Теперь немного о вузах.
Если вы наивно полагаете, что современный вуз предназначен для обучения студентов, то глубоко ошибаетесь. У Министерства образования и науки совсем иное мнение на этот счет. Согласно последним веяниям, бюджетный вуз должен заниматься наукой и коммерческой деятельностью. Если он при этом еще и студентов учит, это тоже хорошо. Но не обязательно. По крайней мере, именно такой вывод следует из того, по каким критериям оценивается эффективность вуза в течение последних нескольких лет.
Думаете, министерство будет считать вуз эффективным, если у него сильный педагогический состав, хорошая лабораторная база, издаются учебники, ведется методическая работа, выпускников готовят по востребованным направлениям, работодатели высоко оценивают уровень выпускников? Черта с два! Ни один из этих показателей на эффективность вуза не влияет. Т.е. если вуз блестяще занимается своими прямыми обязанностями – учит студентов, то, по мнению министерства, он не эффективный и его нужно закрыть.
Не верите? Тогда посмотрите только что вступивший в силу Перечень показателей эффективности деятельности федеральных бюджетных и автономных образовательных учреждений высшего образования и работы их руководителей -
https://gkrfkod.ru/zakonodatelstvo/Prik ... 2018-N-41/
Качество образования в показателях эффективности представлена двумя пунктами: средний балл ЕГЭ студентов и удельный вес численности обучающихся по программам магистратур. Спрашивается, а какое отношение имеют эти два показателя к оценке КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ в вузе? Средний балл ЕГЭ – это оценка качества образования школьника ДО вуза (т.е. оценка работы школы, репетиторов и самого школьника) И то, достаточно спорный показатель. Но тем не менее, вуз считается эффективным по качеству образования, если смог себя прорекламировать и к нему пришли абитуриенты с высокими баллами. А собственно качество преподавания в вузе не оценивается совсем (нет таких критериев).
Второй же пункт вообще читать смешно. Контрольные цифры приема в магистратуру определяет министерство и вуз на этот показатель повлиять не может. Т.е. министерство само назначает, какой вуз эффективный по этому показателю, а какой – нет. А потом само же и оценивает.
Остальные критерии эффективности к качеству учебного процесса вообще никакого отношения не имеют. Оценивается:
2. Международная деятельность (сколько иностранных студентов учится в вузе и сколько иностранных преподавателей в нем преподает).
3. Научная деятельность (она измеряется в рублях (динамика увеличения доходов от научной деятельности) и в числе публикаций в научных журналах)
4. Финансовая деятельность (динамика роста (увеличения) доходов из средств от приносящей доход деятельности по сравнению с предыдущим периодом), отношение средней заработной платы к средней заработной плате по экономике региона, качество финансового менеджмента).
Т.е. эффективный бюджетный вуз, это вуз, занимающейся научной и коммерческой деятельностью и из года в год увеличивающий свою прибыль и платящий преподавателям высокую зарплату. Точка.
Парадокс в том, что если вуз вообще не наберет студентов и не будет их учить, то по министерским критериям может быть весьма эффективным. А если наберет, но учить не будет, т.е. не будет тратить на это время профессорско-преподавательского состава, а все силы бросит на выполнение министерских показателей, то окажется очень эффективным. Со всеми вытекающими отсюда плюшками.
И вы еще надеетесь, что ваших детей в этих вузах будут чему-то учить? Студенты в нынешних условиях эта обуза, мешающая повышать показатели эффективности. А соответственно, мешающая руководству вузов получать премии и поощрения. Да, впрочем, не только руководству, но и всему профессорско-преподавательскому составу.