Думаю, родителям старшего дошкольного и младшего школьного возраста будет интересно.
Текст полностью тут - http://tehhi-karamir.livejournal.com/24 ... ine#cutid1
"В садах и школах сейчас стало модно иметь психолога и я была бы только за, если б не существенное «но» - методология работы и квалификация специалистов. Очень часто встречаются специалисты, которые выучили психологию как букварь и так и работают – вижу «А» - значит это А.
Как в массовых школах и садах проходят проективные тесты? Зачастую преподаватель (даже не всегда сам психолог) дает всей группе, одновременно, задание, ребята рисуют, потом рисунки подписывают (по фамилиям и если надо делают пометки где какой член семьи изображен) и сдают психологу на интерпретацию, тот пишет заключения и подшивает к делу.
Дети рисуют как кино показывают, рисунки малышей практически бесполезно интерпретировать после того как они уже нарисованы. Надо смотреть как это ребенок делает и что говорит при этом, как комментирует. И комментарии важны именно те, что в процессе рисования. Показав малышу (3-4-5 лет) нарисованную им картинку и спросив «что тут?» мы скорее всего услышим другой рассказ. Потому что когда ребенок смотрит на то, что нарисовал он видит не то, что задумывал в процессе, а что-то новое, как бы чужую картинку (ведь то что получилось сильно отличается от того, что было в воображении) и то, что он рассказывает может быть его интерпретацией увиденного.
У проведения индивидуальных проективных методик в группе есть ещё один минус. Мало того что специалист не может проследить за каждым испытуемым в отдельности, так к тому же они, испытуемые, влияют друг на друга. Дети обычно не рисуют молча, они что-то проговаривают. Услышав у соседа какое-то слово ребенок, сам того не замечая может внести этот образ в свое творение. И это не будет иметь никакого отношения и интерпретационным схемам. Но психолог, который выучил «букварь» этого не знает.
Знали бы вы, как часто ко мне обращаются мамы, которым в саду или школе психологи наинтерпретировали таких ужасов! Специалист «поставил диагноз», ребенка срочно надо спасать, вот они и обращаются к «платному» психологу за помощью. Потом мне приходится доказывать бедным растревоженным мамам, что их ребенок здоров.
Была у меня одна мама, которой детсадовский психолог по технике «Дом, дерево, человек» с полной уверенностью поставила сексуальное насилие в анамнезе 5-ти летней дочки. Тест был проведен после летних каникул, когда девочка была с бабушками на даче, где якобы, по интерпритации психолога. её кто-то изнасиловал. Мамы там не было, от бабушек толком ничего не узнаешь, а психолог так гладко и убедительно доказала что у ребенка страшная травма... В итоге оказывать психологическую помощь пришлось не ребенку, а маме, которая пока искала нормального специалиста, к которому отвести дочку с такой серьезной проблемой, заработала невроз на почве переживаний всей этой ситуации.
Милые мамы, если психолог в вашем учебном заведении интерпретирует работы вашего ребенка и рассказывает вам что-то удивительное и страшное, прежде чем переживать спросите как проходило тестирование, хотя бы было ли оно в общей группе или индивидуально. Если индивидуальную методику проводят в группе – результаты смело можно спускать в унитаз. Если интерпретация проводится без ребенка, только по материалу – эти результаты можно спускать туда же."