maximkr писал(а):Не знаю, мне кажется что понятие "платить за то, что не глючит" резко противоречит психологии клиентов. Vы продаем продукт, а потом продаем обновления с поддержкой. Часто (десятки случаев) бывает так, что у клиента все работает нормально, он забивает на покупку апгрейдов, а через 2-3 года решает все обновить. Но т.к. поддержкой они все эти годы не пользовались, то поголовно просто хотят по этому поводу скидку. Сначала писал телеги на страницу с убеждением их в правильности нашей модели, а потом забил - сейчас сразу предлагаю 35% скидку.
Макс, ну я ж сказал выше, что платят они не за то, что "не глючит". Как правило, сотрудничество не ограничивалось одним проектом, потому что какие-то компы и сети уже есть, и даже, к примеру, если я им налажу бесперебойную работу интернета, это не значит, что на компах от этого перестанут шляться вирусы или принтеры не будут периодически отказываться печатать. Были клиенты, конечно, работа с которыми была разовой, но как правило, это чисто психологические заморочки в духе "ваш специалист нам не понравился, мы вам не будем больше звонить", и как правило, это было среди частных лиц.
С точки зрения клиента, он платит или товар или за услуги, но не за гарантии. Клиент не воспринимает таких вот сервисников как страховую компанию, которая в случае серьезных проблем будет сидеть месяц и правда все починит за $50 абонплаты.
Как воспринимает меня клиент -- это сугубо его личные заморочки
![Улыбка :-)](./images/smilies/ab.gif)
В какой-то момент я стал жёстко предлагать определённую схему работы, и если клиент не соглашался, то я просто с ним не работал, потому что это означало, что клиент проблемный и вынесет мозг и в конечном итоге я рискую либо вообще денег не получить, либо получить их гораздо меньше, чем работа стоит.
Можно рассмотреть ситуацию чисто с бытовой точки зрения: покупаю я телевизор, например. Если я выбрал дорогую модель, то ожидаю, что проблем с ней не будет. Если дорогой телек не глючит, то я считаю это своей заслугой, ведь я денег заплатил. И пофиг кто его посоветовал - он за свои услуги уже деньги получил. Ну и никакую абонплату за мой личный работающий телек я платить не намерен.
Подчеркну ещё раз -- как правило, нужды клиента не ограничиваются одной задачей. В процессе эксплуатации всплывает что-нибудь ещё, а потом добавляются рабочие места в офис, а потом открывается ещё какая-нибудь точка, а потом... Ну в общем, как-то так. Это примерно как я купил дорогой телевизор, а потом мне захотелось, чтобы он стал побольше, а потом чтобы он проигрывал флэшки, а потом чтобы его можно было в сетку включить, и показывать фильмы с винта моего ноута, а потом ещё что-нибудь... Как-то так.
С другой стороны, я могу купить дешевый телек, заглючит он - ну значит не повезло, куплю другой или этот буду ремонтировать. Это совершенно не значит, что кто-то виноват, ведь проблемы с железкой - это доказательство того, что мои требования/вкусы выходят за рамки средних, и обычно я готов за них заплатить.
Ты рассуждаешь теоретически
![Улыбка :-)](./images/smilies/ab.gif)
А я на эти грабли несколько раз наступал
![Улыбка :-)](./images/smilies/ab.gif)
Когда директор конторы резко урезает бюджет на железки, приходится покупать то, что в этот бюджет вписывается, а потом оно глючит и отваливается. А потом он говорит, что "я же не специалист, вы мне посоветовали оборудование, я его оплатил, так что теперь трахайтесь как хотите, но всё должно работать!"
Скажем, если я покупаю пылесос Кирби за 100 тыщ просто потому, что это самый лучший пылесос - я чувствую себя лохом, которого развели на бабки. А если я до этого Кирби перепробовал десяток пылесосов (ни один из которых объективно не подошел) и вынужденно покупаю Кирби - я чувствую себя эстетом с тонким вкусом и высокими требованиями :) Переплачивать за железку, которая решает реально отсутствующие у меня проблемы мне кажется суровым моветоном, лучше к этому не склонять.
Бывает такое, что клиенту приходится долго объяснять сначала, что ему НА САМОМ ДЕЛЕ НУЖНО для решения той задачи, которая перед ним стоит
![Улыбка :-)](./images/smilies/ab.gif)
Я никого не заставлял переплачивать, просто они не в курсе нюансов функционирования тех систем, которые надо было построить, а я в курсе. И всегда предлагал только то железо, которое там реально нужно, без каких-либо излишков в функционале или в цене.
Пылесос Кирби -- это не совсем корректный пример. Чтобы было понятнее, лучше взять автомобиль. Приезжаешь ты на сервис, твою машину проверяют и говорят, что вот нужно поменять сайлентблоки рычага, причём лучше взять такие-то, такого-то производителя, а FEBEST, скажем, лучше не брать. Для тебя это всё звучит примерно как "глокая куздра", но ты идёшь в магазин и узнаёшь, что FEBEST -- это один из самых дешёвых производителей. Твои действия?
![Улыбка :-)](./images/smilies/ab.gif)