Кузмич, у тебя все в порядке? ЧТо то на тебя совершенно не похоже. "Давайте объединимся, что бы сделать хорошо! Ну и что, что при этом сделаем плохо и наплюем на закон, но ведь мы сделаем глобально хорошо, а закон, ну что закон - частности никого не интересуют." Цель оправдывает средства в данном случае не применимо совершенно.Семен Кузьмич писал(а):Цитата(Семен Кузьмич @ 9.4.2009, 0:02) Смоленск - европейский город. Стреляйте меня! А "организация эффективной деятельности органов местного самоуправления путем решения совокупности задач, прописанных в 131 законе" - это не стратегия, а бюрократическая профанация.
Имейте в виду, дорогие сограждане, что стратегическая цель должна иметь образное выражение. Это обязательно, так как достичь глобальной цели можно только при самом активном участии местного сообщества. Это должен быть огромный общественный подъем. Люди должны объединиться вокруг идеи. Вокруг реализации 131 закона мы вряд ли кого объединим. И к бабке не ходи. А в Европе пожить, чай, захочет большинство народа.
Стратегия развития Смоленска
Общественная дискуссия
- Румата
- Строг, но справедлив
- Сообщения: 5312
- Зарегистрирован: 22 янв 2008, 17:48
- Откуда: ХХV-й округ
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
- Aml
- Сообщения: 16662
- Зарегистрирован: 23 окт 2004, 00:10
- Настоящее имя: Сергей Амелин
- Откуда: Смоленск, Николаева
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 59 раз
За последние годы было уже три попытки разработать стратегию развития Смоленской области. Все три потерпели неудачу. Может это и оффтоп, но все-таки размещу здесь, что я писал по поводу последней из этих стратегий (июль 2007)
ЦитатаНезавершенная стратегия
12 июля 2007 года состоялись депутатские слушания по стратегии социально экономического развития Смоленской области. Впервые об этом документе стало известно еще в мае этого года, когда в Министерстве регионального развития прошло ее обсуждение и на сайте Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», который является разработчиком стратегии, появились краткие сведения о этом документе. Несколько позже опять-таки на сайте Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» появилась презентация проекта Стратегии социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года). А собственно проект так и не появился в открытом доступе, несмотря на заявления на сайте Департамента экономического развития и торговли: «Стратегия - это открытый документ. К его формированию привлекаются все заинтересованные стороны: власть, бизнес, ученые, жители области. Мы приглашаем Вас также принять участие в дискуссии о будущем региона». Как я понимаю, дискуссии пока не получилось. По крайней мере, на депутатских слушаниях представители бизнеса отзывались об этом проекте весьма негативно. Но начнем по порядку. Итак, что же представляет собой стратегия развития нашего региона и для чего она нужна.
Планы развития регионов.
22 июля 2005 года появилось поручение Президента РФ о выработке механизма взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и власти субъектов РФ по комплексным программам социально-экономического развития субъектов федерации. Во исполнение этого поручения Министерство регионального развития РФ рекомендовало регионам заняться разработкой планов развития. Затем это же министерство разработало требования к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Появление стандартных требований было неслучайным. Как заявляют представители министерства, до недавнего времени подавляющее число из зарегистрированных программ экономического и социального развития принадлежат регионам- реципиентам. Программы пишутся и регистрируются не в целях развития, а для «выбивания» средств из федерального бюджета и поддержания функционирования субъектов.
Очень хочется надеяться, что наша стратегия к этой категории относиться не будет. Официально цели создания стратегии таковы: «В условиях формирования новой региональной политики и структурных изменений экономики России Смоленская область встает перед необходимостью иметь долгосрочное видение перспектив своего развития. Наличие продуманной стратегии является важным фактором, как для привлечения инвестиций в регион, так и для обеспечения конкурентных позиций и устойчивых темпов роста экономики области, повышения качества жизни населения. Четкое определение приоритетов развития позволит эффективно использовать и наращивать социально-экономический потенциал области, будет способствовать успешному сотрудничеству с другими регионами и федеральным центром».
Задачи проекта
Разработчик стратегии социально-экономического развития Смоленской области ставил перед собой задачу на основе оценки социально-экономического потенциала области и возможностей привлечения финансовых ресурсов определить приоритетные направления ее развития. Это в свою очередь должно стать основой для формирования комплекса проектов, способных обеспечить устойчивые темпы роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Что мы имеем?
Как и положено любой стратегии, ее предваряет описание текущего положения дел – анализ социально-экономического положения региона. На основе этого анализа разработчики делают вывод, что экономика Смоленской области в целом повторяет тенденции развития российской экономики. Общей тенденцией в конце 1990-х – начале 2000-х годов стало постепенное повышение ее открытости и сокращение сегментов так называемых «локальных» (замкнутых) рынков.
Отставание от общероссийских темпов роста объясняется прежде всего структурными особенностями экономики области:
Во-первых, в области практически отсутствуют сырьевые отрасли, эксплуатирующие дешевые природные ресурсы. Как следствие, область не смогла воспользоваться укреплением позиций российских сырьевых предприятий на мировых товарных рынках.
Во-вторых, унаследованная от Советского Союза промышленность ориентирована на сильно зарегулированные рынки, рост которых пока был ограниченным. На долю промышленности приходится почти треть валового регионального продукта области, при этом структура промышленного производства достаточно специфична (большая доля электроэнергетики и машиностроения). Рост электроэнергетики в последние годы сдерживался жестким тарифным регулированием и зависел от политики энергетических монополий. Становится понятно, что потенциал роста отраслей–лидеров при сохранении существующей структуры производства в области был весьма ограниченным.
В-третьих, относительно небольшой размер внутреннего рынка предопределяет слабое развитие сектора платных услуг и торговли, которые в своем развитии еще не достигли уровня, характерного для передовых в данном отношении регионов.
Смоленская область — старопромышленный регион. Наибольшая доля ВРП принадлежит промышленности – более 30%, торговле, сельскому хозяйству и транспорту. На промышленных предприятиях работает 25,3% всех занятых в народном хозяйстве. При этом основу промышленности составляет электроэнергетика, машиностроение, химическая, ювелирная и пищевая промышленность. На долю этих отраслей приходится 90% объемов промышленного производства. Доля услуг в ВРП существенно отстает от доли услуг ВВП России.
Большая часть населения проживает в г. Смоленске и вдоль транспортных коридоров Москва–Минск и Смоленск-Рославль-Брянск, в Вяземском, Гагаринском, Сафоновском, Смоленском, Рославльским и Ярцевском районах (71,1% от общей численности населения). Экономическое развитие области сконцентрировано в коридоре между Москвой и Минском. Высок уровень концентрации промышленного производства по районам - 84% производства сконцентрировано в пяти районах области.
Практически все города являются традиционно-индустриальными, имеют промышленную специализацию, плохо приспособлены для ведения так называемой постиндустриальной («новой») экономики (слабое развитие сектора услуг, в первую очередь финансовых, консультационных, управленческих, логистических, бизнес-сервиса и проч.).
Для региона также велики демографические риски: в регионе рождаемость в 2 раза отстает от смертности. По показателю ожидаемой продолжительности жизни в ЦФО Смоленщина находится на предпоследнем месте, опережая лишь Тверскую область. По значению показателя «индекс развития человеческого потенциала» в 2004 году область занимала 61-е место среди регионов РФ (в 1997 году Смоленская область занимала 41 место).
Кроме того, регион испытывает дефицит инвестиционных ресурсов в основной капитал. В 2006 году среднедушевой объем инвестиций в Смоленскую область составил 14,7 тыс. руб., что в 2,2 раза меньше среднероссийского уровня.
Экономический рост области в последние годы шел преимущественно за счет традиционных индустриальных производств, ориентированных на старые рынки и старые стандартизированные продукты. Роль инновационного сектора в развитии смоленского хозяйства в последние пять–шесть лет была очень мала. Наращивать далее производство без коренного обновления основных фондов и технологической модернизации будет чрезвычайно трудно
Трудовые ресурсы
Смоленская область относится к числу демографически неблагополучных регионов Центральной России. По прогнозным разработкам, численность населения нашего региона в перспективе будет снижаться. Демографический прогноз свидетельствует о 25% сокращении населения к 2025 году. При этом произойдет сдвиг в сторону повышения числа людей в возрасте выше 35 лет.
Старение населения приведет к выбытию трудовых ресурсов и росту бюджетной нагрузки по содержанию и обслуживанию пожилого населения и пенсионеров.
Сокращение населения и миграционный отток уже создали дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на региональном рынке труда. В частности, плотность населения во многих сельских районах области достигла пороговых значений, при которых считается проблематичным ведение на данных территориях высокопроизводительного сельскохозяйственного производства существующими технологиями. Аналогичные кадровые ограничения действуют и для реализации новых проектов в промышленности.
Дефицит квалифицированных кадров в среднесрочной перспективе будет нарастать и вести к удорожанию рабочей силы. Численность безработных, которые могли бы также быть задействованы в экономике, в Смоленской области невелика.. Возможности «деревни» по снабжению города рабочими руками также не безграничны. Очевидно, что кадровый дефицит будет приводить к обострению конкуренции на рынке труда за рабочие руки не только между регионами и территориями внутри области, но и между отраслями и предприятиями.
Основные сценарии экономического развития региона.
Разработчики стратегии рассматривают три сценария развития экономики Смоленской области:
Усиление эксплуатации доступных ресурсов. К имеющимся «старым» доступным ресурсам можно отнести основные фонды и технологические возможности традиционной индустрии, запасы минерального сырья области, свободные территории, примыкающие к Московской агломерации и транспортному коридору «Москва — Минск», а также относительно дешевую рабочую силу. Небольшая часть традиционных производств Смоленской области – электроэнергетика, добыча (выращивание) и первичная переработка сырья: кирпич, цемент, ДСП, молоко, - имеет потенциал роста в средне- и долгосрочной перспективе даже при сохранении существующих технологий. Однако старые производства и старые проекты, а именно они владеют наличными ресурсами, не смогут создавать высокую добавочную стоимость. Общий вывод – при таком сценарии развития темпы роста будут весьма невелики.
Кроме того, будут нарастать противоречие между необходимостью обеспечить предприятия области дешевой рабочей силой и высокой конкуренцией на рынке труда. Эти два разнонаправленных тренда уже создают проблемы, а в долгосрочной перспективе могут создавать кризисную ситуацию.
Модернизация растущих отраслей. Повысить производительность экономики можно только путем существенных инвестиций в обновление производственных технологий, изменение системы корпоративного управления, в технологии продвижения товара. Быстрый технологический рост может быть обеспечен импортом конкурентоспособных технологий и снятием инфраструктурных ограничений.
Добиваясь своей конкурентоспособности на открытом рынке, часть действующих смоленских предприятий способна в ближайшие годы осуществить крупномасштабную модернизацию корпоративного управления и своей торговой политики, в том числе осуществить технологическую модернизацию, приобретя конкурентоспособные технологии.
«Ядром конкурентоспособности» при реализации сценария модернизации растущих отраслей могут стать традиционные отрасли и производства, а также новые формы территориальной организации производства — территориально-производственные кластеры. К основным отраслям, способным осуществить модернизацию, относятся энергетика, алмазообработка, машиностроение и электротехника, пищевая промышленность.
Аутсорсинг. Основной движущей силой данного процесса будут в первую очередь инвесторы-нерезиденты, приходящие в Смоленскую область с отработанными технологиями. Причем не только производственными, но и управленческими, финансовыми торговыми, с уже зафиксированными рыночными позициями (брэндами, контрактной базой и пр.). В качестве инвесторов способны выступить как транснациональные корпорации, так и столичные компании. Для первых – это способ закрепиться на внутреннем российском рынке в расчете на масштабный рост его объемов. Для вторых – возможность добиться повышения конкурентоспособности за счет более дешевой стоимости ресурсов (земли, рабочей силы). В области нет крупного инновационного задела (мала доля регистрируемых заявок на полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки) и нет крупных компаний, которые обладают избытком ликвидности, поэтому основными игроками при реализации данного сценария будут компании-нерезиденты.
Каким же мы пойдем путем
Целевой сценарий развития области подразумевает инвестиционный рост за счет модернизации базовых конкурентоспособных отраслей региона, работающих на растущих рынках, и за счет размещения российскими и европейскими компаниями новых производственных мощностей. Стратегическим приоритетом будет поддержка развития потенциальных кластеров: машиностроительного – на основе предприятий транспортного машиностроения и на основе предприятий энергетического машиностроения; приборостроения и электротехники – конкурентоспособные предприятия в сфере аналитического приборостроения и электротехники; производства стройматериалов — корень кластера составляют существующие и потенциальные производители цемента, кирпича. ЖБИ, фаянса, деревообработки; пищевой промышленности – на базе предприятий переработки продукции мясомолочного животноводства. Кроме того, считается необходимым принять меры к диверсификации экономики области, включающий в себя развитие туристско-рекреационного потенциала
Необходимо также повысить конкурентоспособность сельского хозяйства и пищевой промышленности области, которое должно пойти по двум направлениям: привлечение внешних агентов развития (например, агрохолдингов) и укрупнение и развитие кластера местных предприятий.
В стратегии социально-экономического развития Смоленской области делается вывод, что при реализации активного сценария, основанного на привлечении инвестиций, в среднесрочной перспективе темп роста ВРП составит 6-7%, а среднедушевых доходов 16-18%. В дальнейшем рост ВРП стабилизируется на уровне 4-5%, а среднедушевых доходов составит 10-12% Реализация Стратегии позволит увеличить объем ВРП к 2020 году по сравнению с 2005 годом в 2,5раза, а уровень среднедушевого дохода в среднем в 4,5 раза.
Оценки разработанной стратегии
Очевидно, что выступавшие в ходе депутатских слушаний представители областной Администрации говорили о важности и нужности этого документа. И в принципе, с этим никто не спорит. Споры были о том, насколько глубоко и качественно была проведена работа по созданию этой стратегии и насколько объективно она отражает текущее положение дел и ближайшие перспективы. А вот по поводу этого у присутствующих возникли серьезные сомнения. Первым с достаточно резкой критикой представленной стратегии выступил генеральный директор ОАО «Смоленскэнерго» Михаил Хвостанцев: «Мне кажется, что в этом документе сейчас недостаточно освещены основные проблемы, которые имеются в области. Если не понимая состояния, в котором мы находимся, сделать прогноз, разработать стратегию, то будут ошибки. Думаю, что методология разработки такого сверхважного документа должна быть научной и адекватной. Метод сбора информации «пришли на собрание и поговорили» я не приемлю. Есть определенные стандарты проведения опросов. Только при соблюдении этих стандартов можно говорить о достоверности результатов. К примеру, я возглавляю сразу несколько организаций (в т.ч. и общественных): ОАО «Смоленскэнерго», комиссию по координации деятельности всех компаний, возникших в ходе реформирования энергетики области (более 10 компаний), смоленский деловой клуб, союз научно-инженерных обществ. Так вот, никто ни разу по поводу стратегии развития области ко мне не обращался. Если учесть, что энергетика всегда является опережающей отраслью экономики, определяющей все остальное, то получается, что разработан пустой документ. Не даром сделана ошибка в определении инвестиционной программы развития энергетики по России как минимум в 3 раза. А может быть, в 30 раз. При такой ошибке выводы я считаю недостоверными.
Для программы хотелось бы иметь научный опрос и в первую очередь – населения. Т.е. что хочет иметь наше население? Что думает бизнес-сообщество? Что думает депутатский корпус? Этого мы не знаем. И в стратегии это мнение не учтено.
Что касается проблемных вопросов, то ни для кого не секрет, что наша область инфраструктурная. Все инфраструктурные отрасли, которые представлены в смоленском регионе (энергетика, транспорт, связь) – это серьезные крупные компании, как правило, межрегиональные. И каждая из этих компаний имеет свою стратегию развития. Это нельзя не учитывать. Мы, ведь, свою стратегию собираемся реализовывать не в чистом поле, а среди этих крупных компаний, у которых свои планы. Свою стратегию «Смоленскэнерго» конечно предоставит разработчику, но сразу отмечу, что планы у нас совсем другие, нежели в представленном на рассмотрении документе. К примеру, для того, чтобы нам поддержать энергетику Смоленской области в инвестиционно-привлекательном состоянии, нам минимально нужно полтора миллиарда руб. в год. Сейчас мы имеем по всем источникам около 600 млн. руб. Источники финансирования – до сих пор нерешенный вопрос. И я боюсь, что его внутри области решить нельзя.
А если не делать этих капиталовложений – то мы потеряем энергетику как инвестиционно-привлекательную структуру. И первые симптомы этого есть – четвертый год в области не растет энергопотребление.
Думаю, аналогичные проблемы есть у дорожников, у трубопроводного транспорта. Отсутствие анализа этих проблем в таком серьезном документе, каким является стратегия экономического развития, недопустимо. Надо ситуацию не ретушировать, не лакировать…
Возможные направления развития также охвачены недостаточно полно. К притмеру, есть целая группа бизнеса, которая считает Смоленскую область крайне привлекательной в части биотехнологий. По объему выращиваемой биомассы это одно из лучших мест в мире. Переработка этой биомассы – очень интересный и перспективный вид деятельности. Но в стратегии ничего этого нет»
Михаил Аркадьевич пообещал, что все свои замечания и предложения он изложит в письменном виде и выразил надежду, что, несмотря на то, что для доработки документа времени осталось очень мало, эти замечания и предложения будут учтены при подготовке окончательного варианта стратегии.
Честно говоря, отсутствие анализа энергетики региона в стратегии его развития весьма удивительно. Ведь согласно требованиям к стратегии, разработанным министерством регионального развития, в Стратегии рекомендуется отражать разработку энергетического баланса субъекта Российской Федерации в рамках выбранного сценария, включающей в себя определение прогнозных объемов, структуры и территориального распределения потребления электрической и тепловой энергии, региональных инновационных, технических, экономических и экологических приоритетов в электроэнергетике. Получается, что разработанная стратегия не вполне соответствует министерским рекомендациям. Вызывает также удивление отсутствие анализа положения дел в сельском хозяйстве, которое сейчас создает 12% валового регионального продукта. А вот перспективы обозначены. Странно…
С критикой рассматриваемого документа выступила также представитель банковских структур (увы, она не представилась): «Все время, что я здесь нахожусь, меня не покидает ощущение, что стратегия нужна «для галочки». Мы ее выразили, мы ее обсудили, у нас принята стратегия, ура, мы счастливы.
В этой стратегии прописаны очевидные вещи, которые мы знаем уже как минимум несколько лет. Мы пять лет уже обсуждает строительство диагностического центра. Совсем недавно я была на Смоленской АЭС, где обсуждался вопрос строительства второй очереди. Главная проблема, из-за которой вторая очередь скорее всего не будет построена, это отсутствие трудовых ресурсов в Смоленской области. Ведь для ее строительства нужно по меньшей мере 50 тыс. человек. Литейно-прокатный завод в Ярцево - уже сейчас проблема с трудовыми ресурсами. Для обеспечения рабочей силой смоленским предприятия нужна трудовая миграция. Для ее обеспечения необходимо жилищное строительство. Однако Смоленская область практически не участвует в национальном проекте «Доступное жилье». Деньги в области есть. Наш филиал банка был вынужден направить в Брянскую область на финансирование программы «Доступное жилье» 680 млн. руб., потому что в Смоленской области эти деньги не востребованы.
Поэтому у меня есть предложение обсудить ее более профессионально и трансформировать ее в некую более реальную стратегию. Наверное, наступило время действовать, чтобы те вещи, о которых мы давно знаем и говорим, начали претворяться в жизнь».
В результате проводившему слушания Ивану Кучеру, председателю комитета Смоленской областной Думы по бюджету, налогам и финансам, осталось лишь подытожить: «Высказанные замечания будут учтены при дальнейшем совершенствовании рассмотренной сегодня стратегии. Тот факт, что появился этот документ, не говорит о том, что больше над этим никто работать не будет. Стратегия будет совершенствоваться изо дня в день. Поэтому мы и проводим слушания, чтобы обозначить направления дальнейшей работы. А далее – будем совершенствовать, дополнять, объединять для того, чтобы все-таки выработать кукую-то позицию, стратегию реализации улучшения жизни людей на Смоленщине». В общем, все как всегда: сначала примем, а потом будем думать. Видимо, сроки поджимают – уже 30 августа на заседании Правительства будут заслушаны представители Смоленской области по вопросу стратегии социально-экономического развития. Очень бы не хотелось, чтобы стратегия развития нашего региона в очередной раз осталась незавершенной.
Сергей Амелин
«Смоленская газета»[/quote]
ЦитатаНезавершенная стратегия
12 июля 2007 года состоялись депутатские слушания по стратегии социально экономического развития Смоленской области. Впервые об этом документе стало известно еще в мае этого года, когда в Министерстве регионального развития прошло ее обсуждение и на сайте Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», который является разработчиком стратегии, появились краткие сведения о этом документе. Несколько позже опять-таки на сайте Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» появилась презентация проекта Стратегии социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года). А собственно проект так и не появился в открытом доступе, несмотря на заявления на сайте Департамента экономического развития и торговли: «Стратегия - это открытый документ. К его формированию привлекаются все заинтересованные стороны: власть, бизнес, ученые, жители области. Мы приглашаем Вас также принять участие в дискуссии о будущем региона». Как я понимаю, дискуссии пока не получилось. По крайней мере, на депутатских слушаниях представители бизнеса отзывались об этом проекте весьма негативно. Но начнем по порядку. Итак, что же представляет собой стратегия развития нашего региона и для чего она нужна.
Планы развития регионов.
22 июля 2005 года появилось поручение Президента РФ о выработке механизма взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и власти субъектов РФ по комплексным программам социально-экономического развития субъектов федерации. Во исполнение этого поручения Министерство регионального развития РФ рекомендовало регионам заняться разработкой планов развития. Затем это же министерство разработало требования к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Появление стандартных требований было неслучайным. Как заявляют представители министерства, до недавнего времени подавляющее число из зарегистрированных программ экономического и социального развития принадлежат регионам- реципиентам. Программы пишутся и регистрируются не в целях развития, а для «выбивания» средств из федерального бюджета и поддержания функционирования субъектов.
Очень хочется надеяться, что наша стратегия к этой категории относиться не будет. Официально цели создания стратегии таковы: «В условиях формирования новой региональной политики и структурных изменений экономики России Смоленская область встает перед необходимостью иметь долгосрочное видение перспектив своего развития. Наличие продуманной стратегии является важным фактором, как для привлечения инвестиций в регион, так и для обеспечения конкурентных позиций и устойчивых темпов роста экономики области, повышения качества жизни населения. Четкое определение приоритетов развития позволит эффективно использовать и наращивать социально-экономический потенциал области, будет способствовать успешному сотрудничеству с другими регионами и федеральным центром».
Задачи проекта
Разработчик стратегии социально-экономического развития Смоленской области ставил перед собой задачу на основе оценки социально-экономического потенциала области и возможностей привлечения финансовых ресурсов определить приоритетные направления ее развития. Это в свою очередь должно стать основой для формирования комплекса проектов, способных обеспечить устойчивые темпы роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Что мы имеем?
Как и положено любой стратегии, ее предваряет описание текущего положения дел – анализ социально-экономического положения региона. На основе этого анализа разработчики делают вывод, что экономика Смоленской области в целом повторяет тенденции развития российской экономики. Общей тенденцией в конце 1990-х – начале 2000-х годов стало постепенное повышение ее открытости и сокращение сегментов так называемых «локальных» (замкнутых) рынков.
Отставание от общероссийских темпов роста объясняется прежде всего структурными особенностями экономики области:
Во-первых, в области практически отсутствуют сырьевые отрасли, эксплуатирующие дешевые природные ресурсы. Как следствие, область не смогла воспользоваться укреплением позиций российских сырьевых предприятий на мировых товарных рынках.
Во-вторых, унаследованная от Советского Союза промышленность ориентирована на сильно зарегулированные рынки, рост которых пока был ограниченным. На долю промышленности приходится почти треть валового регионального продукта области, при этом структура промышленного производства достаточно специфична (большая доля электроэнергетики и машиностроения). Рост электроэнергетики в последние годы сдерживался жестким тарифным регулированием и зависел от политики энергетических монополий. Становится понятно, что потенциал роста отраслей–лидеров при сохранении существующей структуры производства в области был весьма ограниченным.
В-третьих, относительно небольшой размер внутреннего рынка предопределяет слабое развитие сектора платных услуг и торговли, которые в своем развитии еще не достигли уровня, характерного для передовых в данном отношении регионов.
Смоленская область — старопромышленный регион. Наибольшая доля ВРП принадлежит промышленности – более 30%, торговле, сельскому хозяйству и транспорту. На промышленных предприятиях работает 25,3% всех занятых в народном хозяйстве. При этом основу промышленности составляет электроэнергетика, машиностроение, химическая, ювелирная и пищевая промышленность. На долю этих отраслей приходится 90% объемов промышленного производства. Доля услуг в ВРП существенно отстает от доли услуг ВВП России.
Большая часть населения проживает в г. Смоленске и вдоль транспортных коридоров Москва–Минск и Смоленск-Рославль-Брянск, в Вяземском, Гагаринском, Сафоновском, Смоленском, Рославльским и Ярцевском районах (71,1% от общей численности населения). Экономическое развитие области сконцентрировано в коридоре между Москвой и Минском. Высок уровень концентрации промышленного производства по районам - 84% производства сконцентрировано в пяти районах области.
Практически все города являются традиционно-индустриальными, имеют промышленную специализацию, плохо приспособлены для ведения так называемой постиндустриальной («новой») экономики (слабое развитие сектора услуг, в первую очередь финансовых, консультационных, управленческих, логистических, бизнес-сервиса и проч.).
Для региона также велики демографические риски: в регионе рождаемость в 2 раза отстает от смертности. По показателю ожидаемой продолжительности жизни в ЦФО Смоленщина находится на предпоследнем месте, опережая лишь Тверскую область. По значению показателя «индекс развития человеческого потенциала» в 2004 году область занимала 61-е место среди регионов РФ (в 1997 году Смоленская область занимала 41 место).
Кроме того, регион испытывает дефицит инвестиционных ресурсов в основной капитал. В 2006 году среднедушевой объем инвестиций в Смоленскую область составил 14,7 тыс. руб., что в 2,2 раза меньше среднероссийского уровня.
Экономический рост области в последние годы шел преимущественно за счет традиционных индустриальных производств, ориентированных на старые рынки и старые стандартизированные продукты. Роль инновационного сектора в развитии смоленского хозяйства в последние пять–шесть лет была очень мала. Наращивать далее производство без коренного обновления основных фондов и технологической модернизации будет чрезвычайно трудно
Трудовые ресурсы
Смоленская область относится к числу демографически неблагополучных регионов Центральной России. По прогнозным разработкам, численность населения нашего региона в перспективе будет снижаться. Демографический прогноз свидетельствует о 25% сокращении населения к 2025 году. При этом произойдет сдвиг в сторону повышения числа людей в возрасте выше 35 лет.
Старение населения приведет к выбытию трудовых ресурсов и росту бюджетной нагрузки по содержанию и обслуживанию пожилого населения и пенсионеров.
Сокращение населения и миграционный отток уже создали дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на региональном рынке труда. В частности, плотность населения во многих сельских районах области достигла пороговых значений, при которых считается проблематичным ведение на данных территориях высокопроизводительного сельскохозяйственного производства существующими технологиями. Аналогичные кадровые ограничения действуют и для реализации новых проектов в промышленности.
Дефицит квалифицированных кадров в среднесрочной перспективе будет нарастать и вести к удорожанию рабочей силы. Численность безработных, которые могли бы также быть задействованы в экономике, в Смоленской области невелика.. Возможности «деревни» по снабжению города рабочими руками также не безграничны. Очевидно, что кадровый дефицит будет приводить к обострению конкуренции на рынке труда за рабочие руки не только между регионами и территориями внутри области, но и между отраслями и предприятиями.
Основные сценарии экономического развития региона.
Разработчики стратегии рассматривают три сценария развития экономики Смоленской области:
Усиление эксплуатации доступных ресурсов. К имеющимся «старым» доступным ресурсам можно отнести основные фонды и технологические возможности традиционной индустрии, запасы минерального сырья области, свободные территории, примыкающие к Московской агломерации и транспортному коридору «Москва — Минск», а также относительно дешевую рабочую силу. Небольшая часть традиционных производств Смоленской области – электроэнергетика, добыча (выращивание) и первичная переработка сырья: кирпич, цемент, ДСП, молоко, - имеет потенциал роста в средне- и долгосрочной перспективе даже при сохранении существующих технологий. Однако старые производства и старые проекты, а именно они владеют наличными ресурсами, не смогут создавать высокую добавочную стоимость. Общий вывод – при таком сценарии развития темпы роста будут весьма невелики.
Кроме того, будут нарастать противоречие между необходимостью обеспечить предприятия области дешевой рабочей силой и высокой конкуренцией на рынке труда. Эти два разнонаправленных тренда уже создают проблемы, а в долгосрочной перспективе могут создавать кризисную ситуацию.
Модернизация растущих отраслей. Повысить производительность экономики можно только путем существенных инвестиций в обновление производственных технологий, изменение системы корпоративного управления, в технологии продвижения товара. Быстрый технологический рост может быть обеспечен импортом конкурентоспособных технологий и снятием инфраструктурных ограничений.
Добиваясь своей конкурентоспособности на открытом рынке, часть действующих смоленских предприятий способна в ближайшие годы осуществить крупномасштабную модернизацию корпоративного управления и своей торговой политики, в том числе осуществить технологическую модернизацию, приобретя конкурентоспособные технологии.
«Ядром конкурентоспособности» при реализации сценария модернизации растущих отраслей могут стать традиционные отрасли и производства, а также новые формы территориальной организации производства — территориально-производственные кластеры. К основным отраслям, способным осуществить модернизацию, относятся энергетика, алмазообработка, машиностроение и электротехника, пищевая промышленность.
Аутсорсинг. Основной движущей силой данного процесса будут в первую очередь инвесторы-нерезиденты, приходящие в Смоленскую область с отработанными технологиями. Причем не только производственными, но и управленческими, финансовыми торговыми, с уже зафиксированными рыночными позициями (брэндами, контрактной базой и пр.). В качестве инвесторов способны выступить как транснациональные корпорации, так и столичные компании. Для первых – это способ закрепиться на внутреннем российском рынке в расчете на масштабный рост его объемов. Для вторых – возможность добиться повышения конкурентоспособности за счет более дешевой стоимости ресурсов (земли, рабочей силы). В области нет крупного инновационного задела (мала доля регистрируемых заявок на полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки) и нет крупных компаний, которые обладают избытком ликвидности, поэтому основными игроками при реализации данного сценария будут компании-нерезиденты.
Каким же мы пойдем путем
Целевой сценарий развития области подразумевает инвестиционный рост за счет модернизации базовых конкурентоспособных отраслей региона, работающих на растущих рынках, и за счет размещения российскими и европейскими компаниями новых производственных мощностей. Стратегическим приоритетом будет поддержка развития потенциальных кластеров: машиностроительного – на основе предприятий транспортного машиностроения и на основе предприятий энергетического машиностроения; приборостроения и электротехники – конкурентоспособные предприятия в сфере аналитического приборостроения и электротехники; производства стройматериалов — корень кластера составляют существующие и потенциальные производители цемента, кирпича. ЖБИ, фаянса, деревообработки; пищевой промышленности – на базе предприятий переработки продукции мясомолочного животноводства. Кроме того, считается необходимым принять меры к диверсификации экономики области, включающий в себя развитие туристско-рекреационного потенциала
Необходимо также повысить конкурентоспособность сельского хозяйства и пищевой промышленности области, которое должно пойти по двум направлениям: привлечение внешних агентов развития (например, агрохолдингов) и укрупнение и развитие кластера местных предприятий.
В стратегии социально-экономического развития Смоленской области делается вывод, что при реализации активного сценария, основанного на привлечении инвестиций, в среднесрочной перспективе темп роста ВРП составит 6-7%, а среднедушевых доходов 16-18%. В дальнейшем рост ВРП стабилизируется на уровне 4-5%, а среднедушевых доходов составит 10-12% Реализация Стратегии позволит увеличить объем ВРП к 2020 году по сравнению с 2005 годом в 2,5раза, а уровень среднедушевого дохода в среднем в 4,5 раза.
Оценки разработанной стратегии
Очевидно, что выступавшие в ходе депутатских слушаний представители областной Администрации говорили о важности и нужности этого документа. И в принципе, с этим никто не спорит. Споры были о том, насколько глубоко и качественно была проведена работа по созданию этой стратегии и насколько объективно она отражает текущее положение дел и ближайшие перспективы. А вот по поводу этого у присутствующих возникли серьезные сомнения. Первым с достаточно резкой критикой представленной стратегии выступил генеральный директор ОАО «Смоленскэнерго» Михаил Хвостанцев: «Мне кажется, что в этом документе сейчас недостаточно освещены основные проблемы, которые имеются в области. Если не понимая состояния, в котором мы находимся, сделать прогноз, разработать стратегию, то будут ошибки. Думаю, что методология разработки такого сверхважного документа должна быть научной и адекватной. Метод сбора информации «пришли на собрание и поговорили» я не приемлю. Есть определенные стандарты проведения опросов. Только при соблюдении этих стандартов можно говорить о достоверности результатов. К примеру, я возглавляю сразу несколько организаций (в т.ч. и общественных): ОАО «Смоленскэнерго», комиссию по координации деятельности всех компаний, возникших в ходе реформирования энергетики области (более 10 компаний), смоленский деловой клуб, союз научно-инженерных обществ. Так вот, никто ни разу по поводу стратегии развития области ко мне не обращался. Если учесть, что энергетика всегда является опережающей отраслью экономики, определяющей все остальное, то получается, что разработан пустой документ. Не даром сделана ошибка в определении инвестиционной программы развития энергетики по России как минимум в 3 раза. А может быть, в 30 раз. При такой ошибке выводы я считаю недостоверными.
Для программы хотелось бы иметь научный опрос и в первую очередь – населения. Т.е. что хочет иметь наше население? Что думает бизнес-сообщество? Что думает депутатский корпус? Этого мы не знаем. И в стратегии это мнение не учтено.
Что касается проблемных вопросов, то ни для кого не секрет, что наша область инфраструктурная. Все инфраструктурные отрасли, которые представлены в смоленском регионе (энергетика, транспорт, связь) – это серьезные крупные компании, как правило, межрегиональные. И каждая из этих компаний имеет свою стратегию развития. Это нельзя не учитывать. Мы, ведь, свою стратегию собираемся реализовывать не в чистом поле, а среди этих крупных компаний, у которых свои планы. Свою стратегию «Смоленскэнерго» конечно предоставит разработчику, но сразу отмечу, что планы у нас совсем другие, нежели в представленном на рассмотрении документе. К примеру, для того, чтобы нам поддержать энергетику Смоленской области в инвестиционно-привлекательном состоянии, нам минимально нужно полтора миллиарда руб. в год. Сейчас мы имеем по всем источникам около 600 млн. руб. Источники финансирования – до сих пор нерешенный вопрос. И я боюсь, что его внутри области решить нельзя.
А если не делать этих капиталовложений – то мы потеряем энергетику как инвестиционно-привлекательную структуру. И первые симптомы этого есть – четвертый год в области не растет энергопотребление.
Думаю, аналогичные проблемы есть у дорожников, у трубопроводного транспорта. Отсутствие анализа этих проблем в таком серьезном документе, каким является стратегия экономического развития, недопустимо. Надо ситуацию не ретушировать, не лакировать…
Возможные направления развития также охвачены недостаточно полно. К притмеру, есть целая группа бизнеса, которая считает Смоленскую область крайне привлекательной в части биотехнологий. По объему выращиваемой биомассы это одно из лучших мест в мире. Переработка этой биомассы – очень интересный и перспективный вид деятельности. Но в стратегии ничего этого нет»
Михаил Аркадьевич пообещал, что все свои замечания и предложения он изложит в письменном виде и выразил надежду, что, несмотря на то, что для доработки документа времени осталось очень мало, эти замечания и предложения будут учтены при подготовке окончательного варианта стратегии.
Честно говоря, отсутствие анализа энергетики региона в стратегии его развития весьма удивительно. Ведь согласно требованиям к стратегии, разработанным министерством регионального развития, в Стратегии рекомендуется отражать разработку энергетического баланса субъекта Российской Федерации в рамках выбранного сценария, включающей в себя определение прогнозных объемов, структуры и территориального распределения потребления электрической и тепловой энергии, региональных инновационных, технических, экономических и экологических приоритетов в электроэнергетике. Получается, что разработанная стратегия не вполне соответствует министерским рекомендациям. Вызывает также удивление отсутствие анализа положения дел в сельском хозяйстве, которое сейчас создает 12% валового регионального продукта. А вот перспективы обозначены. Странно…
С критикой рассматриваемого документа выступила также представитель банковских структур (увы, она не представилась): «Все время, что я здесь нахожусь, меня не покидает ощущение, что стратегия нужна «для галочки». Мы ее выразили, мы ее обсудили, у нас принята стратегия, ура, мы счастливы.
В этой стратегии прописаны очевидные вещи, которые мы знаем уже как минимум несколько лет. Мы пять лет уже обсуждает строительство диагностического центра. Совсем недавно я была на Смоленской АЭС, где обсуждался вопрос строительства второй очереди. Главная проблема, из-за которой вторая очередь скорее всего не будет построена, это отсутствие трудовых ресурсов в Смоленской области. Ведь для ее строительства нужно по меньшей мере 50 тыс. человек. Литейно-прокатный завод в Ярцево - уже сейчас проблема с трудовыми ресурсами. Для обеспечения рабочей силой смоленским предприятия нужна трудовая миграция. Для ее обеспечения необходимо жилищное строительство. Однако Смоленская область практически не участвует в национальном проекте «Доступное жилье». Деньги в области есть. Наш филиал банка был вынужден направить в Брянскую область на финансирование программы «Доступное жилье» 680 млн. руб., потому что в Смоленской области эти деньги не востребованы.
Поэтому у меня есть предложение обсудить ее более профессионально и трансформировать ее в некую более реальную стратегию. Наверное, наступило время действовать, чтобы те вещи, о которых мы давно знаем и говорим, начали претворяться в жизнь».
В результате проводившему слушания Ивану Кучеру, председателю комитета Смоленской областной Думы по бюджету, налогам и финансам, осталось лишь подытожить: «Высказанные замечания будут учтены при дальнейшем совершенствовании рассмотренной сегодня стратегии. Тот факт, что появился этот документ, не говорит о том, что больше над этим никто работать не будет. Стратегия будет совершенствоваться изо дня в день. Поэтому мы и проводим слушания, чтобы обозначить направления дальнейшей работы. А далее – будем совершенствовать, дополнять, объединять для того, чтобы все-таки выработать кукую-то позицию, стратегию реализации улучшения жизни людей на Смоленщине». В общем, все как всегда: сначала примем, а потом будем думать. Видимо, сроки поджимают – уже 30 августа на заседании Правительства будут заслушаны представители Смоленской области по вопросу стратегии социально-экономического развития. Очень бы не хотелось, чтобы стратегия развития нашего региона в очередной раз осталась незавершенной.
Сергей Амелин
«Смоленская газета»[/quote]
«Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты»
- Румата
- Строг, но справедлив
- Сообщения: 5312
- Зарегистрирован: 22 янв 2008, 17:48
- Откуда: ХХV-й округ
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
ты же не хочешь сказать, что получение прибыли от осуществления деятельности не является целью коммерческого предприятия и ОАО в частности? Я тебе еще раз повторю - читаем ГК. Коммерческая деятельность характеризуется направленностью на систематическое получение прибыли от продажи товаров, оказания услуг, выполнения работы и т.д. насколько я помню как то так!Летнаб писал(а):Цитата(Летнаб @ 9.4.2009, 0:07) А вот фигушки и тебе! Для ОАО главное каптализация, а для ИП - текущая прибыль. Ибо первое поделено на доли, цена которых и выражается капитализацией, а вторые - нет и для владельца прибыль ИП=личный располагаемый доход! :p .
- Семен Кузьмич
- Сообщения: 8221
- Зарегистрирован: 23 дек 2007, 13:28
- Откуда: дальний кордон
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Румата, я что-то не понял про закон. Я за закон! Хоть 131, хоть 539874. Закон есть закон. Но оставаясь в рамках закона, можно имитировать бурную деятельность, а можно реально модернизировать городскую жизнь по некой модели. Я предлагаю модель европейскую, как наиболее подходящую Смоленску по всей его тысячелетней истории.
- Семен Кузьмич
- Сообщения: 8221
- Зарегистрирован: 23 дек 2007, 13:28
- Откуда: дальний кордон
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
- Семен Кузьмич
- Сообщения: 8221
- Зарегистрирован: 23 дек 2007, 13:28
- Откуда: дальний кордон
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Ну, вот! Опять 25! Вначале переживали монголо-татарское иго. Потом поляков, французов, немцев. А теперь еще и выборы в горсовет!!! Это уже просто бедлам какой-то. Ладно монголо-татары, но выборы в горсовет - это черт знает, что такое! Попрошу это заявление занести в протокол нашего собрания. :rolleyes:Aml писал(а):Цитата(Aml @ 9.4.2009, 0:26) Семен Кузьмич, сейчас у города стратегическая задача - пережить кризис и выборы в горсовет. :)
- Семен Кузьмич
- Сообщения: 8221
- Зарегистрирован: 23 дек 2007, 13:28
- Откуда: дальний кордон
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
- Румата
- Строг, но справедлив
- Сообщения: 5312
- Зарегистрирован: 22 янв 2008, 17:48
- Откуда: ХХV-й округ
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Все руки не печатают, тексты набранные пропадают, все против меня, в общем я спать.
Летнаб, повторюсь ихсодя из определения предпринимательской деятельности содеражащейся в ГК РФ цели у АО и ИП одни и те же: систематическое получение прибыли. То что ты мне хочешь сказать я прекрасно понимаю, просто пытаюсь не дать дискуссии, имеющей целью породить истину, а не убить ее, уйти в сторону.
Еще раз предлагаю - возьмите французский городок со сходными ТТХ со Смоленском и киньте кальку с него на Смоленск. Вот где простор для аналитики, конструктивной критики и обсуждений. Не надо кричать: "Смоленск - европейский город". Это популизм. Давайте, реализуйте предлагаемое на схеме на просторах форума. Мы подмогем
))))
Заметьте: не я это предложил (с) к/ф Покровские ворота.
Летнаб, повторюсь ихсодя из определения предпринимательской деятельности содеражащейся в ГК РФ цели у АО и ИП одни и те же: систематическое получение прибыли. То что ты мне хочешь сказать я прекрасно понимаю, просто пытаюсь не дать дискуссии, имеющей целью породить истину, а не убить ее, уйти в сторону.
Еще раз предлагаю - возьмите французский городок со сходными ТТХ со Смоленском и киньте кальку с него на Смоленск. Вот где простор для аналитики, конструктивной критики и обсуждений. Не надо кричать: "Смоленск - европейский город". Это популизм. Давайте, реализуйте предлагаемое на схеме на просторах форума. Мы подмогем

Заметьте: не я это предложил (с) к/ф Покровские ворота.
- Lazy
- Сообщения: 3669
- Зарегистрирован: 27 июл 2005, 16:06
- Настоящее имя: Михаил
- Откуда: www.lowcost-travel.ru
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
- winzard
- Против жуликов и воров
- Сообщения: 32828
- Зарегистрирован: 25 апр 2004, 16:55
- Настоящее имя: Максим Васенков
- Откуда: пер. Юннатов
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Летнаб потрясает меня все больше и больше. Вот бы кому я доверил рулить каким-нибудь мощным ОАО.
Что касается целей. Даю наводящие: у города целей быть не может. Город - это неодушевленная абстракция, имеющая некую конкретную географическую привязку. У жителей этой абстракции единой цели тоже быть не может, если это не секта, конечно.
Итого я предлагаю плясать с целями от себя любимого, т.е. от каждого конкретного смолянина. Затем нужно объединить цели, win-win. Этаким макаром мы доберемся до метацели (хотя наверное меГацели). Потом конкретизировать параметры цели и устроить мозговой штурм по методам достижения.
Чего бы хотел я. Мое основное стремление - стремление к комфорту (вот, кстати, это к вопросу о том, все ли хотят европейский город. Ведь у некоторых основное стремление - не к комфорту, а к какому-нибудь самопожертвованию, али саморазвитию). Для комфорта мне нужно, чтобы было как можно меньше раздражающих факторов и как можно больше - мнээээ... противоположных, радующих.
А раздражает меня многое. Состояние дорог раздражает физически. Пыль тоже. Мусор тоже. То, что фонари светят днем, а ночью не светят - тоже раздражает. В общем, картину желаемого будущего можно описать подробненько. Думаю, у многих она будет совпадать, но у некоторых, конечно, будет отличаться (вот наверняка же кому-то радио "Слава" нравится, правда?). В общем, нужно нарисовать картинку города-мечты. А потом проанализировать, что нужно для реализации сделать, какие для этого потребуются ресурсы, какие есть подводные камни и т.п.
Что касается целей. Даю наводящие: у города целей быть не может. Город - это неодушевленная абстракция, имеющая некую конкретную географическую привязку. У жителей этой абстракции единой цели тоже быть не может, если это не секта, конечно.
Итого я предлагаю плясать с целями от себя любимого, т.е. от каждого конкретного смолянина. Затем нужно объединить цели, win-win. Этаким макаром мы доберемся до метацели (хотя наверное меГацели). Потом конкретизировать параметры цели и устроить мозговой штурм по методам достижения.
Чего бы хотел я. Мое основное стремление - стремление к комфорту (вот, кстати, это к вопросу о том, все ли хотят европейский город. Ведь у некоторых основное стремление - не к комфорту, а к какому-нибудь самопожертвованию, али саморазвитию). Для комфорта мне нужно, чтобы было как можно меньше раздражающих факторов и как можно больше - мнээээ... противоположных, радующих.
А раздражает меня многое. Состояние дорог раздражает физически. Пыль тоже. Мусор тоже. То, что фонари светят днем, а ночью не светят - тоже раздражает. В общем, картину желаемого будущего можно описать подробненько. Думаю, у многих она будет совпадать, но у некоторых, конечно, будет отличаться (вот наверняка же кому-то радио "Слава" нравится, правда?). В общем, нужно нарисовать картинку города-мечты. А потом проанализировать, что нужно для реализации сделать, какие для этого потребуются ресурсы, какие есть подводные камни и т.п.
- Семен Кузьмич
- Сообщения: 8221
- Зарегистрирован: 23 дек 2007, 13:28
- Откуда: дальний кордон
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Поддерживаю стремление Винзарда к комфорту. И я того же мнения и устремления. Хочу комфорта! И кто ж его не хочет?! А если и найдутся такие, то есть у нас леса, поля и долы, где комфорта не наблюдается, а мест для духовного подвига - завались!
Понятие "европейский город" как раз и подразумевает высокий уровень культуры и цивилизованности городской среды. Но при этом нужно помнить мудрость спартанцев. Когда их спросили, почему вокруг городов Спарты нет крепостных стен, они сказали: "Город - это не стены. Город - это люди". То есть европейским город делают люди высокой европейской культуры. Прежде культура, а цивилизованность уже потом.
Еще одна байка эпохи перестройки: Что будет, если все, что есть в Швеции (города, машины, дороги и проч.), перенести в какую-нибудь схожую по размеру африканскую страну? Ответ: через 10 лет шведы снова все у себя построят, а неразвитая африканская страна так и останется неразвитой.
Так что наша стратегическая цель "Смоленск - европейский город" направлена не только на внешнюю среду, но прежде всего на внутренний мир горожан. Европейский город может быть только там, где живут европейцы!
Понятие "европейский город" как раз и подразумевает высокий уровень культуры и цивилизованности городской среды. Но при этом нужно помнить мудрость спартанцев. Когда их спросили, почему вокруг городов Спарты нет крепостных стен, они сказали: "Город - это не стены. Город - это люди". То есть европейским город делают люди высокой европейской культуры. Прежде культура, а цивилизованность уже потом.
Еще одна байка эпохи перестройки: Что будет, если все, что есть в Швеции (города, машины, дороги и проч.), перенести в какую-нибудь схожую по размеру африканскую страну? Ответ: через 10 лет шведы снова все у себя построят, а неразвитая африканская страна так и останется неразвитой.
Так что наша стратегическая цель "Смоленск - европейский город" направлена не только на внешнюю среду, но прежде всего на внутренний мир горожан. Европейский город может быть только там, где живут европейцы!
- Семен Кузьмич
- Сообщения: 8221
- Зарегистрирован: 23 дек 2007, 13:28
- Откуда: дальний кордон
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Летнаб, мне, все-таки, ближе позиция Винзарда. Стратегичекая цель должны иметь человеческое измерение. На мой взгляд, цель очевидна - город должен быть максимально комфортным для проживания горожан. А какую еще общественно значимую цель можно предложить?!
После того, как мы определимся с целью, настанет черед собственно самой стратегии, то есть тех способов и средств, с помощью которых цель может быть достигнута.
"Смоленск - западные ворота России", "Смоленск - лидер туристического бизнеса России", "Смоленск - центр нанотехнологий" - это не цели, а средства к достижению целей. Не путай цель и средства!
После того, как мы определимся с целью, настанет черед собственно самой стратегии, то есть тех способов и средств, с помощью которых цель может быть достигнута.
"Смоленск - западные ворота России", "Смоленск - лидер туристического бизнеса России", "Смоленск - центр нанотехнологий" - это не цели, а средства к достижению целей. Не путай цель и средства!
Последний раз редактировалось Семен Кузьмич 09 апр 2009, 07:30, всего редактировалось 1 раз.
Имхо, участники дискуссии говорят о разных понятиях: часть рассматривает создание концепции развития как результат планирования (есть "светлое будущее", от которого строится мостик к настоящему), а часть - как результат прогнозирования (от имеющегося к возможному при действующих ограничениях). Какой подход более правильный - не знаю, но очевидно что и концепции при этих подходах получатся разные...
- Семен Кузьмич
- Сообщения: 8221
- Зарегистрирован: 23 дек 2007, 13:28
- Откуда: дальний кордон
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация:
Пресс-служба, мы же, вроде как, не запрещаем городской администрации и горсовету вырабатывать свои концепции развития города. Пусть предлагают, мы обсудим и их. А пока их нет, можно и нужно предложить какие-то наработки, идеи. Это важно и полезно. Пусть будут разные подходы и разные концепции. Это хорошо. Есть возможность для сравнения и конкуренции.
Последний раз редактировалось Семен Кузьмич 09 апр 2009, 09:29, всего редактировалось 1 раз.
- Семен Кузьмич
- Сообщения: 8221
- Зарегистрирован: 23 дек 2007, 13:28
- Откуда: дальний кордон
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 0
- Контактная информация: