KoD@K писал(а):Есть множество способов использовать ретро-трамвай. Но ни у кого нет созидательного мышления о том, как его можно использовать в Смоленске.
Это очень верно подмечено. Поэтому начинать надо не с фразы "Дядь, дай миллиончик", а с четкого плана, зачем этот трамвай нужен. Я уже выше писал, что небольшое дооборудование вагона в экскурсионный никак не может стоить более миллиона рублей, тогда как затея с вагоном-музеем (которая легко может потянуть и на большую сумму) представляется несколько сомнительной. При этом переделки под эти два вида использования, на мой взгляд, носят диаметрально противоположный характер, что исключает возможность использования трамвая в двух ипостасях.
Далее стоит обратиться к экономической стороне вопроса: сколько будет работать этот вагон, сколько будет стоить билет и сколько клиентов ожидается привлечь. Между тем, расценки, как показывает гугление, немаленькие. Скажем, экскурсия по Чистым прудам стоит 21 тыс. рублей. Допустим, удастся найти 50 человек. Значит, каждый заплатит более 400 рублей! Да у нас народ возмущается, как это за "Музейную ночь" нужно платить 150, а здесь и тема более специфическая, и "развлекухи" меньше. Или нижегородский трамвай-кафе. Там расценка сразу указана - 600 руб. с человека, при этом все, что связано с кафе, "можно приобрести" - видимо, за отдельную плату. Так что, предположу, что и в дальнейшем это будет вещь либо маловостребованная, либо сильно дотационная.
Теперь по статье.
В России подобные музеи имеются только в достаточно крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Все музеи являются государственными и созданы при трамвайных парках. Любой посетитель может ознакомиться с трамваями и троллейбусами разных исторических периодов. Большая часть техники, как правило, находится в исправном техническом состоянии, и за дополнительную плату любой желающий может совершить короткую поездку на трамвае с экскурсоводом.
Могу ошибаться, но говорить, что музеи созданы при парках, неверно. В Москве музея в классическом понимании (т.е. как места, где можно их все увидеть "человеку с улицы") нет вообще, есть собрание вагонов, хранящихся по принципу "где удобнее". В Петербурге с этим лучше, там под коллекцию выделен комплекс бывшего трамвайного парка - но это, все-таки, не "музей при парке", а музей, как часть структуры общественного транспорта в целом.
Маршруты таких экскурсий чаще всего проходят либо по территории депо, которые обычно в разы больше смоленского трамвайного парка, либо по близлежащим улицам – ресурс антикварной техники не бесконечен.
Интересно, каким образом предлагается увеличить "в разы" территорию нашего трампарка

Ну и не очень представляю, в чем интерес за пару сотен рублей съездить на РВЗ до, к примеру, Рославльского кольца.
Сами же экскурсии по большей части, посвящены истории развития электрического транспорта в городе, а не истории самого города, как это предлагается делать в Смоленске.
Интересно, откуда вдруг точно стало известно, что будет именно экскурсионный вагон? И, опять же, повторюсь, не понимаю, как могут потянуть на миллион рублей радиофикация вагона и минимальное его благоустройство.
Замечательна также и сама идея рассказывать историю электротранспорта без опоры на исторические места. Я насчитал шесть зданий вдоль трамвайных линий, которые хоть как-то можно "привязать" к более-менее отдаленным временам: это Музей "Русская старина" и здание вечерней школы на улице Тенишевой, "Юнона", "пятерка" и "Дом специалистов" на Гагарина и бывшая тюрьма на 12 лет Октября. К истории электротранспорта все они, само собой, отношения не имеют. Все остальное придется рассказывать по принципу: "а вот раньше здесь было"... Не уверен, что в экскурсию удастся включить старый трамвайный парк: во-первых, туда нужно идти пешком, во-вторых, это частная территория, и, в-третьих, там все в порядочной разрухе.
Трамваи-рестораны популярны во многих странах. Есть подобный опыт и в России. Вагон с сервированными столиками ходит по Нижнему Новгороду, в Москве эксплуатируется специализированный вагон-трактир «Аннушка». Оба вагона (московский и нижегородский) переделаны из современных моделей трамваев.
Интересно, автор статьи интересовался организационным аспектом? Вот как это вижу я. ТТП является государственным предприятием, созданным специально для организации перевозок пассажиров электротранспортом. Все прочее для него является непрофильными видами деятельности. Но есть деятельность, так сказать, общественно полезная (те же экскурсии), а есть такая, что направлена исключительно на зарабатывание денег (ресторан). С другой стороны, работа точки питания требует организации определенного подсобного производства: нужно закупать продукты, где-то их хранить, готовить, доставлять. Таким образом, я могу себе представить трамвай-ресторан только как филиал, скажем, сети "Пицца-Домино". Вследствие чего возникает вопрос: а точно за это следует платить из городской казны?
Подобная идея вполне могла бы прижиться и в Смоленске, если бы не ужасное состояние рельсового полотна. Интересно было бы посмотреть, как официант смог бы не пролить напитки или, например, не обернуть тарелку с супом, если бы трамвай в тот момент ехал по Пятницкому путепроводу…
Забавная мысль организовать питание на ходу. В моем понимании, желание сходить в ресторан не возникает спонтанно - для утоления голода достаточно сосиски в тесте. Поэтому затея с заведением общепита, которое нужно ловить по городу, выглядит странновато. Интересно, а что будут делать, если вдруг на кухне кончится запас воды?! (Наверное, всех высадят где придется и поставят табличку "В парк"

)
Ретро-трамваи в качестве памятников, находящиеся на вечном приколе, достаточно популярны в России. Для реализации этой идеи в Смоленске даже не потребуется покупать новый вагон у витебских коллег. Один вагон РВЗ-6 непригодный для эксплуатации до сих пор сохранился в трамвайном парке.
Все-таки РВЗ-6 не настолько "ретро", чтобы становится памятником. Можно без лишнего пафоса: выгородить кусок территории у центральных ворот трампарка, сделать туда вход с улицы через калитку, запираемую на ночь, - и все. Можно также рядом поставить неходовой ЛМ-93. Вот только красить их придется ежегодно, климат у нас такой.
Читатели постарше помнят, как в 80-е годы по праздникам на улицах Смоленска можно было увидеть ярко раскрашенный трамвай, на котором возили то оркестр, играющий праздничные марши, то скоморохов и арлекинов, поздравляющих горожан с праздниками. Вроде бы иногда на этом вагоне марки РВЗ-6 даже катали школьников.
Интересно, сколько раз в общей сложности он выезжал из парка? Идея сама по себе отличная, но, опять же, денег не приносящая, при этом "сосущая" их регулярно.
P.S. А вообще, есть множество более реальных идей, как использовать "лишний" миллион. Вот, например, подъезды дома, где я живу, выходят прямиком на внутриквартальный проезд, по которому постоянно снуют машины со всего микрорайона. Вот если бы его расширить хотя бы до 5 метров и сделать тротуар, чтобы не приходилось перемещаться по собственному двору "короткими перебежками". Но это, увы, фантастика
