А у главного польского русофоба клиническое осеннее обострение.
Политика на обломках
Ярослав Качиньский ждет «оранжевой революции» в России
Вчера лидер крупнейшей оппозиционной партии «Право и справедливость» (ПиС) Ярослав Качиньский (на снимке) в интервью польскому изданию журнала «Ньюсуик» использовал апрельскую авиакатастрофу под Смоленском для выдвижения политических претензий к России и политическим оппонентам внутри страны. Опережая выводы следствия, он сказал, будто пилотов ввели в заблуждение, сославшись на «испорченное оборудование в самолете», «целенаправленные действия», «полное отсутствие квалификации и пьянство тех, кто был на аэродроме». Лидер ПиС также дал понять, что причины трагедии удастся выяснить лишь после политических перемен в России: «Верю, что никто не вечен. Владимир Путин тоже. Может, произойдет «оранжевая революция» в России?»
10 апреля при заходе на посадку в аэропорт Смоленска разбился польский самолет, тогда погибли брат-близнец лидера ПиС президент Лех Качиньский с супругой Марией и еще 94 польских гражданина. Ныне Ярослав Качиньский и его ближайшее окружение считают, что политическую и моральную ответственность за катастрофу несут премьер-министр Дональд Туск, президент Бронислав Коморовский, глава МИДа Радослав Сикорский, министр обороны Богдан Клих и другие политики из «Гражданской платформы», в руках которой сейчас находятся все ветви власти. В интервью польскому «Ньюсуику» Качиньский заявил, что больше не подаст руки Коморовскому и Туску за то, что они не хотят узнать правду об авиакатастрофе. Лидер ПиС не скрывает, что сделает эту тему лейтмотивом кампании на выборах в парламент, которые состоятся в будущем году. Г-н Качиньский хочет вновь стать премьером, как это уже было в 2006--2007 годах, когда президентом был его брат. Влиятельная газета «Политика» свела риторику оппозиции к одному тезису: «Президент был бы жив, если бы не Туск».
Внимание к расследованию причин авиакатастрофы на днях подогрела «Газета выборча». По ее версии, Москва опасалась дипломатического скандала, если бы президент Лех Качиньский, уже опаздывавший на траурные мероприятия в Катыни, не смог приземлиться в Смоленске. В аэропорту Северный самостоятельно не могли решиться на его закрытие. А в Москве, дескать, решили, что, несмотря на неблагоприятные погодные условия, полякам следует разрешить посадку -- «может, у них получится». Правда, как перед полетом в Смоленск премьера Туска 7 апреля, так и накануне полета президентского лайнера 10 апреля российская сторона предлагала посадку в Брянске. Поляки не согласились. Тем не менее уже появились комментарии о «коллективной польско-российской ответственности за катастрофу под Смоленском».
Послезавтра, 30 сентября, в Москву вылетают польские эксперты, которые впоследствии займутся раскопками на месте авиакатастрофы. Об этом сообщила канцелярия премьер-министра Дональда Туска. Ранее заместитель генпрокурора России Александр Звягинцев сказал о согласии российской стороны на приезд польских специалистов для исследования места катастрофы под Смоленском. При этом осмотр будет проводиться совместно, а российская сторона его профинансирует и поставит соответствующее оборудование и технику.
Главный военный прокурор Польши генерал Кшиштоф Парульский сказал, что пока в Смоленск выедут польский прокурор и три эксперта из Польской академии наук. Именно они изучат условия выезда в этом году археологов на место трагедии и детали «возможной инспекции территории и исследований поверхности». «Мы глубоко убеждены, что на месте катастрофы все еще могут находиться останки жертв», -- подчеркнул генерал Парульский. Задержку с выдачей разрешения, за которым поляки обратились еще в мае, прокурор объяснил тем, что «у российской стороны были правовые сомнения относительно допуска польских археологов». В свою очередь министр юстиции Польши Кшиштоф Квятковский заявил, что российской стороне следует как можно скорее передать Польше обломки самолета Ту-154М. Он добавил, что это не просто доказательный материал -- с обломками разбившейся машины связаны «крайне сильные эмоции семей, которые потеряли своих близких в катастрофе».
Вчера польский генеральный прокурор Анджей Серемет сказал, что следствие прошло половину пути, это касается не только сроков, но и объема собранных материалов. Дальнейшую динамику следствия он поставил в зависимость от получения материалов, которых в Польше ждут от российской прокуратуры. Среди них протоколы вскрытия, документы о диспетчерской службе и организации работы аэропорта Северный, а также вещественные доказательства в виде обломков самолета и оригиналов бортовых самописцев. «Может быть, это произойдет во время визита прокуроров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, который планируется на 14 октября», -- сказал г-н Серемет.
Политизация трагедии и упреки в адрес России в польских СМИ сказались на настроениях поляков. Согласно опросам Центра исследования общественного мнения, 56% поляков негативно оценивают действия российских властей в расследовании обстоятельств трагедии. 53% считают, что Россия не заинтересована в честном выяснении ее причин. Еще больше поляков критикуют Россию за медлительность при передаче информации и материалов, касающихся катастрофы. В мае настроения были совсем другими -- 60% поляков выражали надежду на сотрудничество с Россией и подчеркивали перелом к лучшему в отношениях двух стран.
Руководитель следственной группы причин авиакатастрофы с польской стороны, глава МВД Ежи Миллер в беседе с корреспондентом «Времени новостей» сказал: «Российские учреждения, занимающиеся расследованием этой катастрофы, передают польской стороне все больше материалов. Я рад, что польские эксперты, которые занимаются анализом причин трагедии, могут их использовать». На вопрос «ВН», можно ли ускорить следствие, чего добиваются поляки, министр ответил: «Столкнувшись с несчастьем, люди всегда хотят того, чтобы его причины стали известны как можно раньше, чуть ли не завтра. Не стоит удивляться желанию поторопить расследования. Но все, кто сейчас занимается анализом причин катастрофы, знают: это очень трудная работа, которая требует времени».