Страница 1 из 1

Добавлено: 14 янв 2008, 00:19
SVoevodina
Предупреждение - МНОГО БУКВ.

В проекте ежегодного Доклада о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2007 год, опубликованном Общественной палатой РФ, впервые уделяется пристальное внимание такому явлению, как "Неформальные сообщества".
"Начиная с 2005 года", - говорится в докладе, - "в России отмечается всплеск общественной активности нового типа. Возникают многочисленные нерегистрирующиеся объединения людей... Новые неформальные объединения граждан в целом более организованы и приспособлены к взаимодействию с представителями власти. Кроме того, они гораздо понятнее и лучше воспринимаются обществом, чем некоммерческие организации".

Ну, и что, собственно? - наверняка спросят многие.
А собственно то, что речь идет о реальном третьем секторе России.
О том самом пресловутом "гражданском обществе"...

Сначала немного истории.

Первая волна.
Первая волна Третьего сектора нахлынула на Россию в середине 90-х и, в основном, подпитывалась грантами западных фондов.
Нужно сказать, что наиболее крупные и стабильные НКО этого времени создавались бывшими комсомольцами, причем именно эти организации получали наибольшее финансирование.
Зарегистрировать общественную организацию не составляло особого труда. Нужно было написать устав и заплатить регистрационный взнос в размере 50 копеек. И все, можно было писать заявку на грант (целевое выделение средств под проект организации). Конкурсов было много.
Помню, как один из смоленских "общественных деятелей", получая консультацию о грантовых конкурсах, сокрушался: "Эх, надо было женскую организацию регистрировать, вон им какие гранты дают". На самом деле он представлял организацию переселенцев из Чечни и тоже имел хорошие основания для финансирования.
В то время частенько бывало, что один "лидер" создавал сразу несколько общественных организаций, для того, чтобы быть "мобильнее" в получении финансирования. Под определенный конкурс выбиралась одна из организаций с соответствующим направлением: национальные вопросы, экология, помочь сиротам, женское движение и т.д.
Организации с одинаковым направлением деятельности начинали не в шутку конкурировать на уровне региона: "У нас настоящая организация, а у них - ненастоящая!". Скатывались до известного выяснения отношений на уровне незабвенного Паниковского - "А ты кто такой?".
Эту "волну" никакими силами невозможно было объединить, как ни старались те же самые западные фонды, выделяя средства именно на "взаимодействие и сотрудничество" между общественными организациями.
Однако, взаимодействие с органами власти было. Особенно, если общественная организация получала западный грант. Она (организация) автоматически на время действия гранта становилась "любимой" властями, ну или (проще говоря) оказывалась под пристальным вниманием власти (кстати, и "органов" - тоже). Но, как только финансирование заканчивалось, исчезала и "любовь".

Вторая волна.
Власти и их представители быстро смекнули, что нет смысла отдавать западные денежки непонятно кому, если можно получать их самостоятельно.
В начале 2000-х в массовом порядке стали появляться общественные организации, учрежденные представителями власти через своих родственников и проверенных (верных) знакомых. Западные рублики потекли через эти прогосударственные "общественные" организации к представителям власти. Даже термин появился специальный - ГОНГО (государственно ориентированные негосударственные организации).
Уже в 2001 году, когда Президент собрал известный Гражданский форум в Кремле (этакий смотр гражданских сил), таких организаций среди участников было значительно больше, чем тех, которые создавались без вмешательства власти, на добровольных началах, самостоятельно.
Это была Вторая волна Третьего сектора, которая благодаря стараниям властей выстроилась в стройные шеренги и колонны «правильных» НКО.
Большинство "неугодных" организаций стерли при помощи перерегистраций и изменения законодательства. Общественное мнение подкорректировали рассказами о "шпионских камнях" и "грантовых иглах"...
В это же время со всех высоких трибун власти призывали гражданское общество строиться и быть как можно активнее.
К 2005 году можно было рапортовать - гражданское общество построено!
Во главе этого "построенного" гражданского общества встала Федеральная Общественная палата, начали подтягиваться и региональные.
Деятельность западных фондов на территории РФ ограничили, или, вернее сказать, повернули в нужное русло. То есть мелкая общественная организация из городка N, теперь не имеет почти никаких шансов на получение гранта, в отличие от пафосных НКО, из которых во все стороны, ни мало не смущаясь, торчат правительственные ушки (рожки да ножки).
Бюджетных средств эта мелкая общественная организация из городка N тоже вряд ли увидит (куда ей!), а свои (доверенно-проверенные) НКО по конкурсу Общественной палаты получают миллионные (уже отечественные!) гранты. Правда, отчетность по этим грантам очень далека от той, которой "мучали" своих грантополучателей западные фонды.
Так что "вторую волну" можно охарактеризовать как построенную, проверенную, прогосударственную. В общем, правильную во всех отношениях. Общественные палаты заседают по всей стране, проверенные (свои) НКО осваивают бюджетные средства, западные фонды направляют средства в правильные организации.

И собственно - Третья волна.
Неформальная, можно сказать - народная.
Западом не поддерживается, властью не поддерживается, регистрироваться (и сдавать кучу описательных отчетов) не торопится… И ведь набирает силу, прирастает людьми! Ни к гражданскому обществу, ни (упаси боже!) к третьему сектору себя не причисляет. В кресла Общественных палат не стремится. Просто работает, объединяет людей, отстаивает свои права и выдвигает требования, начинает реально влиять на власть.
И ко всему к тому же, как говорится в Докладе (далее цитата) - "Основная часть активистов и руководителей новых неформальных организаций – представители нарождающегося в России среднего класса, отличительными чертами которых являются, в частности, обладание собственностью а также высокий образовательный уровень и преимущественно умственный характер работы".

Я полагаю, что вы догадываетесь, какое направление деятельности характерно для «неформалов» третьей волны. Конечно, защита прав.

Добавлено: 23 янв 2008, 14:30
Румата
Прветствую Светлана! (Это Михаил!)
Добавлю! Уверен, для Вас это будет весьма интересно!
В настоящее время уже принят закон "О саморегулируемых органзациях" (далее - СРО) (они также создаются в форме для некоммерческих организаций)! Так вот базовый закон принят! Теперь в разработке законопроекты о СРО по отраслям! И вот тем самым отраслевым СРО, в перспективе, прочаться функции регуляторов (в замен существующего госрегулирования) по отраслям хозяйственной деятельности!
Ктсати, членство в данных СРО (естесна без прямого указания каких конкретно), будут обязательным условием для осуществления конкретного вида деятельности (что, ИМХО прямо противоречит Конституции в части, что никто не может быть принужден ко вступлению в некоммерческие организации)!

К какой волне отнесем эти некоммерческие организации???

Добавлено: 23 янв 2008, 21:50
SVoevodina
Привет, Михаил!
Румата писал(а):Цитата(Румата @ 23.1.2008, 14:30) К какой волне отнесем эти некоммерческие организации???
Думаю, что к про-государственным.
Идея то, на самом деле правильная, хорошая. Одно меня смущает.
Когда власть: «говорит гражданское общество, стройсь!», то гражданское общество строится, конечно, но в большей части в праздничные колонны.
Я потому и говорила про «третью волну», потому что она не строится, она возникает в силу обстоятельств. Возникают общественные группы (и немалые), которые не пишут устав и не идут его регистрировать, а решают свою конкретную проблему, которая уже «на лицо». Пока что это гражданская активность на уровне «жареный петух клюнул». Но и это хорошо.

Вот та же самая власть говорит: «Предприниматели (профессионалы), объединяйтесь!»
Конечно же, они будут объединяться. На «как долго» и насколько качественно, поживем – увидим. Союзы профессионалов уже есть (не путаем с профсоюзами), это те же самые союзы художников, писателей, дизайнеров etc. Станут ли они СРО, вопрос открытый. Хотя вряд ли, конечно.
Вот СРО строителей, вероятнее всего будет. Это логически вытекает из государственной политики, проблем качества жилья и т.д. Думаю, что тут власть постарается как можно быстрее объединить строительные компании в СРО.
ТПП уже себя позиционируют как СРО малого бизнеса в регионах.

Вообще, объединять кого-либо дело трудное и неблагодарное. Изначально люди сами должны почувствовать необходимость в этом объединении, даже если это будет известное - «против кого дружите?».
Заявленное содержание деятельности СРО в законе звучит так: «разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил». Это серьезная заявка.

Как и в деле «построения гражданского общества», так и в сфере «развития цивилизованного рынка» есть много хорошего. Вот только убыстрять процессы и там, и там – государству все равно не под силу.

Кстати, были предложения о дополнении пункта 1 статьи 1 законопроекта "О СРО" следующим абзацем: "Настоящий Федеральный закон применяется по отношению к саморегулируемым организациям, предметом саморегулирования которых является деятельность: профессиональных участников рынка ценных бумаг; арбитражных управляющих; оценщиков; негосударственных пенсионных фондов; управляющих компаний инвестиционных фондов; рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей". И все.

Поправка не прошла.

Добавлено: 24 янв 2008, 10:57
Румата
Света, зная тебя достаточно давно, весьма удивлен твоей подержке принудительного объединения учтастников хозяйственной деятельности в СРО!!! А ведь иначе как принудиловкой назвать подобные законопроекты просто нельзя... Ну сама посуди: хочешь строить - вструпи в СРО, и не забываем, что для вступления необходимо:
- застраховать свою ответственность (к столь-либо адекватному страхованию строительных рисков страховое сообщество сейчас не готово вообще! и не забываем, что это напряму скажеться на стоимости квадратного метра);
- оплатить вступительный взнос (сколько это еще вопрос, но не думаю что менее 100-300 тыр);
- оплатить взнос в компенсационный фонд, который должен покрывать ущерб не покрытый страховыми возмещениями (то же сумма пока не установлена, но также думаю не менее 100-300 тыров ежегодно);
- оплатить внедрение стандартов разработанных СРО в качестве обязательных для своих членов (вааще сумма загадочная но тоже ИМХО весьма весомая).
Не забываем учесть, что СРО должны объединяться под эгидой ассоциаций, что тоже порождает расходы членов СРО. Также не забываем, что СРО должны передвать свой компенсационный фонд в управление управляющей компании, для того, что бы деньги работали, а не лежали мертвым грузом (только у меня уже возможных сравнительно честных способов эти денги пребрать штук 15 (не 400 конечно, но все же)!
Далее СРО оно ведь может и выкинуть из состава своих членов, за нарушения (а без нарушений не бывает), значит получается СРО решает как наказать - погрозить или выкинуть, и так далее
ЧТо касается СРО в строительстве - то могу сказать, что ни одни из законопроектов (на Шаккума ни Плескачевского) не отвечает требованиям по обеспечению безопасности возводимых (проектируемых) сооружений. Ну так что нам необходимо: СРО или сохранение и укрепление госрегулирования и госответственности???

Добавлено: 24 янв 2008, 21:18
SVoevodina
Румата писал(а):Цитата(Румата @ 24.1.2008, 10:57) Света, зная тебя достаточно давно, весьма удивлен твоей подержке принудительного объединения учтастников хозяйственной деятельности в СРО!!! А ведь иначе как принудиловкой назвать подобные законопроекты просто нельзя...
Миша, ну ты все правильно говоришь, то есть правильно негодуешь.
Да, принудительно. Разве это новость? Добровольно-принудительная деятельность для нас не новость.

С другой стороны, закон разрабатывался и лоббировался три года как минимум. Копья уже в 2004 ломали.
И где были предприниматели, которые сегодня недовольны? Руками махали на тех, кто их предупреждал о том, что есть смысл самостоятельно объединяться, а не ждать вот этого самого «принудительного» объединения. А, еще вопили на этого самого предупреждающего, что «политикой мы не занимаемся» и заодно советовали этому предупреждающему «делом заняться, а не чушь всякую предлагать»?
«Се ля ви» или «объективная реальность, данная нам в ощущениях», т.е. суверенная демократия, построение гражданского общества и правового государства с опережающим графиком.

Ну, понимаешь, не может государство больше ждать, когда оно (общество это гражданское) «снизу» само прорастет. Не может.
Какой выход? Недовольные могут объединиться и начать лоббировать свои интересы, вносить поправки в закон. Если некогда самим, то можно нанять профессионалов. Дешево они не возьмут, но будет вполне сопоставимо с ценами, которые ты, Миш, привел, чтобы показать «грабительские условия» вступления в СРО.

Кстати, вот ссылочка на публикацию в РП на эту тему, как раз свежая.
«…мне кажется, надо бы и в Смоленске организовать СРО, пусть даже с определенными недоработками, но чтобы основа была создана», говорит в интервью Президент Союза строителей Смоленской области Вячеслав Косых.
http://www.rabochy-put.ru/?idc=16&idp=1413

Добавлено: 25 янв 2008, 17:57
Румата
С.Воеводина писал(а):Цитата(С.Воеводина @ 24.1.2008, 21:18) Миша, ну ты все правильно говоришь, то есть правильно негодуешь.
Да, принудительно. Разве это новость? Добровольно-принудительная деятельность для нас не новость.

С другой стороны, закон разрабатывался и лоббировался три года как минимум. Копья уже в 2004 ломали.
И где были предприниматели, которые сегодня недовольны? Руками махали на тех, кто их предупреждал о том, что есть смысл самостоятельно объединяться, а не ждать вот этого самого «принудительного» объединения. А, еще вопили на этого самого предупреждающего, что «политикой мы не занимаемся» и заодно советовали этому предупреждающему «делом заняться, а не чушь всякую предлагать»?
«Се ля ви» или «объективная реальность, данная нам в ощущениях», т.е. суверенная демократия, построение гражданского общества и правового государства с опережающим графиком.

Ну, понимаешь, не может государство больше ждать, когда оно (общество это гражданское) «снизу» само прорастет. Не может.
Какой выход? Недовольные могут объединиться и начать лоббировать свои интересы, вносить поправки в закон. Если некогда самим, то можно нанять профессионалов. Дешево они не возьмут, но будет вполне сопоставимо с ценами, которые ты, Миш, привел, чтобы показать «грабительские условия» вступления в СРО.

Кстати, вот ссылочка на публикацию в РП на эту тему, как раз свежая.
«…мне кажется, надо бы и в Смоленске организовать СРО, пусть даже с определенными недоработками, но чтобы основа была создана», говорит в интервью Президент Союза строителей Смоленской области Вячеслав Косых.
http://www.rabochy-put.ru/?idc=16&idp=1413

Света! да я в курсе всех этих дел! " А насчет "где были предприниматели" так ты лучше меня знаешь, сколько писем было направлено во все инстанции с требованиями не принимать такой законопроект и не вводить саморегулирование в том же строительстве, и именно три года каждый месяц и на президента и в госусдуму и в Росстрой сыпались с письмой в поддержку сохранения госрегулирования!!! Ну и где правда! То есть на мнение сообщества профессионалов государству насрать, прости за грубость, но правда. Крышка приходит мелким организациям - их съедят, ты же сама все это понимаешь! опросы устроение МЭРТом показали что народ против такой меры как СРО, и что мы имеем в итог! "Нет вы у нас будете добровольно объединятся!!!"