Разговоры об инвестициях

Разговоры обо всем
Anonymous
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Разговоры об инвестициях

Сообщение Anonymous »

15/03/2005
АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ - СМОЛЕНСК

Виктор Деренковский: <Не ждите, не дождетесь!>

Вместе с депутатом Госдумы <АиФ - Смоленск> пытался разобраться в
вопросе: почему же мы такие бедные, если настолько привлекательные?

В отличие от смоленских чиновников и политиков, рисующих радужные
картины привлечения инвестиций на Смоленщину, Виктор Деренковский уверен,
что сегодня, когда ни у предпринимателей, ни у чиновников нет
заинтересованности и необходимых профессиональных навыков, разговоры об
инвестициях - не более чем попытка выдать желаемое за действительное:

- Инвестиционного бума в Смоленском регионе не ждите: Инвестиции это
не манна небесная. Их не нужно ждать, нужно работать. Чиновникам - чтобы
создать привлекательные условия для инвесторов. Инвесторам, чтобы эффективно
использовать предоставленные условия и без большого риска вложить
конкурентоспособные средства в <новый> регион и получить прогнозируемую
доходность.

Какие же условия для инвесторов в мировой практике считаются
привлекательными? Прежде всего, это наличие высокодоходных производств,
политическая стабильность, умеренная коррупция, благоприятное налоговое
законодательство, власть закона, а не криминала, добросовестное исполнение
обязательств партнерами, открытость рынка. Посмотрите на все эти требования
объективно и спросите себя, достаточно ли они представлены в области?

Ради справедливости нужно сказать, что привлекательный инвестиционный
климат не может быть создан в отдельном регионе, если его нет в России в
целом. Причины этого можно не обсуждать, только отмечу: системные риски
инвестирования в российскую экономику остаются чрезвычайно высокими. Россия
занимает нижние строчки международных инвестиционных рейтингов, а объем
прямых зарубежных инвестиций ничтожен для страны с таким экономическим
потенциалом.

Внутренние инвестиционные ресурсы используются крайне неэффективно.
Видимо, следствием этого является вывоз капитала в астрономических размерах.

Но все, что сказано выше, не должно служить оправданием
бездеятельности. В области есть, пусть не очень большие, собственные резервы
для инвестиций. Это финансовые инструменты, которые пока не используются -
гарантии областной администрации и областные облигационные займы.

- Была ведь попытка <запустить> облигационный займ, которую в свое
время активно отстаивал вице-губернатор Андрей Украинский. Если помните,
идея вызвала полярные оценки. В итоге этот проект называли чуть ли не
главной причиной <ухода> вице-губернатора:

- Думаю, что причина ухода Украинского из областной администрации
иная. Его никто не понимал и не поддерживал, а заурядным чиновником он стать
не хотел. Обсуждение областного облигационного займа лишь последняя капля в
его административной карьере на Смоленщине. Скажу чуть больше.

Проект облигационного займа был предложен моими партнерами по бизнесу.
Он был тщательно проработан, с учетом специфики региона. Все риски были
сведены до минимума. Был определен банк, который согласился оплатить весь
займ с низким дисконтом. Участия в разработке проекта Андрей Украинский не
принимал. Он приступил к исполнению обязанностей, когда проект уже находился
в администрации. Задача вице-губернатора свелась к тому, чтобы оценить
проект и разъяснить сотрудникам администрации его суть и выгодность. К
сожалению, он этого сделать не смог. Без всякой на то причины им были
изменены параметры проекта, в частности, увеличен дисконт с 12% до 18%.
Заменен банк - <покупатель> займа. К тому же на обсуждение проекта не
пригласили даже авторов. Поэтому у Украинского не было ни одного сторонника
в аудитории, в которой рассматривался проект областного займа.

Областные облигационные займы выпущены во многих областях -
Белгородской, Челябинской, Иркутской. Негативный опыт Тверской области, где
деньги от продажи облигаций исчезли, как туман под солнцем, не может служить
причиной отказа навсегда от подобного рода инвестиционных проектов в
Смоленской области.

Плохой менеджмент и неумение работать.

- Складывается такое ощущение, что привлечение инвестиций в Смоленскую
область сводится к налоговым послаблениям и только.

- Налоговые льготы - важный элемент для создания инвестиционной
привлекательности. Только дело в том, какие налоги входят в систему
налогообложения - местные, региональные или федеральные.

На уровне области в распоряжении лишь два вида налогов. Для среднего и
малого бизнеса эти льготы существенны. Получить налоговые льготы
федерального уровня возможно только для особо крупных инвестиционных
проектов общегосударственного масштаба.

В западных странах для того, чтобы привлечь инвестиции, формы проводят
эмиссию акций. Акции - этот тот же товар. Если есть спрос на товар, его
нужно предложить, то есть провести эмиссию, удовлетворить спрос и получить
деньги на развитие производства.

Что же происходит в Смоленске? Например, появился спрос на акции ОАО
<Роса>. И вместо того, чтобы провести эмиссию акций и получить
дополнительные средства на развитие предприятия, пакеты акций продаются без
эмиссии и капитализации. То же происходило и с ОАО <Смолмясо>. Вытекающие
отсюда последствия видимы.

- И происходит это от:

- :От плохого менеджмента, незнания и неумения работать на финансовых
рынках. В нашем недалеком прошлом судьба каждого предприятия решалась в
Госплане и Совете министров. В рыночной экономике судьбы предприятий
решается теми, кто им управляет. А для этого необходимы знания.

Инвестиции в сельское хозяйство бессмысленны.

- Должна ли власть нести ответственность за привлечение инвестиций?

- Безусловна, должна. Должна по самой строгой мерке. Власть отвечает
за развитие страны и регионов, а инвестиции это средства развития.

При невысоком финансовом и экономическом потенциале области необходимо
заниматься инвестиционной политикой и иметь инвестиционные программы, иначе
власть обречена на бесперспективное проедание незначительных бюджетных
вливаний. И это прямая обязанность чиновников.

Не буду говорить о бессмысленных инвестициях в сельское хозяйство. Там
сегодня нужна структурная перестройка, которую дальше уже нельзя
откладывать. Рынок безжалостно эксплуатирует мелкотоварного производителя,
не оставляя ему средств не только на развитие, но и на жизнь. Отсюда полная
деградация села.

Речь о промышленности. Промышленность смоленского региона была
ориентирована на машино- и приборостроение. Но сегодня производственные
фонды большинства предприятий катастрофически устарели. Их модернизация
требует колоссальных инвестиций, а внутренних источников для этого нет. Где
искать эти источники, если нет инвестиционных проектов? Кто сегодня знает,
кроме руководителей предприятий, о финансовых проблемах и планах
модернизации?

Что бы мне хотелось увидеть в администрации области, так это план
социально-экономического развития. Но не декларативный, а
программно-целевой. Удивительно, что люди, выросшие и получившие образование
в государстве с плановой экономикой, не умеют разработать мало-мальски
реального плана, увязанного с имеющимися средствами его выполнения.

- А претензии к губернатору в данном случае корректны?

- Корректны. Мы, чтобы избежать ответственности, узаконили такое
положение дел, когда за все отвечает один человек, наделенный наивысшей
властью. Оттого так много чиновников, не отвечающих ни за что, работающих на
канцелярском минимуме.

Мне неизвестны факты, когда губернатор отверг бы какой-либо
инвестиционный проект без рассмотрения. А вот обратное, когда чиновники в
один голос убеждают губернатора не участвовать в инвестиционных проектах и,
в конце концов, добиваются своего, известны. Причина отказа чиновников
участвовать в рискованных, с их точки зрения, инвестиционных проектах одна -
боязнь показать свою некомпетентность. Этого они боятся больше всего.

Евгений ВАНИФАТОВ
http://www.ipgmedia.ru/database/6/71_1.htm