"Между тем специалисты технической комиссии, разбирающиеся с обстоятельствами катастрофы, в которой погибли президент Польши Лех Качиньский, его супруга и представители высшего руководства страны, пока не торопятся с выводами. Как сообщил "Ъ" один из участников расследования, пока техническая комиссия пришла к выводу, что условия, в которых совершал посадку Ту-154, были не просто сложными, а экстремальными. "Вероятность катастрофы при такой посадке была очень высока,— отметил эксперт.— Пилот президентского борта хорошо осознавал это и тем не менее пошел на неоправданный с точки зрения всех летных инструкций и обычного здравого смысла риск".
По словам специалистов, в момент посадки польского самолета над аэропортом висел густой туман, нижняя граница которого была всего в 30 м от поверхности. Прямая видимость в тумане составляла всего 200-400 м — это расстояние идущий на посадку самолет преодолевает за секунды, поэтому, как утверждают специалисты, президентские пилоты снижались в прямом смысле вслепую.
Конечно, сориентировать летчиков в тумане вполне могла бы навигационная система Ту-154, способная выстроить в пространстве траекторию снижения самолета — условную наклонную прямую глиссаду, заканчивающуюся на посадочной полосе в точке приземления. Однако навигационное оборудование Ту-154 работоспособно лишь в том случае, если курсоглиссадной системой посадки (Instrument Landing System, ILS) оборудован и сам аэропорт — на полосе должны быть установлены курсовые и глиссадные радиомаркеры, дополнительные световые приборы и пр. Военный же аэродром Северный системой ILS не оборудован. На нем установлено гораздо более примитивное оборудование системы посадки (ОСП) — по так называемым приводам. ОСП, состоящее из дальнего и ближнего радиомаркеров, всего лишь сигнализирует пилоту о прохождении машины над этими точками. О расстоянии до них ему постоянно сообщает диспетчер, а пилот, получая эти данные, рассчитывает в уме высоту, на которой должен в данный момент находиться. Для посадки по ОСП, как говорят эксперты, прямая видимость должна быть не менее 1800 м, а нижний край облачности соответственно располагаться выше 120 м от земли.
Как говорят участники расследования, еще на подлете к Северному местные диспетчеры сообщили президентскому экипажу о невозможности посадки и предложили ему уйти на запасной аэродром в Минск или Москву, однако командир настоял на том, чтобы дойти до точки принятия решения. Для пассажирского Ту-154 — это высота 100 м над аэродромом, опустившись до которой пилот должен решить, будет он садиться или откажется от посадки. Если лайнер опустится ниже, поднять его на нужную высоту будет уже невозможно. Пройдя контрольную точку, польский пилот, как говорят эксперты, уверенно продолжил снижение в тумане. Его странное поведение эксперты объяснить пока не могут, ссылаясь на неполноту проведенного расследования. "
http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1354712