Белый писал(а):Предлагаю версию.
Оставляем за скобками спешку при подготовке визита, пожелания польского покойного Президента, неподготовленность Смоленск-Северного как для польского борта, показательный уход Ил-76, вполне обыкновенную работу РП, и все остальное - косвенное в цепочке событий.
Главной причиной катастрофы все же видится последовательность грубых ошибок пилотирования экипажем 101-го борта :
1. Садились в СМУ, ниже минимума - факт. Вместо решения уйти на запасной,
или перейти в зону ожидания, СПЕШИЛИ примоститься ДО бОльшего ухудшения метеоусловий.
Поэтому - и вопрос "успеваем?" ( фраза из переговоров, как свидетельствовал один из прослушивавших ), и решение садиться сразу, возможно, с нарушением по схеме посадки на Северный. ( По ходу : в реальности такие решения не есть редкость, к сожалению - это просто ментальное.
Поэтому, и РП мог НОРМАЛЬНО к этому отнестись. )
2. ТВГ и ДПРМ могли и НЕ ПРОХОДИТЬ вообще, заходя в глиссаду между ДПРМ и БПРМ правым разворотом, по приборам, ПОЧТИ ПРАВИЛЬНО - по скорости, по высоте, по вертикальной и по режиму. Дико самоуверенно, но опять-таки не исключено.
3. Ниже высот, скажем где-то от 100 до 50, на глиссаде, экипаж стал активно ИСКАТЬ ЗЕМЛЮ
( согласуется с тем же свидетельством о переговорах в кабине ).
И КВС, и второй - смотрели НЕ на доску. А по доске - борт мог пойти В СКОЛЬЖЕНИЕ.
За считанные секунды - это потеря высоты и скорости ( из-за увеличения лобового сопротивления самолета ). Когда заметили - времени и высоты у них УЖЕ НЕ БЫЛО.
Полагаю, если запись переговоров таки появится, польского аналога запроса штурмана на ВПР "решение?" и ответа КВС "садимся" или "уходим" мы не услышим. Оба варианта были уже невозможны.
Здесь же и о прекращении радиообмена с РП - со стороны экипажа он просто потерял смысл.
3 ( дополнение ). В скольжение борт мог войти как вследствие маневра по п.2, так и по причине потери ориентации КВСом и вторым пилотом - психологическое напряжение слепой посадки в условиях неавтоматического захода есть уже достаточным для того, дабы пропустить вход в скольжение.
4. Разумеется, когда увидели причину потери высоты и скорости, пытались вырулить,
уже рефлексивно, в шоке. Увы, ТОЛЬКО рефлексивно, поскольку особенности рельефа перед полосой знали ( КВС по крайней мере, точно ). Могли и "еще помочь" - если энергично взяли на себя "рога"
( вместе с РУДами на взлетный ), чем добавили просадку борта. Как бы уже ни было,
пошли стричь деревья.
5. Потеря части консоли крыла окончательно решила процент выживаемости в этом рейсе.
А для экипажа с этого момента и пошли те "драматические" последние секунды записи.
На самом деле, считаю, ЭКИПАЖ ВСЕ УЖЕ ЗНАЛ несколько раньше - когда стала ясной причина потери высоты и скорости - п.3. А СТАЛ ДЕЛАТЬ - с п.1.
Грубые нарушения, допущенные экипажами - как известно, самая распространенная причина катастроф. То, что случилось под Смоленском - классика, к сожалению. Увы, было, есть и будет.
Соболезнования родственникам и близким погибших.
НЕ НАРУШАЙТЕ, ДУМАЙТЕ, ЦЕНИТЕ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ - всем.
p.s.0 Aml'у - глубокое почтение.
p.s.1 Ту-154М - хорошая машина, лучше многих.
p.s.2 Смоленск-Северный - обычный российский аэродром.
p.s.3 Полное разрушение конструкции Ту-154М в рассматриваемом столкновении - очевидно.
p.s.4 Попытки искать зацепки и противоречия в документах - бессмысленны и непродуктивны.
p.s.5 Искуственный туман, сталинская береза, и прочая х. - закусывать надо.
По п.2 - хулиганство это. И РП услал бы их сразу, с такими персонами на борту. Если б просто чартер какой был и пилот каждый день здесь ошивался, и не в СМУ же! Да и что бы это дало по времени - макс 10 минут.
Да и за скольжением бы, как раз в этот момент и смотрели, ВПР - то рядом уже.
По п.3 - На этих высотах они бы были в районе БПРМ. А они уже деревья в том районе косили.