Страница 1 из 2
Добавлено: 28 июл 2008, 21:55
Komu za 30
Стоимость топлива в России неоправданно высока. Виноваты не цены на нефть, а наши монополии
В чем причина подорожания бензина в России? Действительно ли есть прямая связь с глобальным ростом цен на нефть?
Вся статья здесь
http://www.novayagazeta.ru/data/2008/54/15.html
Добавить больше нечего выводы делайте сами.
Добавлено: 31 июл 2008, 11:37
diesel
вроде автор не такой старый... все в поиск. обсуждали уже не раз, кроме плевания слюной ничего другого не вышло.
А, да... вспомнил... еще АНовиков в таких темах преподает краткий курс мировой экономики :) (АНовиков - не обижайся, я по-дружески, по-форумски)
Добавлено: 31 июл 2008, 12:21
умка
diesel писал(а):Цитата(diesel @ 31.7.2008, 12:37) вроде автор не такой старый... все в поиск. обсуждали уже не раз, кроме плевания слюной ничего другого не вышло.
Цены и вправду растут.Скоро до них и Смоленск подтянется
Добавлено: 31 июл 2008, 14:09
anovikov
Ну, простой расчет показывает что даже при 100% эффективности процесса перегонки нефти - если из барреля нефти выходит баррель бензина, что невозможно теоретически - существенную часть составит как минимум, мазут, который стоит в разы дешевле, и часть сгорит в процессе перегонки как источник тепла для него - и при бесплатности процесса переработки нефти, ее доставки и реализации потребителю - альтернативная себестоимость литра бензина составляет 18р 50к. То есть при продажной цене меньше лучше было бы даже в этих сфероконно-идеальных условиях с бензином не заморачиваться а просто продать на запад сырую нефть. Поскольку тепловой КПД процесса нефтепереработки составляет по данным DOE 82%, т.е. 18% нефти сжигается в процессе переработки - получаем уже 22р 50к. А это практически равно продажной цене бензина на колонке, ну, с добавлением самой минимальной наценки розничной торговли, да и то вряд ли.
Вывод: нефтяные компании вообще занимаются нефтепереработкой и продажей бензина в стране в качестве социального обязательства, наложенного государством. При нынешних ценах на бензин (а государство не дает их поднять) им это нафиг не нужно, убыточно - лучше было бы оставить страну без бензина а нефть продать в сыром виде на Запад.
Реальную прибыль, в самом минимальном объеме, они стали бы получать при цене от 30 рублей за литр.
На американские цены (23 р за литр сейчас) кивать тут не стоит, в США импортная нефть стоит менее 100 баксов за баррель, 98 последняя цифра в начале июля была, а Россия может продать по 126. Потому что в США нефть импортируется в основном канадская, канадцам девать свою нефть кроме США больше некуда, а США - низкоценовой рынок. Кроме того, канадская нефть добывается в основном из битумных песков по американской технологии и канадцам в принципе, и деваться-то некуда, традиционная нефть у них уже почти кончилась, идет обвальное падение добычи.
Т.е. выработка, транспортировка и продажа бензина по нынешним ценам внутри страны, конечно, с чисто бухгалтерской точки зрения приносит прибыль, ибо цена выше lifting price, налогов, стоимости переработки и учета потерь на ней и торговой наценки. Но с экономической точки зрения - глубоко убыточна, потому что есть легко доступная (с экономической стороны - с политической она недоступна, это значит верным образом пойти по пути Ходорковского) альтернатива, приносящая больше. Не производить и не продавать бензин - выгодней чем производить и продавать. А что это тогда, как не убытки?
Государство таким образом, просто механически заставляет нефтяников обеспечивать страну бензином, это еще одна форма налога, социальное обязательство, как в совке инженеров выгоняли на картошку.
Добавлено: 31 июл 2008, 14:45
winzard
ЦитатаВывод: нефтяные компании вообще занимаются нефтепереработкой и продажей бензина в стране в качестве социального обязательства, наложенного государством. При нынешних ценах на бензин (а государство не дает их поднять) им это нафиг не нужно, убыточно - лучше было бы оставить страну без бензина а нефть продать в сыром виде на Запад.[/quote]
Упс, блин, а он прав. Реально литр нефти получается 18 руб 46 коп.
Правда сильно сомневаюсь, что нефтяники в убытке. Это ведь цена барреля уже с учетом нашей экспортной пошлины. Которая составляет 333,8 долл./т. А баррель - это 0,1364 т. Т.е. пошлина на баррель - $45.53= 1060 руб. При стоимости барреля "там" - 2927 руб.
Добавлено: 31 июл 2008, 15:46
anovikov
Ну, это не оправдание. Экспортная пошлина - это тоже фактически способ для государства _заставить_ (так как самого по себе экономического смысла в этом при сложившихся ценах нет) нефтяные компании перерабатывать нефть внутри страны.
Но и с учетом отсутвствия пошлины выходит что себестоимость литра бензина при 100% выходе, 82% тепловом КПД и отсутствии затрат на переработку и продажу - 14.5 рублей. Так как выход бензина не превышает 60%, а остальное - тяжелые фракции которые стоят в разы дешевле, ну допустим в 2 раза дешевле - выходит 18 рублей с хвостиком за литр. + затраты на перегонку - само по себе функционирование НПЗ - зарплаты, амортизация и т.п., и торговая наценка - все равно выйдет убыток.
Хотя убыток _косвенный_. Т.е. бухгалтерская прибыль - большая, а экономически - убыток.
Впрочем, это везде в мире так. Переработка нефти - невыгодное занятие, НПЗ везде в мире балансируют на грани банкротства, в США со времен нефтяного кризиса 1971 года ни одного нового не закладывалось, так как не окупится никогда. Сейчас биотопливные заводы строят...
Добавлено: 31 июл 2008, 15:57
умка
anovikov писал(а):Цитата(anovikov @ 31.7.2008, 16:46) Хотя убыток _косвенный_. Т.е. бухгалтерская прибыль - большая, а экономически - убыток.
До каких пор мы-потребители, будем грабить собственное государство?
Хочу, чтобы у меня в семье была бы большая бухгалтерская прибыль(можно в рублях),а экономически пусть будет убыток :)
Добавлено: 31 июл 2008, 16:04
diesel
shuk писал(а):Цитата(shuk @ 31.7.2008, 14:57) До каких пор мы-потребители, будем грабить собственное государство?
Хочу, чтобы у меня в семье была бы большая бухгалтерская прибыль(можно в рублях),а экономически пусть будет убыток :)
Как раз-таки для собственного кармана интереснее наоборот :)
Добавлено: 31 июл 2008, 17:09
anovikov
Ну, думаю вы поняли о чем я - под косвенными убытками я понимаю "прибыль меньшую чем если ничего не делать".
Добавлено: 31 июл 2008, 17:14
diesel
anovikov писал(а):Цитата(anovikov @ 31.7.2008, 16:09) Ну, думаю вы поняли о чем я - под косвенными убытками я понимаю "прибыль меньшую чем если ничего не делать".
Поняли. Ты уже писал об этом в "Шоколаде", насчет учета на подкорочке аренды самому себе (по бух. это не проведешь, если собственник и арендатор одно юр. лицо), чтобы видеть, что прибыль от деятельности заметно превышает прибыль от тупой сдачи в аренду и "ничегонеделания".
Добавлено: 31 июл 2008, 18:17
anovikov
Верно, это еще одно проявление того же явления (и чего я сам не догадался привести такую аналогию).
Добавлено: 31 июл 2008, 18:25
diesel
В целом Канада со своей нефтью выглядит очень неплохо на фоне мировой вакханалии
http://www.rbcdaily.ru/2008/07/31/world/365786
Добавлено: 31 июл 2008, 19:34
Тринадцатая
anovikov писал(а):Цитата(anovikov @ 31.7.2008, 16:46) Но и с учетом отсутвствия пошлины выходит что себестоимость литра бензина при 100% выходе, 82% тепловом КПД и отсутствии затрат на переработку и продажу - 14.5 рублей. Так как выход бензина не превышает 60%, а остальное - тяжелые фракции которые стоят в разы дешевле, ну допустим в 2 раза дешевле - выходит 18 рублей с хвостиком за литр. + затраты на перегонку - само по себе функционирование НПЗ - зарплаты, амортизация и т.п., и торговая наценка - все равно выйдет убыток.
Хотя убыток _косвенный_. Т.е. бухгалтерская прибыль - большая, а экономически - убыток.
Впрочем, это везде в мире так. Переработка нефти - невыгодное занятие, НПЗ везде в мире балансируют на грани банкротства, в США со времен нефтяного кризиса 1971 года ни одного нового не закладывалось, так как не окупится никогда. Сейчас биотопливные заводы строят...
Ну даже если считать себестоимость в 18,5р, то при продаже 25 руб/литр (92-го бензина), разница получается + 35%, но это же довольно много, бизнесы живут прекрасно, даже получая меньшую маржу.
Добавлено: 31 июл 2008, 20:37
anovikov
Ну так ты учти расходы на переработку (кроме сжигания самой нефти - т.е. не энергетические расходы) и продажу.
И средняя цена бензина по всем маркам 23.5 рубля последняя на (на 28 число).
Добавлено: 01 авг 2008, 12:32
Azazelius
пендосы отказываются от внедорожников, распродают их ... во [извините] (куплю потом у них еще парочку :) ). и это при том, что у них цена за литр меньше чем в Смоленске, а средняя з/п на порядок больше :) Т.е. они типа экономят. но ниче скоро у них будет как у нас и даже больше - к концу 2008 обещали :)
P.S. to anovikov, хрень к моему данному посту писать не стоит. я и так прекрасно уже понял какой ты "экономист-философ-теоретик".
Добавлено: 01 авг 2008, 13:01
diesel
Azazelius писал(а):Цитата(Azazelius @ 1.8.2008, 11:32) пендосы отказываются от внедорожников, распродают их ... во [извините] (куплю потом у них еще парочку :) ). и это при том, что у них цена за литр меньше чем в Смоленске, а средняя з/п на порядок больше :) Т.е. они типа экономят. но ниче скоро у них будет как у нас и даже больше - к концу 2008 обещали :)
P.S. to anovikov, хрень к моему данному посту писать не стоит. я и так прекрасно уже понял какой ты "экономист-философ-теоретик".
А те чему радуешься? Что у них воздух чище станет, а в Смоленске от засилия джипов и авто с большими движками дышать станет нечем? Эта экономия - очень грамотная экономия, эта экономия не только рубль бережет, но еще и здоровье.
Добавлено: 01 авг 2008, 13:31
Azazelius
ЦитатаА те чему радуешься? Что у них воздух чище станет, а в Смоленске от засилия джипов и авто с большими движками дышать станет нечем? Эта экономия - очень грамотная экономия, эта экономия не только рубль бережет, но еще и здоровье.[/quote]
а тому и радуюсь, что цены скидывают на джипы :) не факт, что у них от этого воздух то чище станет :) ой не факт! нет. она именно "рубль" бережет, а здоровье неа... сколько людей курят, например. Возьмем ту же Москву - там оч.много машин, что даже смог как в Лондоне порой бывает летом и ничего, живут люди и не жалуются... Смоленску с выхлопами авто до Москвы как до Китая doggystyle :)
Добавлено: 01 авг 2008, 13:39
diesel
Azazelius писал(а):Цитата(Azazelius @ 1.8.2008, 12:31) а тому и радуюсь, что цены скидывают на джипы :) не факт, что у них от этого воздух то чище станет :) ой не факт! нет. она именно "рубль" бережет, а здоровье неа... сколько людей курят, например. Возьмем ту же Москву - там оч.много машин, что даже смог как в Лондоне порой бывает летом и ничего, живут люди и не жалуются... Смоленску с выхлопами авто до Москвы как до Китая doggystyle :)
А вот и напрасно ты так думаешь, я живу в Европе, нормы Евро 4, выхлопа я не ощущаю даже при долгом стоянии в туннелях, а европейцы любят именно малолитражки (претензии по качеству топлива не принимаю, так и так у малолитражки выхлоп меньше)
Добавлено: 01 авг 2008, 15:08
anovikov
Подтверждаю, у нас на Кипре то же самое, нормы евро-4, воздух офигенно чистый, хотя самая автомобилизированная страна в Европе.
Намного чище чем в Смоленске, даже в пробке в центре города (ну, пробок как таковых на Кипре не бывает, просто когда трафик большой).
Добавлено: 01 авг 2008, 16:01
Azazelius
Цитатая живу в Европе, нормы Евро 4, выхлопа я не ощущаю даже при долгом стоянии в туннелях[/quote]
дык не вопрос, у меня тоже Евро-4 :) соответствует :) а двигатель далеок не маленького объема
Добавлено: 01 авг 2008, 16:46
winzard
Тем временем, экспортные пошлины на нефть повышены до почти 500 баксов за тонну.
Добавлено: 01 авг 2008, 17:48
Videor
winzard писал(а):Цитата(winzard @ 1.8.2008, 13:46) Тем временем, экспортные пошлины на нефть повышены до почти 500 баксов за тонну.
Всё правильно, обещали же налоги нефтянникам понизить.
Добавлено: 01 авг 2008, 18:35
diesel
Azazelius писал(а):Цитата(Azazelius @ 1.8.2008, 15:01) дык не вопрос, у меня тоже Евро-4 :) соответствует :) а двигатель далеок не маленького объема
И что ты хочешь этим сказать? Что Евро-4 большой движок коптит так же, как и маленький? Не верю.
А еще я знаю ситуацию, когда товарищ поэксплуатировал машину в России два месяца, а затем в Европе не прошел контроль эмиссии (чистоты выхлопа на нормы Евро-4), пришлось менять нейтрализатор, а это штука дорогая. Так что на российском бензине твой Евро-4 весьма условен.
Поэтому завозимые машины с большим двигателем оказывают на экологию Смоленска куда больший вред, чем малолитражки. В Америке бензин, наверное, получше, а если мерикосы пересаживаются на малолитражки, то и с экологией в ам. городах должно стать получше.
Добавлено: 01 авг 2008, 18:43
leo
у нас ещё демократичные цены. взгляните на Украину, там скажем в Одессе под 7 грв 95 стоит! а это где-то 37 рублей! вот так-то так что не делайте из мухи слона.. цены в России плавно тянуца к европейским, а вот качество этого самого бензина традиционно по-российски никуда не тянеца :) и висит в районе Евро-2 и это на лучших заправках..
Добавлено: 01 авг 2008, 20:33
mezon
Насколько слышал в планах загнать цену до стоимости 1 евро,постепенно повышая по 30-50 копеек.Самое редкое явление-а вы видели когда-ни ть,чтобы цены падали?На юге уже около евро бенз стоит.
Добавлено: 02 авг 2008, 01:26
indigo
mezon писал(а):Цитата(mezon @ 1.8.2008, 20:33) Насколько слышал в планах загнать цену до стоимости 1 евро,постепенно повышая по 30-50 копеек.Самое редкое явление-а вы видели когда-ни ть,чтобы цены падали?На юге уже около евро бенз стоит.
О чьих планах Вы такое слышали??? А главное где???
Добавлено: 02 авг 2008, 10:15
Fil
Россия вышла на первое место по добыче нефти.
http://www.energospace.ru/2008/06/11/rossi...-vyshla-na.html Как сообщает агентство "Синьхуа", Международное энергетическое агентство (MЭА) со штаб-квартирой в Париже сообщило, что в первом квартале текущего года средняя добыча нефти в России составила 9,5 млн. баррелей в сутки. Россия по этому показателю вышла на первое место в мире, опередив Саудовскую Аравию.
По данным МЭА, в первом квартале суточная добыча нефти в Саудовской Аравии составила 9,2 млн. баррелей, в США - 5,1 млн. баррелей, в Иране - 4 млн. баррелей. Китай на пятом месте с 3,8 млн. баррелей.
А теперь взляните на это: :diablo:
[attachment=2565:Вести_2008_07_20.jpg]
вот такие цены у стран импортеров и экспортеров
А это наши соседи:[attachment=2566:Вести_2008_07_20_.jpg]
Добавлено: 02 авг 2008, 12:05
anovikov
Не надо забывать что эти рейтинги отражают только традиционную нефть, если учесть еще и нетрадиционную то еще много добывает Канада (уже почти 5 миллионов bpd), да и США 8.3 миллиона баррелей в день.
Добавлено: 02 авг 2008, 17:52
Fil
anovikov писал(а):Цитата(anovikov @ 2.8.2008, 13:05) Не надо забывать что эти рейтинги отражают только традиционную нефть, если учесть еще и нетрадиционную то еще много добывает Канада (уже почти 5 миллионов bpd), да и США 8.3 миллиона баррелей в день.
Ну, да и по флагу им в обе руки, пусть добывают ещё бр больше. США самый большой импортёр нефти и при этом цены на бензин ниже, чем в России. А Россия не импортирует нефть. У нас её и так до фига. Получается правительство стран добытчиков может для своего народа, в нутри страны, держать цены в узде, на уровне намного ниже мировых, а наше не хочет.
Добавлено: 02 авг 2008, 20:06
mezon
indigo писал(а):Цитата(indigo @ 2.8.2008, 2:26) О чьих планах Вы такое слышали??? А главное где???
Язык до Киева доведет,а есть повод не верить?