ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 217 и 224 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), увеличив ставку НДФЛ, установленную пунктом 1 статьи 224 Кодекса, с 13 до 16 процентов и освободив от налогообложения доходы, в отношении которых указанная ставка предусмотрена, в части, не превышающей минимальный размер оплаты труда ежемесячно. Кроме того, предлагается дополнить статью 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», установив применение минимального размера оплаты труда для целей налогового регулирования.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» с 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, при этом в разные годы указанного периода существовало от трех до шести диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 60 процентов. С 1 января 2001 года по настоящее время для налогообложения большинства видов доходов физических лиц Кодексом установлена единая ставка в размере 13 процентов.
Между тем, в Российской Федерации весьма высока дифференциация в доходах различных групп населения. По данными Росстата средний уровень денежных доходов 10 процентов населения с самыми высокими доходами превышает средний уровень денежных доходов 10 процентов населения с самыми низкими доходами более чем в 16 раз. Свыше 70 процентов населения Российской Федерации имеет среднедушевой ежемесячный доход ниже номинально начисленной среднемесячной заработной платы по стране. При этом численность граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума на 2014 год составила 11 процентов к общей численности населения. В 2015 году (в соответствии с уточненным прогнозом Минэкономразвития России) количество бедных в стране может возрасти до 12,4 процентов.
Введение прогрессивной шкалы налогообложения, направленной на выравнивание доходов граждан, могло бы обеспечить уменьшение рисков, связанных с социальной напряженностью между группами с высоким и низким материальным достатком. Однако практика применения в Российской Федерации такого порядка подоходного налогообложения физических лиц дает основание полагать, что возврат прогрессивной шкалы в Кодекс может привести к уклонению от уплаты налога и снижению поступлений в бюджет. Кроме того, единая ставка налогообложения значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Учитывая изложенное, представляется оправданным применение повышенной ставки налога на доходы физических лиц, устанавливаемой пунктом 1 статьи 224 Кодекса, с 13 до 16 процентов в сочетании с освобождением от налогообложения доходов, в отношении которых указанная ставка предусмотрена, в части, не превышающей за каждый месяц налогового периода минимальный размер оплаты труда. Что позволит существенно дифференцировать налогообложение доходов граждан, способствуя сглаживанию неравенства в оплате труда, без отступления от требований конституционного принципа всеобщности и равенства налогообложения.
Необходимо отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда применялся ранее в целях определения порядка исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей. Изменения минимального размера оплаты труда отражают изменения уровня инфляции и среднедушевых денежных доходов населения в стране.
Установленный статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года составляет 5 965 рублей в месяц.
В случае принятия настоящего законопроекта, налог на доходы физических лиц по ставке 16 процентов от суммы доходов с учетом необлагаемой части составит фактически:
- 743569-6.png (91.51 КБ) 1581 просмотр
Таким образом, реальное увеличение налоговой нагрузки по налогу на доходы физических лиц в пределах от 0,5 до 3 процентов затронет порядка 20 процентов населения Российской Федерации с самыми высокими доходами. Для большинства граждан указанной группы увеличение не превысит 1,5 процента.
Порядка 10 процентов населения Российской Федерации с доходами близкими к номинально начисленной среднемесячной заработной плате в стране изменения, вносимые законопроектом, фактически не затронут.
Улучшения, связанные со снижением налоговой нагрузки по налогу на доходы физических лиц, коснутся порядка 70 процентов населения Российской Федерации с доходами ниже среднего по стране значения. При этом отчисления граждан с дохода на уровне прожиточного минимума и менее составят не более 7 процентов.
Повышение среднего уровня жизни населения Российской Федерации за счет снижения налогового бремени для большинства налогоплательщиков будет стимулировать потребление в стране и позволит сократить социальные расходы государства в связи с увеличением реальных доходов беднейших и наиболее уязвимых слоев общества.
Кроме того, при существующей динамике в соотношении минимального размера оплаты труда и средней заработной платы в Российской Федерации поступления в бюджет по налогу на доходы, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличатся в среднем на 1,5 процента.
Так, сумма указанного налога по действующей ставке 13 процентов, исчисленная со среднемесячной заработной платы на одного работника в 340981 рублей, составит 4432,74 рубля. Тогда как сумма налога на доходы физических лиц, рассчитанная в связи с принятием законопроекта, от того же дохода составит 4501,28 рубль (13,2 процента).
Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составили в 2010 году 1789,6 млрд. рублей, в 2011 году — 1994,8 млрд. рублей, в 2012 году — 2260,3 млрд. рублей, в 2013 году — 2497,8 млрд. рублей.
То есть в бюджет дополнительно могут быть привлечены десятки миллиардов рублей, которые в свою очередь могут быть направлены на решение экономических и социальных задач государства.
Вместе с тем настоящий законопроект не противоречит Посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года, согласно которому применение единой налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц обеспечивает социальную справедливость. А также принимает во внимание, что в Основных направлениях налоговой политики российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 года, введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не планируется.