Русский мир — концепция международного трансгосударственного и трансконтинентального сообщества, объединённого причастностью к России и лояльностью к русскому языку и культуре[1]. Слово «русский» в названии указывает прежде всего на исторические корни общности, берущей своё начало в древней Руси[2], а в слово «мир» — вкладывается значение «весь свет», «все люди»[3]. Русский мир также является обозначением цивилизационного, социокультурного и наднационального пространства, охватывающего около трети миллиарда русскоязычных людей или почти каждого двадцатого жителя планеты, которые обладают духовными и ментальными признаками русскости и неравнодушны к судьбе и месту России в мире
Согласно Н. А. Шалимовой, русский драматург Александр Николаевич Островский трактовал «русский мир» как «человеческое сообщество православных христиан, живущих в единстве веры, обрядности и обычаев»[3].
В понимании В. А. Тишкова, «русский мир» — это уникальный феномен глобального масштаба, и подобными мирами обладают, наряду с Россией, только Испания, Португалия, Франция, Китай, а также Великобритания вместе с Ирландией[5].
Геоэкономическая трактовку «русского мира», как сетевой структуры «больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке»[6], предложил П. Г. Щедровицкий. Он же определил период актуализации этого понятия в середине 1990-х годов, «когда государство уехало от своих граждан»[7].
В настоящее время популярна расширенная трактовка «русского мира» как глобального цивилизационного феномена охватывающего 300 миллионов человек, говорящих по-русски и интересующихся русской культурой, как в России, так и в ближнем и дальнем русском зарубежье. Русская зарубежная диаспора в начале XXI века заняла по численности второе место в мире после китайской[8]. Растёт понимание того, что использование гуманитарного потенциала «русского мира» может помочь в упрочнении этнокультурной самобытности российского суперэтноса и сохранении российского геополитического и культурного пространства[9].
История
Существует мнение[10], что впервые понятие «русского мира» предложил президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук граф Уваров[11]. При этом словосочетание «русский мир» — древнего происхождения. Так, «Слово на обновление Десятинной церкви» второй половины XI века, прославляет святого Климента Римского:
[…] который умножил сокровище своего господина не только в Риме, но и повсюду: и в Херсоне, еще и в русском мире[12].
В середине XIX века писатель Пантелеймон Кулиш в эпилоге к роману «Черная рада», озаглавленном «Об отношении Малороссийской словесности к общерусской», писал о «первобытном русском мире» говорившем на одном языке:
Судя по сходству древних обычаев у Великороссов и Малороссиян, надобно думать, что в глубокую старину вся Русь говорила одним и тем же языком, или очень сходными между собою наречиями… Тем не менее, однакож, язык земли Киевской должен был служить образцом для всего первобытного русского Мира[13].
— Пантелеймон Кулиш, украинский прозаик и поэт
В настоящее время концепцию «русского мира» поддерживает патриарх Московский и всея Руси Кирилл[14].
Федеральный закон от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» стал свидетельством позитивных сдвигов в разработке диаспоральной политики на правительственном уровне.
Основа концепции
«Чудо Георгия о змие». Новгородская икона XV века
Президент Путин в конце 2006 года, выступая на встрече с творческой интеллигенцией в Доме Державина в Санкт-Петербурге, в преддверии Года русского языка в качестве составляющих «русского мира» выделил «русское слово» и «русскую культуру»:
Русский мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за её пределами. Почаще употребляйте это словосочетание — «русский мир»[15].
— В. В. Путин
С православной точки зрения, «русский мир» является общим «цивилизационным пространством» на пространстве исторической Руси, покоящимся на трёх столпах[16]:
Православие.
Русская культура и русский язык.
Общая историческая память и общие взгляды на общественное развитие.
Территория
«Россия, Украина и Беларусь — это и есть Святая Русь!» — эти слова в качестве слогана неоднократно использовались на мероприятиях и собраниях, связанных с популяризацией концепции русского мира. В частности, их скандировал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на концерте в Киеве в июле 2008 года[17][18]. Автором данного лозунга считают преподобного Лаврентия Черниговского.
К русскому миру, помимо России, Украины и Белоруссии, причисляют также Молдавию. Так, патриарх Кирилл на встрече с иерархами Кишинёвско-Молдавской митрополии отметил следующее:
Нас иногда спрашивают: «А почему вы причисляете Молдову к Святой Руси, ведь молдаване говорят на ином, неславянском языке?» И я отвечаю, что Святая Русь — это понятие не этническое, не политическое, не языковое; это духовное понятие. Когда мы молимся вместе с нашими братьями и сёстрами из Молдовы, мы не чувствуем никакой разницы — мы один народ пред Богом. Эта общность ценностей, общность духовной ориентации и формирует наше духовное единство, которое превыше всяких политических границ[19].
— Святейший Патриарх Кирилл
Тем не менее, для такой духовной общности выделяется совершенно чёткий физический центр: «Современная Россия […] становится центром огромной цивилизационной общности — русского мира, выходящего далеко за пределы одной страны»[20][21].
1 сентября 2010 года на торжественном приёме по случаю празднования Дня православного казачества патриарх Кирилл указал на то, что к пространству Святой Руси, а значит, и русского мира следует относить также Казахстан:
Сегодня очень важно, чтобы укреплялась казачья солидарность и развивалось казачество Святой Руси — в Российской Федерации, Украине, Белоруссии, Казахстане — везде, где посеяны семена казачьей доблести и казачьего мужества. Вот почему нам нужен единый праздник, который бы объединял всех — все казачьи войска и казаков, находящихся в разных странах — наследниках Святой Руси[22].
— Святейший Патриарх Кирилл
Единый мир восточнохристианской православной цивилизации
Иногда русский мир называется ещё «единым миром восточно-христианской православной цивилизации». Например, такое название патриарх Кирилл использовал в поздравлении временно исполняющего обязанности президента Молдовы Михая Гимпу с Днём независимости Молдовы[23], при этом указав, что к сему миру принадлежат не общества или сообщества православных внутри обществ, не страны, а государства.
Митрополит Кишинёвский и всея Молдавии, предстоятель Православной церкви Молдовы Владимир называет Молдову «нашим государством». Так, в ответ на вопрос: «Молдова хоть и православная страна, но всё-таки многонациональная. Есть и католики, и адвентисты, и другие конфессии. Предположим, в школах вводится преподавание основ православия. И что же ребенок-католик должен будет изучать?» — Владимир сказал: «Во втором пункте законопроекта о преподавании дисциплины „Основы православия“ в доуниверситетском образовании Молдовы есть статья, в которой говорится, что дети имеют возможность изучать альтернативный предмет духовно-нравственного воспитания с первого по четвертый класс и историю религии с пятого по двенадцатый класс. Так что мы не принуждаем их, но они обязаны знать основы нашего государства, нашей церкви, если они уважают нашу страну»[24].
Деятельность по укреплению русского мира
Деятельность по сохранению и развитию русского мира — это прежде всего работа по распространению русского языка и популяризации русской культуры в мире. Для этой цели Россией создан ряд правительственных и неправительственных организаций, а также ведётся работа по линии Русской православной церкви.
Среди организаций, содействующих укреплению русского мира, особого внимания заслуживает деятельность фонда «Русский мир». Фонд был создан президентским указом 21 июня 2007 года с целью содействия сохранения и распространения русского языка в мире, являющегося национальным достоянием России и важным элементом мировой культуры, а также для поддержки программ изучения русского языка за рубежом[25]. Учредителями фонда стали Министерство иностранных дел РФ и Министерство образования и науки РФ. Правление Фонда, являющееся его исполнительным органом, было назначено Президентом Российской Федерации. Финансируется фонд из различных источников, в том числе из средств российского государственного бюджета. Фонд «Русский мир» взаимодействует с различными неправительственными и международными организациями, а также с ведущими образовательными и просветительскими структурами в мире. Приоритетным в деятельности фонда является создание русских центров за рубежом, кабинетов «Русского мира», проведение грантовых, образовательных программ, информационных проектов, международных фестивалей русской культуры, и др. По состоянию на начало 2013 года в 41 стране открыто 90 центров «Русского мира»[26].
Грантовые программы фонда включают поддержку русскоязычных СМИ, проведение международных праздников и фестивалей, связанных с русским языком и культурой, обеспечение учебниками и методическими материалами преподвателей-русистов, организацию курсов русского языка. Количество реализованных в более чем ста государств проектов приближается к тысяче. «Русский мир» складывается как сетевая структура: помимо функционирующих в 41 стране центров, — издается журнал «Русский мир», действует Интернет-портал, собирающий информацию о русскоязычных организациях в мире, организовывающий их взаимодействию и общение, предоставляющий возможность дистанционного обучения русскому языку, имеются радио- и телеканал. Прорабатываются планы глобального вещания в Интернете.
Работа фонда по реализации в 2007—2010 годах целевых программ «Кабинеты русского мира», «Профессор русского мира» и «Стажировки русского мира» наилучшим образом демонстрирует значение русского языка в рамках концепции русского мира[27]. Важным шагом по организации работы с соотечественниками стало создание в 2002 году Международного совета российских соотечественников. На начало 2010 года Международный совет российских соотечественников объединял 140 организаций из 53 стран мира. Главной целью совета является оказание поддержки российской диаспоре и русскому языку за рубежом через содействие объединению и координации деятельности общественных объединений соотечественников.
Президентом России в 2011 года установлен День русского языка, который отмечается ежегодно, 6 июня, «в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка А. С. Пушкина»[28].
2013 год в России провозглашен «Годом 1150-летия славянской письменности», связанной с деятельностью равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Фонд «Русский мир» планирует проведение культурных мероприятий, связанных с этой годовщиной.
Геополитический и цивилизационный выбор
Поскольку любая человеческая общность обитает на некой территории, «русский мир» может быть оформлен геополитически в результате свободного цивилизационного выбора людьми, проживающими на территории России, Украины, Белоруссии, Молдовы и русскоязычных общин за их пределами, ранее входивших в состав не только Святой Руси, но и Российской империи.
Формы геополитической реализации концепции «русского мира» должны соответствовать реалиям XXI века и нести в себе интеграционную составляющую. Созданный 6 июля 2010 года Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества Белоруссии, Казахстана и России в случае успеха и последующего расширения может стать реальным воплощением идеи «русского мира» в эпоху глобализации.
Критика
Против идей «русского мира» выступает Украинская православная церковь Киевского патриархата.[29][30] По мнению главы УПЦ КП Филарета, концепция «русского мира», которую продвигает патриарх Кирилл, предусматривает объединение России, Беларуси и Украины в единое духовное пространство: «Под этой благозвучной вывеской кроется имперская идея лишения Украины её государственности и независимости».[29]
Не поддерживает идею «русского мира» также Украинская автокефальная православная церковь, считая, что объединение украинских православных церквей не может основываться на этой концепции.[31]. В то же время, глава Украинской грекокатолической церкви считает, что в концепции «русского мира» имеет место подмена понятий: «когда этот „русский мир“ перестает быть только „российским миром“ и проектируется как определенное цивилизационное пространство, где украинцы должны быть обязательной неотъемлемой составляющей, возникает очень много вопросов»[32].
Во время визита патриарха Кирилла на Украину в июле 2011 года украинские радикальные националисты пикетировали здание посольства России в Киеве с плакатами требовавшими не втягивать Украину в проект, называемый «русский мир».[33][34]
По мнению части украинских аналитиков, продвижение принципов «русского мира» будет способствовать дальнейшей дезинтеграции и расколу украинского общества