предоставлению земельного участка в собственность бесплатно, согласовании схемы расположения земельного участка, с апелляционной жалобой Администрации МО «Смоленский район» на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 12 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Александровой З.И., объяснение представителя Администрации МО «Смоленский район» Талашова В.С., поддержавшего жалобу, возражения истца И С.Ю. и его представителя, судебная коллегия,
установила:
Многодетные супруги И обратились в суд с иском к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка под ИЖС, возложении обязанности по предоставлению им в долевую собственность земельного участка площадью 1500 кв.м в ..., согласно прилагаемой схеме, и согласовании представленной схемы расположения испрашиваемого участка на кадастровом плане территории.
В обоснование заявленных требований указали, что в соответствии с законом Смоленской области от 28.09.2012 N 67-з «О предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области», имеют право на бесплатное однократное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального строительства, однако их только поставили на очередь под №. Считают такую постановку фактическим отказом, поскольку испрашиваемый ими земельный участок свободен от прав третьих лиц, не состоит на кадастровом учете, препятствий для его формирования не имеется.
Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 11.02.2014 иск удовлетворен частично. На Администрацию МО «Смоленский район» возложена обязанность по предоставлению бесплатно ИС.Ю., И Н.И. и несовершеннолетним И Т.С., И Д.С., И Г.С. в общую долевую собственность, в равных долях, земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1500 кв. м, расположенного в ... в определенных координатах поворотных точек, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования истцов в части признания незаконным отказа Администрации МО «Смоленский район» от 22.10.2013 № возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка судом оставлены без удовлетворения и сторонами по делу в этой части решение не обжалуется.
В апелляционной жалобе Администрация МО «Смоленский район» просит отменить решение суда в части удовлетворенного требования с принятием нового судебного акта об отказе в иске, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что земельные участки данной категории льготников могут предоставляться только в порядке очереди и из утвержденного для этой цели перечня земельных участков, как предписано Законом Смоленской области №67-з от 28.09.2012.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 10 ЗК РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктам 2 и 4 ст. 28 ЗК РФ предусмотрено, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается отказ в предоставлении в собственность земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено их предоставлять в собственность.
Случаи и порядок бесплатного предоставления в Смоленской области гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства установлены Законом Смоленской области от 28.09.2012 № 67-з «О предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области» (далее - Закон области).
Согласно ст. 2 указанного Закона предоставление земельного участка гражданину в соответствии с настоящим Законом осуществляется на праве собственности бесплатно и однократно в первоочередном порядке по отношению к гражданам, имеющим право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с областным законом от 28.09.2012 № 66-з «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан на территории Смоленской области», в случае, если граждане имеют проживающих совместно с ними на территории Смоленской области трех и более детей (детей в возрасте до 18 лет, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения) (далее – дети) и ранее им не предоставлялись земельные участки в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным федеральным и (или) областным законодательством.
В соответствии с частями 13-15 ст. 13 Закона для предоставления земельных участков гражданам, поставленным на учет, уполномоченный орган, орган местного самоуправления формирует земельные участки для индивидуального жилищного строительства и включает их соответственно в перечень земельных участков для предоставления в собственность граждан бесплатно из земель, находящихся в распоряжении уполномоченного органа, в перечень земельных участков для предоставления в собственность граждан бесплатно из земель, находящихся в распоряжении органа местного самоуправления (далее - Перечень), которые утверждаются соответственно уполномоченным органом, органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в газете «Смоленская газета», а также размещению на официальном сайте уполномоченного органа, официальном сайте органа местного самоуправления (при его наличии). Порядок формирования Перечня (в том числе периодичность формирования перечня) устанавливается нормативным правовым актом Администрации Смоленской области, муниципальным правовым актом.
Уполномоченный орган, орган местного самоуправления в двухнедельный срок после опубликования Перечня заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомляет гражданина о возможности предоставления ему земельного участка (с указанием его местоположения и площади) и о необходимости представления им в уполномоченный орган, орган местного самоуправления выраженного в письменной форме согласия и документов, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - согласие и документы), для подтверждения права гражданина состоять на учете.
В случае если гражданин в течение тридцати дней со дня получения им уведомления, указанного в части 14 настоящей статьи, не представил в уполномоченный орган, орган местного самоуправления согласие и документы, земельный участок предлагается следующему по очереди гражданину, поставленному на учет.
Постановлением Администрации Смоленской области от 05.04.2013 № 221 утвержден Порядок формирования Перечня земельных участков, предоставляемых гражданам, поставленным на учет граждан, обладающих правом на получение земельного участка в собственность бесплатно, для индивидуального жилищного строительства; Перечня земельных участков, предоставляемых гражданам, поставленным на учет граждан, обладающих правом на получение земельного участка в собственность бесплатно, для ведения личного подсобного хозяйства (с возведением жилого дома); Перечня земельных участков для предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, бесплатно из земель, находящихся в государственной собственности Смоленской области, и из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Смоленской области в целях бесплатного предоставления таких земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства.
Согласно п. 2.1. и п. 2.2. Порядка, Перечни формируются уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области по вопросам государственной собственности Смоленской области (далее - уполномоченный орган) на основании сведений и информации, имеющихся в распоряжении уполномоченного органа, в том числе содержащихся в реестре государственной собственности Смоленской области, а также полученных уполномоченным органом из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и из реестра федеральной собственности в соответствии с федеральным законодательством в отношении: земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области; земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Смоленской области в целях бесплатного предоставления таких земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства.
Земельные участки, указанные в абзацах втором, третьем пункта 2.1 настоящего раздела, должны быть свободны от прав третьих лиц и иметь вид разрешенного использования, соответствующий их целевому назначению.
Из вышеизложенного следует, что реализация гражданами, имеющими трех и более детей, прав на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, требует соблюдения ряда условий: наличие трех и более детей (в возрасте до 18 лет, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения) и их совместное проживание; необходимости состоять на учете граждан на предоставление земельного участка; участок должен быть свободен от прав третьих лиц, сформирован и включен в Перечень участков, подлежащих предоставлению гражданам в порядке очередности на предоставление земельного участка.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что И С.Ю. и И Н.И. являются родителями троих несовершеннолетних детей: ФИО1., (дата) года рождения, ФИО2, (дата) года рождения, ФИО3., (дата) года рождения, которые зарегистрированы проживающими одной семьей с 23.06.2008 по адресу: ... (л.д.13-16, 22).
13.06.2013 И С.Ю., обладая статусом многодетного родителя, о чем ему 15.04.2013 выдано соответствующее удостоверение (л.д. 12), обратился с заявлением к Главе администрации МО «Смоленский район» о предоставлении в собственность бесплатно ему и членам его семьи в соответствии с Законом Смоленской области от 28.09.2012 № 67-з земельного участка площадью 1500 кв.м, расположенного в ..., отмежеванного под №4, для индивидуального жилищного строительства (л.д. 8).
В ответе от 28.06.2013 Глава администрации уведомила о запросе сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 9).
В повторном заявлении от 16.09.2013 И просил предоставить земельный участок аналогичной площадью в д... согласно прилагаемой схеме (л.д. 10), на которое ему был дан ответ о постановке на учет граждан, обладающих данным видом льготы под № (л.д. 11).
В процессе рассмотрения дела истец в судебных заседаниях изменял координаты поворотных точек испрашиваемого земельного участка, указав их в окончательном варианте в уточненном заявлении от 12.02.2014 (л.д. 83).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 28 ЗК РФ, ст. 2 Закона области, исходил из того, что испрашиваемый истцами земельный участок свободен от прав третьих лиц, не включен в Перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям, на который распространяется соблюдение очередности предоставления, и, придя к выводу о том, что права лиц, подавших заявление ранее И С.Ю., ничем не нарушены, посчитал необходимым обязать ответчика предоставить земельный участок в общую долевую собственность истцов в равных долях.
С выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку судом неправильно применен закон, регулирующий спорные правоотношения (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Как указывалось выше, Законом области определена процедура предоставления земельных участков, предусматривающая по результатам определения очередности и проверки сведений, подтверждающих соответствие гражданина условиям, установленным настоящим Законом, органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками, принятие решения о предоставлении земельного участка либо об отказе в предоставлении земельного участка из Перечня подлежащих предоставлению льготным категориям граждан земельных участков. При этом Законом области не предусмотрено предоставление земельного участка лицу, имеющему право на предоставление его в собственность на льготных условиях для индивидуального жилищного строительства, по выбору данного лица.
По делу установлено, что истцы поставлены уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области на учет граждан на предоставление земельных участков под № №. Земельный участок, о предоставлении которого истцами заявлены требования, не был сформирован для целей его предоставления в соответствии с Законом области и не включен в Перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам для этих целей, информация об этом участке не опубликована в указанном выше порядке.
Данные обстоятельства не оспариваются сторонами, подтверждаются собранными судом первой инстанции доказательствами, допустимость и достоверность которых стороны не опровергают.
Таким образом, указанная выше процедура, предполагающая последующую реализацию гражданами прав на получение земельных участков в соответствии с Законом области, соблюдена не была, что судом первой инстанции не было учтено при разрешении спора.
Между тем, в соответствии с приведенными выше положениями ст. 28 ЗК РФ и Закона области соблюдение данной процедуры является предпосылкой для осуществления соответствующих прав на получение земельного участка.
Принимая во внимание, что по результатам рассмотрения заявлений о согласии на предоставление земельного участка подлежит разрешению вопрос определения очередности и проверки сведений, нельзя в данном случае полагать, что вследствие несоблюдения установленного Законом области порядка, истцы имеют право на предоставление спорного земельного участка.
Таким образом, судебная коллегия считает, что поскольку законодательством регламентирована очередность предоставления бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельных участков многодетным семьям, то земельный участок должен быть предоставлен в порядке очереди и только из предусмотренного для этих целей Перечня.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требования истцов о предоставлении им спорного земельного участка отсутствуют, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в части удовлетворенного требования оно подлежит отмене.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, судебная коллегия находит возможным, отменяя решение, принять по делу новое решение об отказе И С.Ю., И Н.И., действующим также в интересах несовершеннолетних детей И Т.С., И Д.С., И Г.С. в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского районного суда Смоленской области от 12 февраля 2014 года в части удовлетворения заявленного требования отменить.
Принять в этой части новое решение, которым в иске И С.Ю., И Н.И., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Иа Т.С., И Д.С., И Г.С. к Администрации МО «Смоленский район» о возложении обязанности по предоставлению земельного участка в собственность бесплатно отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи