Об ошибках интерпретации рисуночного теста.

Взгляд на мир женскими глазами
Аватара пользователя
yaratam
По ту сторону монитора
Сообщения: 3756
Зарегистрирован: 27 сен 2004, 16:48
Настоящее имя: Лена
Откуда: Рыленкова
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0
Контактная информация:

Об ошибках интерпретации рисуночного теста.

Сообщение yaratam »

Прочитала интересную статью о рисуночных тестах, такие я помню нас не единожды просили рисовать в школе.
Думаю, родителям старшего дошкольного и младшего школьного возраста будет интересно.

Текст полностью тут - http://tehhi-karamir.livejournal.com/24 ... ine#cutid1

"В садах и школах сейчас стало модно иметь психолога и я была бы только за, если б не существенное «но» - методология работы и квалификация специалистов. Очень часто встречаются специалисты, которые выучили психологию как букварь и так и работают – вижу «А» - значит это А.
Как в массовых школах и садах проходят проективные тесты? Зачастую преподаватель (даже не всегда сам психолог) дает всей группе, одновременно, задание, ребята рисуют, потом рисунки подписывают (по фамилиям и если надо делают пометки где какой член семьи изображен) и сдают психологу на интерпретацию, тот пишет заключения и подшивает к делу.

Изображение

Дети рисуют как кино показывают, рисунки малышей практически бесполезно интерпретировать после того как они уже нарисованы. Надо смотреть как это ребенок делает и что говорит при этом, как комментирует. И комментарии важны именно те, что в процессе рисования. Показав малышу (3-4-5 лет) нарисованную им картинку и спросив «что тут?» мы скорее всего услышим другой рассказ. Потому что когда ребенок смотрит на то, что нарисовал он видит не то, что задумывал в процессе, а что-то новое, как бы чужую картинку (ведь то что получилось сильно отличается от того, что было в воображении) и то, что он рассказывает может быть его интерпретацией увиденного.

У проведения индивидуальных проективных методик в группе есть ещё один минус. Мало того что специалист не может проследить за каждым испытуемым в отдельности, так к тому же они, испытуемые, влияют друг на друга. Дети обычно не рисуют молча, они что-то проговаривают. Услышав у соседа какое-то слово ребенок, сам того не замечая может внести этот образ в свое творение. И это не будет иметь никакого отношения и интерпретационным схемам. Но психолог, который выучил «букварь» этого не знает.

Знали бы вы, как часто ко мне обращаются мамы, которым в саду или школе психологи наинтерпретировали таких ужасов! Специалист «поставил диагноз», ребенка срочно надо спасать, вот они и обращаются к «платному» психологу за помощью. Потом мне приходится доказывать бедным растревоженным мамам, что их ребенок здоров.
Была у меня одна мама, которой детсадовский психолог по технике «Дом, дерево, человек» с полной уверенностью поставила сексуальное насилие в анамнезе 5-ти летней дочки. Тест был проведен после летних каникул, когда девочка была с бабушками на даче, где якобы, по интерпритации психолога. её кто-то изнасиловал. Мамы там не было, от бабушек толком ничего не узнаешь, а психолог так гладко и убедительно доказала что у ребенка страшная травма... В итоге оказывать психологическую помощь пришлось не ребенку, а маме, которая пока искала нормального специалиста, к которому отвести дочку с такой серьезной проблемой, заработала невроз на почве переживаний всей этой ситуации.

Милые мамы, если психолог в вашем учебном заведении интерпретирует работы вашего ребенка и рассказывает вам что-то удивительное и страшное, прежде чем переживать спросите как проходило тестирование, хотя бы было ли оно в общей группе или индивидуально. Если индивидуальную методику проводят в группе – результаты смело можно спускать в унитаз. Если интерпретация проводится без ребенка, только по материалу – эти результаты можно спускать туда же."
Аватара пользователя
Марина Новикова
Сообщения: 598
Зарегистрирован: 30 июл 2010, 20:59
Откуда: Смоленск
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

Re: Об ошибках интерпретации рисуночного теста.

Сообщение Марина Новикова »

Проективные тесты не ориентированы на оценку и в этом смысле не могут считаться стандартизованными ( как, например тест депрессии Бэка- см. тему). Ответы испытуемых не оцениваются как правильные или неправильные, а показатели — как высокие или низкие. Тесты направлены на иное: они выявляют качественные особенности личности, не оцениваемые по каким-либо критериям. Мне приходится иногда участвовать в судебных процессах в связи с сексуальным насилием, причинённым маленьким детям, с которыми я работаю, как психотерапевт. Иногда рисунки проективного характера - единственное, на основании чего я могу начать работать и лечить. В официальной практике эти тесты используются мной как способ взаимодействия с ребёнком и его основной проблемной темой. Материалом для такой работы являются куклы, деревянные и мягкие фигурки, песочные картины, сочинённые детьми истории,пуговицы и многое другое. Для того, чтобы разглядеть ребёнка в его неповторимости, мне нужно знать, что ИМЕННО ему интересно из этих форм работы, играть с ним в это. Я часто прошу родителей внимательно наблюдать за работой малышей, потом мы вместе обсуждаем увиденное, чувства и впечатления от проективной работы- это очень большая часть в терапии. Какие здесь могут быть ошибки? На мой взгляд, самая главная- не увидеть за стандартной интерпретацией ребёнка. Вчера выступала свидетелем на суде по делу своего пациента, маленького мальчика, родители которого в разводе и "делят" ребёнка. Адвокат одного из супругов попросил меня буквально описать, вижу ли я в рисунках семьи негативное отношение родителя к мальчику. Я ответила, что и в этом и других рисунках, я всегда вижу ребёнка, а не оценку правильно или неправильно его воспитывают. То, каким мы воспринимаем этот мир является нашей проекцией на него, именно она, эта проекция и используется в данных видах заданий :hi:
Аватара пользователя
yaratam
По ту сторону монитора
Сообщения: 3756
Зарегистрирован: 27 сен 2004, 16:48
Настоящее имя: Лена
Откуда: Рыленкова
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0
Контактная информация:

Re: Об ошибках интерпретации рисуночного теста.

Сообщение yaratam »

Т.е. всё верно вы работаете вместе с ребёнком, видите как он рисует/играет, а не анализируете принесенные рисунки.
В статье же речь о ситуации с тестированием в детсадах/школах.

Я изначально опустила в цитате абзацы с анализом автора рисунка своей дочери (рисунок в первом посте)

Если таким вот образом проанализировать рисунок Ириски получится вот что:
В центре – ребенок, это хорошо, правильно: Я-центрированная картина мира свойственна нормально развивающимся детям. Ребенок твердо стоит на «объемных» ногах, имеет опору – значит уверен в себе, стабилен. Есть все части тела – значит нет специфических проблем. Но на этом все хорошее заканчивается и начинается самое интересное =))
Нет глаз, рта, на лице только нос – нарушенная идентичность, самовосприятие. Тело все густо истыкано, рисуя ребенок наносил удары фломастером в тело ребенка – аутоагрессия. Аутоагрессия это всегда серьезные психологические проблемы, психотравмы в подавляющем большинстве из-за проблем в семье – ребенка бьют, унижают.
Фигура ребенка окружена несколькими окружностями – защитные барьеры, ребенок чувствует себя уязвимым, не защищенным, на картинке окружает себя даже не одним-двумя, а многими барьерами-защитами.
Фигуры родителей маленькие, разрозненные (не вместе с ребенком и даже не вместе друг с другом), подвешены в пространстве без опор или хотя бы вертикальной ориентации. Папа (синенький) «летит» в абстрактной позе, нарисован схематично – принимает несущественное участие в жизни ребенка, фигура скорее номинальная. Отделен от семьи двумя барьерами своим (синим) и маминым (красным).
Мама более конкретно прорисована, стоит на ногах, но так же отделена и от ребенка и от папы, окружена барьерами.
Вывод – отношения в семье нарушены, родители общаются между собой плохо, живут обособленно друг от друга, принимают мало участия в жизни ребенка. Ребенок чувствует себя незащищенным, нарушено самовосприятие, значительный уровень аутоагрессии, вероятно в семье к ребенку применяется насилие физическое или моральное.
На основе этого можно дать рекомендации провести беседу с родителями и предложить педагогам ряд мер по реабилитации бедной чадушки, восстановлению её самооценки, а то и составить рапорт для ЮЮ за ненадлежащее обращение с ребенком.

А потом приходишь в садик и думаешь – а чего это воспитательница на тебя так странно косится?? =)))

На самом деле Ириска рисовала себя на море, вот откуда синие круги – это волны. А тело истыкано - это «я на песочке лежу-лежу». Папа абстрактно где-то далеко маленький – дык он, и есть далеко, в Питере. Ребенок скучает, по этому после того как нарисовала себя вспомнила про папу и нарисовала его тоже, но далеко и маленького потому, что так оно и есть (к тому же места на листочке уже мало осталось =)). Круг вокруг него – это домик, он там в домике живет. Потом она сказала, что папе там одному грустно, мы все тут, а он там, и послала папе маму – в соседнюю комнатку пририсовала. Нормальный ребенок, рассказал нормальную историю сегодняшнего дня и свои чувства. И пока она рисовала все что делает вслух комментировала, а я слушала, по этому я и знаю что тут на самом деле есть, а чего и в помине нет. Для этого не обязательно психологом быть, достаточно просто иметь уши =)).
Аватара пользователя
В.А.
Сообщения: 23356
Зарегистрирован: 04 мар 2008, 09:29
Настоящее имя: Ольга
Откуда: Санаторий Сатаны
Благодарил (а): 331 раз
Поблагодарили: 271 раз

Re: Об ошибках интерпретации рисуночного теста.

Сообщение В.А. »

Обожаю рассматривать детские рисунки!
В саду их вывешивают на доску "почёта", и любой желающий может полюбоваться.
Сделала одно наблюдение: в рисунках детей из неполных семей чувствуется какая-то напряжённость, в целом кажется, что они рисуют хуже. :mellow:
Ответить Пред. темаСлед. тема