
НА СХЕМЕ:
Вверху слева:
Зел. - правильная траектория подхода к началу ВПП
Красн. - фактическая траектория подхода Ту-154
Черн. - ВПП
Сер. - высота аэродрома над уровнем моря
В середине:
Глубокий, в несколько десятков метров глубиной, овраг перед аэродромом стал причиной того, что радиовысотомер указал неправильное значение высоты
Вверху справа:
В этой фазе захода на посадку барометрический и радиовысотомер показывали одну и ту же высоту
Внизу слева:
Попытка поднять самолет, который имел значительную скорость снижения, не удалась
Внизу справа:
В этой точке пилот сориентировался, что находится слишком низко
РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОСЛЕДНИХ МИНУТ УКАЗЫВАЕТ НА ОШИБКУ ПИЛОТИРОВАНИЯ
Самолет Ту-154 вылетел из Окенця с 30-минутной задержкой. Прогноз, данный экипажу перед вылетом, не информировал об угрозе опасных явлений погоды на аэродроме в Смоленске. Только экипаж Як-40, который приземлился раньше, передал информацию об ухудшающейся погоде и густеющем тумане. Летчики не отдавали себе отчета в том, что они выполняют маневр на дне впадины, - сказал бывший руководитель обучения комсостава (?) ВВС полковник Петр Лукашевич.
Слабое оснащение аэропорта в Смоленске
Служба воздушного движения в Смоленске, после установления радиосвязи с экипажем, когда самолет был в нескольких десятках километров от места посадки, проинформировала о чрезвычайно сложных погодных условиях и предложила посадку на другом, лучше оснащенном аэродроме. Погодные условия, имеющие существенное значение для безопасной посадки, это высота облаков или расстояние между нижней границей облачности и поверхностью земли, высота эта также называется высотой принятия решения.
Другим параметром является видимость взлетно-посадочной полосы, или расстояние, с которого пилот способен увидеть взлетно-посадочную полосу или ее огни. Пилот, выполняющий заход на посадку в отсутствие видимости, черпает информацию о положении самолета относительно земли исключительно из показаний бортовых приборов. Это трудная задача, можно попробовать это понять, попытавшись спуститься по крутой лестнице с закрытыми глазами, руководствуясь только указаниями другого человека и не держась руками за перила.
Важную роль играет оснащение аэродрома и самолета навигационными приборами, облегчающими подход и приземление в условиях ограниченной видимости. Это системы приземления по приборам, которые могут взаимодействовать с автопилотом в самолете и благополучно довести самолет до посадки на землю в погодных условиях даже худших, чем те, что были на аэродроме в Смоленске.
Система приземления по приборам категории III B (ILS Cat. III B ), лучшая из обычно используемых на многих аэродромах, обеспечивает безопасную посадку при нижней границе облачности, равной 15 метрам, и видимости ВПП в пределах 75-200 метров. Президентский Ту-154 был оснащен бортовой системой для посадки по приборам категории I (высота облачности 60 и видимость 800 метров). К сожалению аэродром Северный не располагал наземным оснащением этого типа, в результате чего экипаж был вынужден выполнять так называемый неточный заход на посадку с использованием ненаправляющих (неведущих? не знаю, как перевести) радиомаяков или радиопередатчиков, взаимодействующих с бортовыми радиокомпасами. Экипаж также имел в своем распоряжении информацию о расстоянии и местоположении самолета относительно аэродрома, передаваемую оператором РЛС. К сожалению, он не имел точной информации о расстоянии до взлетно-посадочной полосы и положении самолета на траектории снижения, так как на аэродроме не было радара точного захода на посадку.
http://www.polskatimes.pl/stronaglowna/ ... ,id,t.html
по моим дилетантским "очучениям" они повелись на то, что показания высотомеров совпали в точке начала впадины и не обратили внимания на дальнейшие расхождения в их показаниях.. "забыли про овраги", что в общем странно, имхо.. бывали же там неоднократно, хоть и в другом составе, но польские экипажи, хотя им наверно этот овраг был пофигу при нормальной видимости и правильной глиссаде, поэтому не заострялись на нем
ЗЫ: прошу простить за ляпсусы в технических терминах