Мусоросжигательный завод в Смоленске
Добавлено: 28 июл 2005, 11:59
Экология и экономика.
Ведь если Вам все понятно, значит, Вам не все говорят
Итак, администрация города Смоленска приняла решение о строительстве мусоросжигательного завода. Вкладывать деньги в строительство собирается московская инвестиционная компания. Обычно строительство таких объектов вызывают бурю негодования у местных жителей. Предвидя подобную реакцию общественности, администрация города пригласила представителей смоленских СМИ посетить мусоросжигательный завод в Москве. В составе делегации побывал на этом заводе и корреспондент «Смоленской газеты», который делится с читателями своими впечатлениями.
Если кто-то представляет себе мусоросжигательный завод в виде вереницы дымящих труб и огромных куч мусора, источающих зловоние, то глубоко ошибается. На московском заводе всего одна труба. И дыма нет никакого. Запаха и вредных выбросов – тоже. Да и трудно ожидать иного от предприятия, расположенного в столице в зоне плотной жилой застройки. Экологическая чистота предприятия подтверждена неоднократными исследованиями. Кроме того, осуществляется круглосуточный мониторинг не только уровня вредных выбросов предприятия, но и состояние близлежащих жилых районов. Все показатели соответствуют самым строгим европейским нормам. И если организаторы нашего посещения ставили своей задачей доказать, что мусоросжигательный завод может быть экологически чистым – то это им с блеском удалось. У меня не осталось ни тени сомнения, что такое в принципе возможно. Вопрос только – какой ценой… Забегая вперед отмечу, что ни руководству инвестиционной компании, ни директору действующего завода не удалось убедить меня в экономической целесообразности строительства подобного предприятия в Смоленске…
Чтобы избежать обвинений в предвзятости и тенденциозности изложения, я далее приведу голые факты, которые стали достоянием журналистов в течение двухчасовой беседы в Москве. Причем, факты эти прозвучали из уст сторонников строительства. Более того - вполне заинтересованных в этом строительстве лиц (представителей инвестиционной компании и директора мусороперерабатывающего завода). Убедительно ли доказывают они целесообразность подобных действий администрации города Смоленска – пусть каждый решает сам. А я лишь в конце изложу, что мне в их доводах оказалось непонятно. Итак, информация к размышлению.
• Вокруг Москвы сегодня 167 мест захоронений ТБО. Из них только 58 санкционированных полигонов, а 109 – стихийные свалки. 27 полигонов исчерпали свою емкость, а 19 заполнены на 90 процентов. Дальнейшие возможности расширения полигонов практически исчерпаны.
• В мировой практике реально используются только три способа утилизации мусора. Это переработка на основе селективного (раздельного) сбора мусора, сжигание и захоронение на полигонах. В развитых европейских странах доли мусора, утилизируемые этими способами примерно равны (по трети общего объема).
В Москве в настоящее время селективный сбор составляет 5-6%, промышленная переработка (сжигание) – 17%, захоронение на полигонах – более 70%. К европейской пропорции столица планирует подойти к 2010 году. На это направлены средства экологической программы правительства Москвы.
• Сжигание ТПО является самым дорогостоящем способом утилизации мусора.
• В настоящее время в Москве функционирует только один мусоросжигательный завод. Еще два находятся в состоянии реконструкции и строительство еще двух – планируется. Сколько всего мусоросжигательных заводов действует в России, представители инвестиционной компании ответить затруднились.
• Активное строительство мусоросжигательных заводов в Москве сдерживается их очень высокой стоимостью и дороговизной эксплуатации. Строительство такого завода обходится в 1,4 – 2,8 млрд. руб.
• В настоящее время разработаны технологии сжигания и очистки продуктов сгорания, обеспечивающие высокий уровень экологической безопасности. Эксплуатирующийся в Москве спецзавод №2 расположен в зоне густой жилой застройки, но никаких претензий экологов и местных жителей к его деятельности нет.
• Обеспечение экологической безопасности предприятия – очень затратная статья. На это уходит свыше 50% начальных капиталовложений. Эксплуатация также получается очень дорогой. На спецзаводе №2 на очистку продуктов сгорания уходит 250 тонн высококачественной извести в месяц. Цена этой извести – 28 тысяч руб. за тонну. Кроме того, необходим активированный уголь, модификаторы и некоторые другие химикаты.
• Оборудование и реагенты предприятием приобретаются по мировым ценам. В результате стоимость переработки мусора на этом заводе практически равна европейской и путей снижения этой стоимости практически нет. Поэтому для обеспечения рентабельности производства мусор должен приниматься по тем же ценам, что и в других европейских столицах.
• На заводе работает около 200 человек. Подготовка обслуживающего персонала проходила во Франции. Обучение специалистов электроники и автоматики проводилось на месте специализированными иностранными фирмами, имеющими представительства в Москве.
• Спецзавод №2 принимает мусор на переработку по цене 1000 руб. за тонну. В Смоленске стоимость захоронения мусора на полигоне – 380 руб. за тонну.
• Москвичи платят за вывоз ТБО 19 руб. в месяц с человека (смоляне – 10,4 руб.). Это не покрывает реальных расходов на утилизацию мусора и 70% этих затрат дотируются из бюджета Москвы. Экономически обоснованная плата москвича за вывоз ТБО составляет примерно 100 руб. в месяц с человека.
• Спецзавод №2 является по сути дела тепловой электростанцией, с развитой системой очистки продуктов сгорания. Калорийность мусора примерно соответствует калорийности бурого угля. Мощность этой электростанции – 4,5 МВт (обеспечивает внутренние потребности завода и снабжает электроэнергией около 20 тыс. человек). Себестоимость – 27коп/кВтчас. Однако, удается продавать эту электроэнергию только по 21 коп/кВтчас.
• Кроме электроэнергии из остаточных продуктов сгорания (шлак и зола) завод производит строительные материалы (щебень на подсыпку дорог и бордюрный камень). Шлак сам по себе практически безвреден, а вот зола может содержать диоксины и соли тяжелых металлов. Чтобы обеспечить экологическую безопасность в состав шлако-зольной смеси добавляют модификаторы, смесь гранулируется и подвергается цементации (создании твердой оболочки, препятствующей вымыванию содержащейся в грануле вредных веществ). Только обработанные таким образом гранулы идут на приготовление дорожных стройматериалов. Объем производства – 10 тыс. тонн в год.
• Строительство новых мусоросжигательных заводов в Москве ведется на следующих условиях:
- инвестор за свои деньги строит завод и в течение 13 лет его эксплуатирует;
- администрация города обязуется в течение этого срока обеспечивать завод проектным количеством мусора и оплачивать его утилизацию по заранее оговоренной цене;
- если необходимое количество мусора не доставлено, городской бюджет все равно оплачивает стоимость утилизации запланированного объема;
- после истечения тринадцати лет эксплуатации завод передается городской администрации.
• В Смоленске планируется строительство мусоросжигательного завода, аналогичного московскому спецзаводу №2 (проектная мощность - от 120 до 180 тонн мусора в год). Ориентировочная стоимость – 1,4 млрд. руб. Срок окупаемости завода – 3 года. Строительство будет осуществляться за деньги инвесторов, уже победивших в тендере, проведенном городской администрацией. Проектное задание – обеспечить стоимость приема мусора на уровне 380 руб. за тонну. Кроме того, планируется установить электрогенератор мощностью 20МВт, а тепло использовать для нужд города.
• Исследование состава мусора г. Смоленска еще не проведены и, следовательно, окончательная технология его переработки в настоящее время не разработана.
• Перспективы производства тепла и электроэнергии на этом заводе, а также техническая возможность и экономическая целесообразность появления в городе еще одного теплоэлектрогенерирующего предприятия в районе действующей ТЭЦ-2 не исследованы.
• Проведения технико-экономического обоснования строительства завода планируется только после заключения инвестиционного договора.
Таковы факты. А теперь, о том, что мне непонятно.
Мне непонятно, за счет чего, кроме ухудшения качества очистки продуктов сгорания стоимость переработки мусора на нашем заводе может быть в три раза ниже, чем на аналогичном предприятии Москвы.
Мне непонятно, как обеспечить окупаемость завода в течение 3 лет. Простейший расчет показывает, что для этого переработка каждой тонны мусора должна приносить 3,8 тыс. руб. чистой прибыли. Какой-то золотой мусор получается. И эта сумма никак не вяжется с теми 380 рублями, которые собираются платить этому заводу за тонну утилизированного мусора. За счет чего могут возникнуть дополнительные 1000% прибыли, мне оооооочень непонятно…
Мне непонятно, как вообще всерьез можно говорить о стоимости переработки тонны мусора в 380 руб. Простейшие расчеты показывают, что выручка предприятия от приема мусора составит при этом 45,6 млн. руб. в год. В то время как расходы только на один реагент для очистки (известь) превысят 86 млн. руб. И без дополнительных источников дохода предприятие будет глубоко убыточным.
Мне непонятно, как дополнительные источники доходов (электроэнергия, тепло и стройматериалы) могут оказаться столь эффективными, что в разы превысят выручку от основной деятельности (сжигание мусора). Но, пусть я окажусь неправ. И они будут даже вдвое больше (что предельно маловероятно учитывая особенности нашей энергетики). Тогда в плюсе – всего 40 млн. в год. Из которых надо платить налоги, зарплату, и остальные расходы (газ, вода, реагенты, ремонт и т.п.). При такой доходности предприятие не окупится никогда! Если же идти с другой стороны, и попробовать рассчитать стоимость, по которой необходимо закупать мусор, чтобы обеспечить, окупаемость за три года, то получим 3,8 тыс. руб. за тонну! В 10 раз выше, чем сейчас и в 3,8 раза выше, чем в Москве.
Мне непонятно, чем администрация города будет мотивировать повышение платы за вывоз ТБО в 10 раз, если мои очевидные предположения окажутся верными и цена переработки мусора будет сопоставима с московской. Ведь средств на дотации в бюджете города нет. Или же власти города готовы пожертвовать здоровьем жителей и в случае крайней необходимости закрыть глаза на превышение заводом уровня токсичных выбросов?
Мне непонятно, что сдержит частное предприятие, если процесс глубокой очистки продуктов сгорания окажется слишком дорогим и для того, чтобы вернуть вложенные денежки, инвесторы решат сэкономить на дорогостоящих реагентах. И что мы будем делать, если в результате такой экономии уровень вредных выбросов годика через два эксплуатации резко повысится.
Мне непонятно, почему технико-экономическое обоснование будет проводиться только после заключения инвестиционного договора. Получается, что решение о строительстве принимается без учета этого обоснования. То бишь, берется с потолка.
Мне непонятно, почему руководство города решает пойти по самому дорогостоящему пути решения проблемы мусора, в то время, как и достаточно богатая Москва и развитые западные страны продвигаются в этом направлении очень осторожно, ввиду дороговизны технологии.
Мне непонятно, чем хорошо организованные полигоны, для организации которых места у нас предостаточно, хуже мусоросжигательного завода. Особенно, если учесть наши плотные глинистые грунты, являющиеся хорошей естественной гидроизоляцией. Ведь обычно такие заводы строят там, где мест для полигонов просто не осталось...
Мне непонятно, как Администрация города сможет выполнять обязательства инвестиционного договора, схема которого была изложена выше. Или она их выполнять не собирается? И за амбициозные проекты руководства Смоленска придется рассчитываться всей области. Ведь наглядный пример уже есть – расчет по долгам за полученные в свое время автобусы область сейчас вынуждена частично взять на себя.
Мне непонятно, зачем нашей Администрации брать в собственность завод после 13 лет интенсивной эксплуатации. У меня есть подозрение, что его оборудование к тому времени будет уже изношено до предела и потребует замены. А это – гигантские деньги, которые бюджету непосильны.
В общем, мне многое непонятно… Однако, на этой неделе представители инвестиционной компании должны посетить Смоленск. Может здесь, на месте, им удастся развеять мои сомнения? Хотя, честно говоря, сомневаюсь…
Сергей Амелин, «Смоленская газета»
Ведь если Вам все понятно, значит, Вам не все говорят
Итак, администрация города Смоленска приняла решение о строительстве мусоросжигательного завода. Вкладывать деньги в строительство собирается московская инвестиционная компания. Обычно строительство таких объектов вызывают бурю негодования у местных жителей. Предвидя подобную реакцию общественности, администрация города пригласила представителей смоленских СМИ посетить мусоросжигательный завод в Москве. В составе делегации побывал на этом заводе и корреспондент «Смоленской газеты», который делится с читателями своими впечатлениями.
Если кто-то представляет себе мусоросжигательный завод в виде вереницы дымящих труб и огромных куч мусора, источающих зловоние, то глубоко ошибается. На московском заводе всего одна труба. И дыма нет никакого. Запаха и вредных выбросов – тоже. Да и трудно ожидать иного от предприятия, расположенного в столице в зоне плотной жилой застройки. Экологическая чистота предприятия подтверждена неоднократными исследованиями. Кроме того, осуществляется круглосуточный мониторинг не только уровня вредных выбросов предприятия, но и состояние близлежащих жилых районов. Все показатели соответствуют самым строгим европейским нормам. И если организаторы нашего посещения ставили своей задачей доказать, что мусоросжигательный завод может быть экологически чистым – то это им с блеском удалось. У меня не осталось ни тени сомнения, что такое в принципе возможно. Вопрос только – какой ценой… Забегая вперед отмечу, что ни руководству инвестиционной компании, ни директору действующего завода не удалось убедить меня в экономической целесообразности строительства подобного предприятия в Смоленске…
Чтобы избежать обвинений в предвзятости и тенденциозности изложения, я далее приведу голые факты, которые стали достоянием журналистов в течение двухчасовой беседы в Москве. Причем, факты эти прозвучали из уст сторонников строительства. Более того - вполне заинтересованных в этом строительстве лиц (представителей инвестиционной компании и директора мусороперерабатывающего завода). Убедительно ли доказывают они целесообразность подобных действий администрации города Смоленска – пусть каждый решает сам. А я лишь в конце изложу, что мне в их доводах оказалось непонятно. Итак, информация к размышлению.
• Вокруг Москвы сегодня 167 мест захоронений ТБО. Из них только 58 санкционированных полигонов, а 109 – стихийные свалки. 27 полигонов исчерпали свою емкость, а 19 заполнены на 90 процентов. Дальнейшие возможности расширения полигонов практически исчерпаны.
• В мировой практике реально используются только три способа утилизации мусора. Это переработка на основе селективного (раздельного) сбора мусора, сжигание и захоронение на полигонах. В развитых европейских странах доли мусора, утилизируемые этими способами примерно равны (по трети общего объема).
В Москве в настоящее время селективный сбор составляет 5-6%, промышленная переработка (сжигание) – 17%, захоронение на полигонах – более 70%. К европейской пропорции столица планирует подойти к 2010 году. На это направлены средства экологической программы правительства Москвы.
• Сжигание ТПО является самым дорогостоящем способом утилизации мусора.
• В настоящее время в Москве функционирует только один мусоросжигательный завод. Еще два находятся в состоянии реконструкции и строительство еще двух – планируется. Сколько всего мусоросжигательных заводов действует в России, представители инвестиционной компании ответить затруднились.
• Активное строительство мусоросжигательных заводов в Москве сдерживается их очень высокой стоимостью и дороговизной эксплуатации. Строительство такого завода обходится в 1,4 – 2,8 млрд. руб.
• В настоящее время разработаны технологии сжигания и очистки продуктов сгорания, обеспечивающие высокий уровень экологической безопасности. Эксплуатирующийся в Москве спецзавод №2 расположен в зоне густой жилой застройки, но никаких претензий экологов и местных жителей к его деятельности нет.
• Обеспечение экологической безопасности предприятия – очень затратная статья. На это уходит свыше 50% начальных капиталовложений. Эксплуатация также получается очень дорогой. На спецзаводе №2 на очистку продуктов сгорания уходит 250 тонн высококачественной извести в месяц. Цена этой извести – 28 тысяч руб. за тонну. Кроме того, необходим активированный уголь, модификаторы и некоторые другие химикаты.
• Оборудование и реагенты предприятием приобретаются по мировым ценам. В результате стоимость переработки мусора на этом заводе практически равна европейской и путей снижения этой стоимости практически нет. Поэтому для обеспечения рентабельности производства мусор должен приниматься по тем же ценам, что и в других европейских столицах.
• На заводе работает около 200 человек. Подготовка обслуживающего персонала проходила во Франции. Обучение специалистов электроники и автоматики проводилось на месте специализированными иностранными фирмами, имеющими представительства в Москве.
• Спецзавод №2 принимает мусор на переработку по цене 1000 руб. за тонну. В Смоленске стоимость захоронения мусора на полигоне – 380 руб. за тонну.
• Москвичи платят за вывоз ТБО 19 руб. в месяц с человека (смоляне – 10,4 руб.). Это не покрывает реальных расходов на утилизацию мусора и 70% этих затрат дотируются из бюджета Москвы. Экономически обоснованная плата москвича за вывоз ТБО составляет примерно 100 руб. в месяц с человека.
• Спецзавод №2 является по сути дела тепловой электростанцией, с развитой системой очистки продуктов сгорания. Калорийность мусора примерно соответствует калорийности бурого угля. Мощность этой электростанции – 4,5 МВт (обеспечивает внутренние потребности завода и снабжает электроэнергией около 20 тыс. человек). Себестоимость – 27коп/кВтчас. Однако, удается продавать эту электроэнергию только по 21 коп/кВтчас.
• Кроме электроэнергии из остаточных продуктов сгорания (шлак и зола) завод производит строительные материалы (щебень на подсыпку дорог и бордюрный камень). Шлак сам по себе практически безвреден, а вот зола может содержать диоксины и соли тяжелых металлов. Чтобы обеспечить экологическую безопасность в состав шлако-зольной смеси добавляют модификаторы, смесь гранулируется и подвергается цементации (создании твердой оболочки, препятствующей вымыванию содержащейся в грануле вредных веществ). Только обработанные таким образом гранулы идут на приготовление дорожных стройматериалов. Объем производства – 10 тыс. тонн в год.
• Строительство новых мусоросжигательных заводов в Москве ведется на следующих условиях:
- инвестор за свои деньги строит завод и в течение 13 лет его эксплуатирует;
- администрация города обязуется в течение этого срока обеспечивать завод проектным количеством мусора и оплачивать его утилизацию по заранее оговоренной цене;
- если необходимое количество мусора не доставлено, городской бюджет все равно оплачивает стоимость утилизации запланированного объема;
- после истечения тринадцати лет эксплуатации завод передается городской администрации.
• В Смоленске планируется строительство мусоросжигательного завода, аналогичного московскому спецзаводу №2 (проектная мощность - от 120 до 180 тонн мусора в год). Ориентировочная стоимость – 1,4 млрд. руб. Срок окупаемости завода – 3 года. Строительство будет осуществляться за деньги инвесторов, уже победивших в тендере, проведенном городской администрацией. Проектное задание – обеспечить стоимость приема мусора на уровне 380 руб. за тонну. Кроме того, планируется установить электрогенератор мощностью 20МВт, а тепло использовать для нужд города.
• Исследование состава мусора г. Смоленска еще не проведены и, следовательно, окончательная технология его переработки в настоящее время не разработана.
• Перспективы производства тепла и электроэнергии на этом заводе, а также техническая возможность и экономическая целесообразность появления в городе еще одного теплоэлектрогенерирующего предприятия в районе действующей ТЭЦ-2 не исследованы.
• Проведения технико-экономического обоснования строительства завода планируется только после заключения инвестиционного договора.
Таковы факты. А теперь, о том, что мне непонятно.
Мне непонятно, за счет чего, кроме ухудшения качества очистки продуктов сгорания стоимость переработки мусора на нашем заводе может быть в три раза ниже, чем на аналогичном предприятии Москвы.
Мне непонятно, как обеспечить окупаемость завода в течение 3 лет. Простейший расчет показывает, что для этого переработка каждой тонны мусора должна приносить 3,8 тыс. руб. чистой прибыли. Какой-то золотой мусор получается. И эта сумма никак не вяжется с теми 380 рублями, которые собираются платить этому заводу за тонну утилизированного мусора. За счет чего могут возникнуть дополнительные 1000% прибыли, мне оооооочень непонятно…
Мне непонятно, как вообще всерьез можно говорить о стоимости переработки тонны мусора в 380 руб. Простейшие расчеты показывают, что выручка предприятия от приема мусора составит при этом 45,6 млн. руб. в год. В то время как расходы только на один реагент для очистки (известь) превысят 86 млн. руб. И без дополнительных источников дохода предприятие будет глубоко убыточным.
Мне непонятно, как дополнительные источники доходов (электроэнергия, тепло и стройматериалы) могут оказаться столь эффективными, что в разы превысят выручку от основной деятельности (сжигание мусора). Но, пусть я окажусь неправ. И они будут даже вдвое больше (что предельно маловероятно учитывая особенности нашей энергетики). Тогда в плюсе – всего 40 млн. в год. Из которых надо платить налоги, зарплату, и остальные расходы (газ, вода, реагенты, ремонт и т.п.). При такой доходности предприятие не окупится никогда! Если же идти с другой стороны, и попробовать рассчитать стоимость, по которой необходимо закупать мусор, чтобы обеспечить, окупаемость за три года, то получим 3,8 тыс. руб. за тонну! В 10 раз выше, чем сейчас и в 3,8 раза выше, чем в Москве.
Мне непонятно, чем администрация города будет мотивировать повышение платы за вывоз ТБО в 10 раз, если мои очевидные предположения окажутся верными и цена переработки мусора будет сопоставима с московской. Ведь средств на дотации в бюджете города нет. Или же власти города готовы пожертвовать здоровьем жителей и в случае крайней необходимости закрыть глаза на превышение заводом уровня токсичных выбросов?
Мне непонятно, что сдержит частное предприятие, если процесс глубокой очистки продуктов сгорания окажется слишком дорогим и для того, чтобы вернуть вложенные денежки, инвесторы решат сэкономить на дорогостоящих реагентах. И что мы будем делать, если в результате такой экономии уровень вредных выбросов годика через два эксплуатации резко повысится.
Мне непонятно, почему технико-экономическое обоснование будет проводиться только после заключения инвестиционного договора. Получается, что решение о строительстве принимается без учета этого обоснования. То бишь, берется с потолка.
Мне непонятно, почему руководство города решает пойти по самому дорогостоящему пути решения проблемы мусора, в то время, как и достаточно богатая Москва и развитые западные страны продвигаются в этом направлении очень осторожно, ввиду дороговизны технологии.
Мне непонятно, чем хорошо организованные полигоны, для организации которых места у нас предостаточно, хуже мусоросжигательного завода. Особенно, если учесть наши плотные глинистые грунты, являющиеся хорошей естественной гидроизоляцией. Ведь обычно такие заводы строят там, где мест для полигонов просто не осталось...
Мне непонятно, как Администрация города сможет выполнять обязательства инвестиционного договора, схема которого была изложена выше. Или она их выполнять не собирается? И за амбициозные проекты руководства Смоленска придется рассчитываться всей области. Ведь наглядный пример уже есть – расчет по долгам за полученные в свое время автобусы область сейчас вынуждена частично взять на себя.
Мне непонятно, зачем нашей Администрации брать в собственность завод после 13 лет интенсивной эксплуатации. У меня есть подозрение, что его оборудование к тому времени будет уже изношено до предела и потребует замены. А это – гигантские деньги, которые бюджету непосильны.
В общем, мне многое непонятно… Однако, на этой неделе представители инвестиционной компании должны посетить Смоленск. Может здесь, на месте, им удастся развеять мои сомнения? Хотя, честно говоря, сомневаюсь…
Сергей Амелин, «Смоленская газета»