В Смоленске упал самолет

с польским президентом

Разговоры обо всем
ВВС
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 02 июн 2010, 13:31
Откуда: Тверь
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение ВВС »

ukcuka писал(а):
ВВС писал(а):Интересно было бы выслушать объяснения наложения времени (0,1 сек) завершения фразы на время начала другой фразы одним и тем же человеком. В нескольких местах имеется. ???????
Пример можно, чтобы не искать?
(Я надеюсь, что имеется в виду не "А", под которым явно подразумеваются несколько разных людей?)
Конечно можно. ШТ высота 60 потом 50. Конец фразы 60 наложен на начало 50 ( -0,1 сек). За минус 0,1 сек самолет теряет высоту 10метров.
Мисюль
Сообщения: 275
Зарегистрирован: 07 май 2010, 15:47
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение Мисюль »

diagnoza писал(а):
Может быть. Да, оставим это. Сколько людей, столько мнений. Я там выше, вас, просила проанализировать. Зентас(Zie,ntas)-это имя или это все-таки прибор?[/quote]
Artur Ziętek - Артур Зентек - штурман :sorry:
http://radom.gazeta.pl/radom/1,48201,78 ... ra_Tu.html[/quote]
Посмотрите какое совпадение, только разные буквы на конце .ZięteK-фамилия и ZiętаS - http://www.youtube.com/watch?v=eUzUQiZD ... re=related. В 10-31-07 2П "wychodzi, ze aaa.... TAWS, wystarczy, zeby ZiętaS wprowadzie". Что или кого он имеет в виду.
Последний раз редактировалось Мисюль 04 июн 2010, 12:52, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
Д.Петров
Сообщения: 370
Зарегистрирован: 17 апр 2010, 16:44
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение Д.Петров »

zal писал(а):zal » 04 июн 2010, 11:58

я слаб что-то в давлении стал. кто поможет
у меня вышло так. высота полосы 250? (уточните, плз., кто знает)
в тот день на уровне моря было 1024 мегапаскалей, персчитал в мм рт ст - 768 вышло. Потом отнял 745 - 23 вышло. Потом умножил на 12 (это пересчет мм в метры высоты у земли)- вышло 276 метров. Уровень аэродрома какой?

после этого проверил ещё раз, но все развно сомневаюсь, кому не лень и кто дружит с физикой - проверьте, пожалуйста
Я Вам доверяю. По приводимым ранее графикам ( с абсолютными, а не относительными высотами) уровень аэродрома около 256 метров. Теоретически, если экипаж пользовался только БВ и не видел земли, самолет должен был пройти в 20 метрах над ВПП.
ВВС
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 02 июн 2010, 13:31
Откуда: Тверь
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение ВВС »

starr-per писал(а):Блин. Хоть бы Леонов появился.
Тот сразу вкурит.
Схожие с тобой мысли уже были озвучены ранее. И САМ и я ВВС писали, что фактически самолет заходил на БПРМ как на торец ВПП, руководствуясь РВ. Резкое падение высоты обусловлено набегающим склоном. И ни какой там чумовой вертикальной.
Аватара пользователя
diagnoza
Сообщения: 1312
Зарегистрирован: 11 апр 2010, 17:37
Откуда: Польша
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение diagnoza »

Мисюль писал(а):Зентас(Zie,ntas)-это имя или это все-таки прибор?
Artur Ziętek - Артур Зентек - штурман :sorry:
http://radom.gazeta.pl/radom/1,48201,78 ... ra_Tu.html[/quote]
Посмотрите какое совпадение, только разные буквы на конце .ZięteK-фамилия и ZiętаS - http://www.youtube.com/watch?v=eUzUQiZD ... re=related. В 10-31-07 2П "wychodzi, ze aaa.... TAWS, wystarczy, zeby ZiętaS wprowadzie". Что или кого он имеет в виду.
Спокойствие, только спокойствие... (С)
КВС ожидает, что Артур Зентек - кликуха Зентас - введет в ТАВС ........ - то, чего мы не знаем, а о чем я спрашивала страниц Х тому.
З/ы. Вы это специально или как? (можно в личку).
Последний раз редактировалось diagnoza 04 июн 2010, 12:57, всего редактировалось 1 раз.
В действительности всё не так, как на самом деле.
Аватара пользователя
Ataman
Сообщения: 275
Зарегистрирован: 20 апр 2010, 15:29
Откуда: Волгоград
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0
Контактная информация:

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение Ataman »

Сколько ни читаю расшифровку, - нет ни слова о вращении самолёта...
ЮрийА
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 13 апр 2010, 10:15
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение ЮрийА »

А что за просадка на 50 м о которой все говорят?
Это продолжение движения по глиссаде на 50м высоты?
Это падение на 50 м высоты?
----------------------------------
Все данные говорят о том, что было резкое изменение вертикальной скорости.
Также данные говорят о том что экипаж ничего не собирался нарушать. Данные говорят и о том, что предприняты все действия по уходу на высоте 100 - 80 м в рамках карты полета на автопилоте.
----------------------------------
Это что за автоматика ухода такая? Как в мультиках - нажал и упал?
Бред какой-то. Первое что должна обеспечить автоматика это "не навреди"!
Уж глиссаду она не должна портить при выполнении "уход"? Все алгоритмы должны быть на это расчитаны!
----------------------------------
Дело не в экипаже и его действиях. Нужно смотреть что сотворил автопилот.
Нужны данные с пар. ящиков.
zal
Сообщения: 1978
Зарегистрирован: 01 май 2010, 17:47
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение zal »

Д.Петров писал(а):
zal писал(а):zal » 04 июн 2010, 11:58

я слаб что-то в давлении стал. кто поможет
у меня вышло так. высота полосы 250? (уточните, плз., кто знает)
в тот день на уровне моря было 1024 мегапаскалей, персчитал в мм рт ст - 768 вышло. Потом отнял 745 - 23 вышло. Потом умножил на 12 (это пересчет мм в метры высоты у земли)- вышло 276 метров. Уровень аэродрома какой?

после этого проверил ещё раз, но все развно сомневаюсь, кому не лень и кто дружит с физикой - проверьте, пожалуйста
Я Вам доверяю. По приводимым ранее графикам ( с абсолютными, а не относительными высотами) уровень аэродрома около 256 метров. Теоретически, если экипаж пользовался только БВ и не видел земли, самолет должен был пройти в 20 метрах над ВПП.
Я не считал выше-ниже, мне хотелось получить параметр давления на аэродроме исходя из данных давления, что общедоступны на тот день на серверах погоды.
И если я правильно посчитал, то выходит что либо высота аэродрома 276, либо давление 747 на уровне аэрожрома.. Откуда это взялось - не могу понять, потому и просил проверить мои вычисления.
apspositive
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 02 июн 2010, 14:54
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение apspositive »

Ataman писал(а):Сколько ни читаю расшифровку, - нет ни слова о вращении самолёта...
Оно занимало 4 секунды до падения. После удара о березу с разрушением крыла. Думаю ничего внятного никто уже ни сказать ни сделать не успел. Какие еще комментарии, если люди поняли что ВСЕ ?
Аватара пользователя
Slavic
ЕХИДЕН
Сообщения: 2221
Зарегистрирован: 17 апр 2010, 12:36
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение Slavic »

Сколько ни читаю расшифровку, - нет ни слова о вращении самолёта...
10:43:00,3 10:41:01,4 2P / 2П (нв) Kurwa mać!
Аватара пользователя
Д.Петров
Сообщения: 370
Зарегистрирован: 17 апр 2010, 16:44
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение Д.Петров »

ukcuka писал(а):
ВВС писал(а):Интересно было бы выслушать объяснения наложения времени (0,1 сек) завершения фразы на время начала другой фразы одним и тем же человеком. В нескольких местах имеется. ???????
Пример можно, чтобы не искать?
(Я надеюсь, что имеется в виду не "А", под которым явно подразумеваются несколько разных людей?)
ВВС писал(а): Конечно можно. ШТ высота 60 потом 50. Конец фразы 60 наложен на начало 50 ( -0,1 сек). За минус 0,1 сек самолет теряет высоту 10метров.
Вы бы ник поменяли. Не позорили.Вполне допустимая погрешность определения времени. Означает, что для каждой фразы начало и конец считался отдельно. Естественно, с некоторой погрешностью. И даже дошкольник понимает, что высота сответствует началу фразы. С погрешностью на реакцию смотрящего и говорящего. (Если не учитывать реакцию самого прибора).
Аватара пользователя
Д.Петров
Сообщения: 370
Зарегистрирован: 17 апр 2010, 16:44
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение Д.Петров »

Ataman писал(а):Сколько ни читаю расшифровку, - нет ни слова о вращении самолёта...
Есть.- "Курва!!!"
ukcuka
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 22 апр 2010, 12:53
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение ukcuka »

ВВС писал(а):
ukcuka писал(а): Пример можно, чтобы не искать?
(Я надеюсь, что имеется в виду не "А", под которым явно подразумеваются несколько разных людей?)
Конечно можно. ШТ высота 60 потом 50. Конец фразы 60 наложен на начало 50 ( -0,1 сек). За минус 0,1 сек самолет теряет высоту 10метров.
Вы что, считаете, что на высоте 60 м самолет был строго в конце фразы-отсчета штурмана "60", а на высоте 50 м -- строго в начале фразы-отсчета "50"?
Очевидно же, что сравнивать нужно начала соответсвующих фраз-отcчетов.
Хотя само наблюдение о перекрытии верно. Оно похоже, сопровождает весь этот отсчет штурмана, начиная со 100 м:
10:40:48,7 10:40:49,4 ШТ 100
10:40:49,6 10:40:50,1 ШТ 90
10:40:50,0 10:40:51,3 ШТ 80
10:40:51,5 10:40:58,0 Звуковой сигнал ВПР 400 Гц
10:40:51,8 10:40:52,4 ШТ 60
10:40:52,3 10:40:53,1 ШТ 50
10:40:53,0 10:40:53,6 ШТ 40
10:40:54,5 10:40:55,2 ШТ 30
10:40:55,2 10:40:56,0 ШТ 20
Причины, я думаю, лежат где-то в области погрешностей округления времени при расшифровке записи.
Последний раз редактировалось ukcuka 04 июн 2010, 13:15, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
Ataman
Сообщения: 275
Зарегистрирован: 20 апр 2010, 15:29
Откуда: Волгоград
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0
Контактная информация:

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение Ataman »

apspositive писал(а):Оно занимало 4 секунды до падения.
Ну хоть что-нибудь типа - крутит, или оборот, или крыло...
Д.Петров писал(а):Есть.- "Курва!!!"
Ну, это у нас "твою м...ть" означает всё, что угодно - от рождения до смерти.
Аватара пользователя
Карапузик
Сообщения: 4839
Зарегистрирован: 14 апр 2010, 20:28
Откуда: г. Томск
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение Карапузик »

ЮрийА писал(а):А что за просадка на 50 м о которой все говорят?
Это продолжение движения по глиссаде на 50м высоты?
Это падение на 50 м высоты?
----------------------------------
Все данные говорят о том, что было резкое изменение вертикальной скорости.
Также данные говорят о том что экипаж ничего не собирался нарушать. Данные говорят и о том, что предприняты все действия по уходу на высоте 100 - 80 м в рамках карты полета на автопилоте.
----------------------------------
Это что за автоматика ухода такая? Как в мультиках - нажал и упал?
Бред какой-то. Первое что должна обеспечить автоматика это "не навреди"!
Уж глиссаду она не должна портить при выполнении "уход"? Все алгоритмы должны быть на это расчитаны!
----------------------------------
Дело не в экипаже и его действиях. Нужно смотреть что сотворил автопилот.
Нужны данные с пар. ящиков.
да народ не вкуривает что просадка это высота на которую опустится ВС после начала выполнения процедуры "Уход" хоть автоматической хоть штурвальной, если самолет не в пике то первое движение РУДы вперед и дожать (кстати именно так друкают делать автоматический уход в ГА) как только дали режим скорость снижения уменьшается и даже если ничего не делать самолет начнет набирать высоту, а вот чтоб побыстрее как только попу прижало закрылки переставлять..
ВВС
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 02 июн 2010, 13:31
Откуда: Тверь
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение ВВС »

[quote="Д.Петров"] не надо про ники. Потише. Вы себе представляете как выглядит расшифровка речевого самописца??? Похоже нет. Погрешность? Вы о чем?? Как такую погрешность наложить на расшифровку параметрического самописца. Не порите чушь!!
Аватара пользователя
Д.Петров
Сообщения: 370
Зарегистрирован: 17 апр 2010, 16:44
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение Д.Петров »

ukcuka писал(а):
Вы что, считаете, что на высоте 60 м самолет был строго в конце фразы-отсчета штурмана "60", а на высоте 50 м -- строго в начале фразы-отсчета "50"?
Очевидно же, что сравнивать нужно начала соответсвующих фраз-отcчетов.
Хотя само наблюдение о перекрытии интересно. Оно похоже, сопровождает весь этот отсчет штурмана, начиная со 100 м:
10:40:48,7 10:40:49,4 ШТ 100
10:40:49,6 10:40:50,1 ШТ 90
10:40:50,0 10:40:51,3 ШТ 80
10:40:51,5 10:40:58,0 Звуковой сигнал ВПР 400 Гц
10:40:51,8 10:40:52,4 ШТ 60
10:40:52,3 10:40:53,1 ШТ 50
10:40:53,0 10:40:53,6 ШТ 40
10:40:54,5 10:40:55,2 ШТ 30
10:40:55,2 10:40:56,0 ШТ 20
Кстати. Пример, почему нельзя однозначно сопоставлять начало фразы с проговариваемой высотой. Как минимум 0,1 сек точность определения времени плюс время реакции штурмана. А между 40 и 30 штурману похоже пришлось сделать вдох.
Аватара пользователя
starr-per
Сообщения: 427
Зарегистрирован: 17 апр 2010, 19:22
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение starr-per »

ВВС писал(а):
starr-per писал(а):Блин. Хоть бы Леонов появился.
Тот сразу вкурит.
Схожие с тобой мысли уже были озвучены ранее. И САМ и я ВВС писали, что фактически самолет заходил на БПРМ как на торец ВПП, руководствуясь РВ. Резкое падение высоты обусловлено набегающим склоном. И ни какой там чумовой вертикальной.
Да,но только вопрос о просадке не вставал.
Все почему-то считают,что уход на автомате не сработал.И начинают объяснять конспирологией полученную траекторию
А он сработал и они уходили в нвбор с просадкой,причем не касаясь штурвала.Все совпадает со стенограммой.
Только все пытаются искать высоты в овраге и построили график с крнцом в воздухе.А потом начинают чесать репу-почему же так упала скорость.
А она не падала. Нужно совместить на стенограмме шум от стрижки берез с первым деревом(а может с роковоЙ березой,тут надо подумать),и начинать обратный отсчет.Причем на отсчеты штурмана можно внимания не особо обращать.Внизу склон поросший лесом.Стрелка РВ скачет как бешенная(спецы писали),он тараторит как из пулемета и естественно не успевает.
Единственная достоверная точка отсчет "100" по барику,и потом по скорости можно вычислить следующий через 7 сек.отсчет "100" но уже по РВ.
Он должен быть на глиссаде. отсчет "80" тоже должен быть на глиссаде,Уход с глиссады начался после команды 2П-"уходим"
Так что команда "горизонт"диспетчера последовала почти мгновенно,на высоте "50"
Аватара пользователя
Slavic
ЕХИДЕН
Сообщения: 2221
Зарегистрирован: 17 апр 2010, 12:36
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение Slavic »

Погрешность? Вы о чем?? Как такую погрешность наложить на расшифровку параметрического самописца. Не порите чушь!!
0,1с может длиться эхо :blum:
можете предложить свою версию.
ВВС
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 02 июн 2010, 13:31
Откуда: Тверь
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение ВВС »

ukcuka, я не считаю а читаю то, что предоставил МАК. И не верю своим глазам. Расшифровка речевого (в первоисточнике а не в стенограмме ентой) имеет временную шкалу, по которой и была распечатана эта стенограмма.
ЮрийА
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 13 апр 2010, 10:15
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение ЮрийА »

И еще одно.... Обычно если нет ожидаемого действия от автопилота то зачем ждать 10 сек. Если руды вперед не пошли то зачем КВС ждет 10 сек? Что то тут не так...
Без пар. ящика ничего не вычислить.
ukcuka
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 22 апр 2010, 12:53
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение ukcuka »

Д.Петров писал(а):
ukcuka писал(а):
Вы что, считаете, что на высоте 60 м самолет был строго в конце фразы-отсчета штурмана "60", а на высоте 50 м -- строго в начале фразы-отсчета "50"?
Очевидно же, что сравнивать нужно начала соответсвующих фраз-отcчетов.
Хотя само наблюдение о перекрытии интересно. Оно похоже, сопровождает весь этот отсчет штурмана, начиная со 100 м:
10:40:48,7 10:40:49,4 ШТ 100
10:40:49,6 10:40:50,1 ШТ 90
10:40:50,0 10:40:51,3 ШТ 80
10:40:51,5 10:40:58,0 Звуковой сигнал ВПР 400 Гц
10:40:51,8 10:40:52,4 ШТ 60
10:40:52,3 10:40:53,1 ШТ 50
10:40:53,0 10:40:53,6 ШТ 40
10:40:54,5 10:40:55,2 ШТ 30
10:40:55,2 10:40:56,0 ШТ 20
Кстати. Пример, почему нельзя однозначно сопоставлять начало фразы с проговариваемой высотой. Как минимум 0,1 сек точность определения времени плюс время реакции штурмана. А между 40 и 30 штурману похоже пришлось сделать вдох.
Да оно понятно, что штурман -- не автомат, а человек, и у него есть и своя скорость реакции и ритм дыхания и все такое прочее. Понятно, что его отсчеты имеют неизвестную неустранимую погрешность. Но если уж все-таки как-то сравнивать между собой моменты времени, в которые звучат его отсчеты, то уж точно не стоит сравнивать конец предыдущего отсчета с началом следующего! (Впрочем, это было мной написано для BBC, не для Вас.)
ЮрийА
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 13 апр 2010, 10:15
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение ЮрийА »

И хватит уже про высоты - проблема в самолете!
Аватара пользователя
Slavic
ЕХИДЕН
Сообщения: 2221
Зарегистрирован: 17 апр 2010, 12:36
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение Slavic »

И хватит уже про высоты - проблема в самолете!
экипаж?
Аватара пользователя
Ataman
Сообщения: 275
Зарегистрирован: 20 апр 2010, 15:29
Откуда: Волгоград
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0
Контактная информация:

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение Ataman »

ВВС писал(а):Вы себе представляете как выглядит расшифровка речевого самописца???
И как же? (боюсь даже попытаться представить...) :shok:
ЮрийА
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 13 апр 2010, 10:15
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение ЮрийА »

Slavic, Нет - автопилот.
Smallexis
Сообщения: 58
Зарегистрирован: 20 май 2010, 18:54
Откуда: Питер
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение Smallexis »

ВВС,
И ни какой там чумовой вертикальной.
Ну, если по РВ - то да, не было.

Тогда вопрос: а чё они с ДПРМ-то по РВ шли? Невменяемые?
Тогда и РП (по cooler'у) - врал про глиссаду...

И еще о "неверных координатах ВПП в FMS" -
1. РП говорит: "2, на курсе, глиссаде". А по FMS меньше километра!
КВС - "Курваааа, уходим!" Разве нет?
2. Какого хрена они на удалении 1км от "ВПП" оказались на 100м высоты если шли по глиссаде?
КВС - "Курваааа, уходим!" Разве нет?
Аватара пользователя
Slavic
ЕХИДЕН
Сообщения: 2221
Зарегистрирован: 17 апр 2010, 12:36
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение Slavic »

Slavic, Нет - автопилот.
про 10с уже писали - автопилот выводил, КВС это чувствовал. когда понял что выводит не достаточно - перешел на ручное управление. возможно до этого он управлял настройками АП
Аватара пользователя
Карапузик
Сообщения: 4839
Зарегистрирован: 14 апр 2010, 20:28
Откуда: г. Томск
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение Карапузик »

Smallexis писал(а):ВВС,
И ни какой там чумовой вертикальной.
Ну, если по РВ - то да, не было.

Тогда вопрос: а чё они с ДПРМ-то по РВ шли? Невменяемые?
Тогда и РП (по cooler'у) - врал про глиссаду...

И еще о "неверных координатах ВПП в FMS" -
1. РП говорит: "2, на курсе, глиссаде". А по FMS меньше километра!
КВС - "Курваааа, уходим!" Разве нет?
2. Какого хрена они на удалении 1км от "ВПП" оказались на 100м высоты если шли по глиссаде?
КВС - "Курваааа, уходим!" Разве нет?
конечно нет.. последний раз они на глиссаде были на удалении 2 км.. а 1 км они уже падали
ВВС
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 02 июн 2010, 13:31
Откуда: Тверь
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: В Смоленске упал самолет

Сообщение ВВС »

Ataman писал(а):
ВВС писал(а):Вы себе представляете как выглядит расшифровка речевого самописца???
И как же? (боюсь даже попытаться представить...) :shok:
Откройте любой редактор аудио или видео. Увидите внизу временную шкалу. Потом вставьте аудио файл. Все поймете. Так и выглядит расшифровка.
Закрыто Пред. темаСлед. тема