Задача про самолет: ixbt.com в ступоре :)

Разговоры обо всем
Аватара пользователя
John Prick
Сообщения: 9236
Зарегистрирован: 12 янв 2006, 19:30
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 305 раз
Контактная информация:

re:ъБДБЮБ РТП УБНПМЕФ: ixbt.com Ч УФХРПТЕ :)

Сообщение John Prick »

Между прочим, эксперимент не так уж и сложно провести. Достаточно просто модели самолёта и полотна со следящей за двидением самолёта системой привода. Но при этом, как я уже сказал, скажутся инерционные свойства полотна, т.е. полотно "не успеет" за самолётом и он, естественно, взлетит. Но можно в систему привода полотна заложить расчёт скорости движения самолёта и задавать скорость полотна немного больше, чем скорость самолёта в данный момент. В идеальном случае эксперимент удастся, но это очень сложно.

Блин, а сам писал, что не сложно... Ну, слукавил... не так-то это и просто.
Аватара пользователя
winzard
Против жуликов и воров
Сообщения: 32828
Зарегистрирован: 25 апр 2004, 16:55
Настоящее имя: Максим Васенков
Откуда: пер. Юннатов
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0
Контактная информация:

re:ъБДБЮБ РТП УБНПМЕФ: ixbt.com Ч УФХРПТЕ :)

Сообщение winzard »

Эх, появилась бы эта задача в 2001 году, может никакого 11 сентября бы и не было :)

Чесслово, задачка какая-то странная. Сначала был 100% уверен, что не взлетит. Потом начал сомневаться. Практически прошел точку уверенности в том, что взлетит.
Но тут пришел Хакер, сказал, что взлетит и я снова засомневался.

Мы выяснили со 100% точностью три фактора:
1. Для того, чтобы взлететь, самолет должен двигаться относительно воздуха.
2. Движитель самолета отталкивается от воздуха, а не от поверхности транспортера.
1. В условиях задачи говорится о равности линейной скорости (ну, там угловая, но это явно кривизна) колес самолета и транспортера.

Я подумал вот что: если скорость полотна и линейная скорость поверхности шасси должны быть равны по условию, то полотно транспортера можно заменить на аналогичные по диаметру "шасси" которые будут располагаться в точности под шасси самолета и управляться с тем же законом, как и в условии - равенство угловых скоростей.
Представили себе такую систему? А теперь скажите, как с такого "колесного" транспортера может съехать самолет? Скорости-то вращения шасси и колес транспортера равны по условию.

Интересно, в чем я ошибся?
Аватара пользователя
John Prick
Сообщения: 9236
Зарегистрирован: 12 янв 2006, 19:30
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 305 раз
Контактная информация:

re:ъБДБЮБ РТП УБНПМЕФ: ixbt.com Ч УФХРПТЕ :)

Сообщение John Prick »

2. Движитель самолета отталкивается от воздуха, а не от поверхности транспортера.  
Но если он неподвижен относительно воздуха, а воздух неподвижен относительно Земли, он не взлетит. Попробовали бы вы взлететь просто так, с места. :)
Аватара пользователя
Aml
Сообщения: 16662
Зарегистрирован: 23 окт 2004, 00:10
Настоящее имя: Сергей Амелин
Откуда: Смоленск, Николаева
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 58 раз

re:ъБДБЮБ РТП УБНПМЕФ: ixbt.com Ч УФХРПТЕ :)

Сообщение Aml »

Примем, что имеется в виду не угловая скорость колеса, а линейная скорость прилегающего к поверхности участка Улыбка Так проще? Улыбка
Нет. Так как раз не проще. Я уже писал, что такое условие выполняется всегда в отсутствие пробуксовки и задача становится еще менее корректной. :)
at_hacker
Сообщения: 6559
Зарегистрирован: 16 апр 2004, 00:51
Откуда: Москва, северо-запад
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 8 раз

Re: Задача про самолет: ixbt.com в ступоре :)

Сообщение at_hacker »

Electric bear писал(а):По условию задачи линейная скорость вращения колеса самолета равна линейной скорости вращения полотна и направлены в противоположные стороны (сравнивать можно только линейные скорости, т.к. если равны угловые, то необходимы дополнительные параметры колеса и дорожки). В системе координат, связанной с атмосферой Земли, самолет неподвижен. То есть, самолет неподвижен относительно воздуха. Подъемной силы нет, поэтому самолет не взлетит.  :(
Интересно, почему все считают, что равновесие возможно только при неподвижности самолёта относительно земли, и невозможно в случае, если самолёт движется? Допустим, он достиг взлётной скорости и движется прямолинейно и равномерно. Всё будет точно таким же -- скорости колёс и дорожки равны, но при этом имеется необходимый набегающий поток. Короче, самолёт по-любому взлетит :-)
at_hacker
Сообщения: 6559
Зарегистрирован: 16 апр 2004, 00:51
Откуда: Москва, северо-запад
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 8 раз

re:ъБДБЮБ РТП УБНПМЕФ: ixbt.com Ч УФХРПТЕ :)

Сообщение at_hacker »

Короче, предлагаю ставить натурные эксперименты :-) Взять беговую дорожку, которая крутицца с заведомо высокой скоростью. Поставить туда человека на роилках и его потянуть со скоростью, которая будет ниже, чем бежит дорожка :-) Если его удастся утянуть при этих условиях (а его удастся утянуть!), то самолёт взлетит :-)
Аватара пользователя
avs
Сообщения: 945
Зарегистрирован: 02 окт 2003, 18:58
Откуда: Смоленск
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

re:ъБДБЮБ РТП УБНПМЕФ: ixbt.com Ч УФХРПТЕ :)

Сообщение avs »

Во блин темка, за пол дня сообщений на 13 страниц :) !

Года три назад читал обсуждение этой задачи на investo.ru
Это там на батутах людей собирались транспортировать :lol:

Моё imho - взлетит.
Те кто не согласен, приведите мне аргумент, из условия задачи,
почему не может начаться движение (взлет пока не обсуждаем)
Аватара пользователя
Aml
Сообщения: 16662
Зарегистрирован: 23 окт 2004, 00:10
Настоящее имя: Сергей Амелин
Откуда: Смоленск, Николаева
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 58 раз

re:ъБДБЮБ РТП УБНПМЕФ: ixbt.com Ч УФХРПТЕ :)

Сообщение Aml »

Всё будет точно таким же -- скорости колёс и дорожки равны, но при этом имеется необходимый набегающий поток
Вот про это я и писал 10 страниц назад :) Скорость вращения колеса (если имеется в виду линейная скорость в точке сасания с транспортерной лентой) всегда равна скорости транспортерной ленты. Если они не равны - то пробуксовка. Это справедливо для любой поступательной скорости свмолета - от нуля до бесконечности. Даже если лента транспортера потащит самолет хвостом вперед, то все равно условия равенства скоростей будет соблюдаться.
Всвязи с этим условие задачи
Оно имеет систему управления, которая отслеживает и подстраивает скорость движения полотна таким образом, чтобы скорость вращения колес самолета была равна скорости движения полотна.
- это бред сивой кобылы. Никакой системы управления для этого не нужно - законы физики рулят . :)
А поскольку из формулировки задачи не следует однозначного вывода, будет поступательное движение у самолета или нет - то теоретически задача не имеет однозначного решения. Если же учесть ограничения, накладываемые грозным сопроматом, то обеспечение нулевой поступательной скорости практически невыполнимо. Но и в этом случае самолет не взлетит - шасси разрушится. Или взлетит, если у движка транспортера не зватит оборотов. Опять нет однозначности решения. Поэтому вы друг другу и морочаете голову целый день. :lol:
Аватара пользователя
Aml
Сообщения: 16662
Зарегистрирован: 23 окт 2004, 00:10
Настоящее имя: Сергей Амелин
Откуда: Смоленск, Николаева
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 58 раз

re:ъБДБЮБ РТП УБНПМЕФ: ixbt.com Ч УФХРПТЕ :)

Сообщение Aml »

Те кто не согласен, приведите мне аргумент, из условия задачи,
почему не может начаться движение (взлет пока не обсуждаем)
Аргумент. Чтобы тело перевести из состояния покоя в движение, нужно чтобы сила воздействия превысила силу трения (физика 6 класс по старой программе
:) ). Если искуственно увеличить силу трения качения (а это обеспечивает очень большая скорость вращения ленты транспортера), то движения вперед не будет. Более того, никро не машает транспотрету (теоретически) потянуть самолет назад.
Аватара пользователя
avs
Сообщения: 945
Зарегистрирован: 02 окт 2003, 18:58
Откуда: Смоленск
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: re:ъБДБЮБ РТП УБНПМЕФ: ixbt.com Ч УФХРПТЕ :)

Сообщение avs »

Aml писал(а): Чтобы тело перевести из состояния покоя в движение,
нужно чтобы сила воздействия превысила силу трения (физика 6 класс по старой программе  :) ).
Ну неохота вспоминать 6 класс, рисовать там вектора направления силы т.д.

В условии задачи сказано :
что лента подстраивает свою скорость под равную скорости колес.

Если бы это был автомобиль, то понятно что он не будет двигаться,
т.к. движение автомобиля происходит от крутящего момента колес.
А в примере с самолетом движение начинается при воздействии силы на корпус->шасси->колеса
и сила воздействия направлена в противоположную сторону(чем в примере с автомобилем).
Задача транспортера(по условию задачи) подстраиваться под скорость колес
(жаль конечно что постановщики задачи не конкретизировали, - что имелась ввиду не угловая скорость колес,
а как я понимаю скорость передвижения колес относительно стороннего наблюдателя)
таким образом если пилот не нажал на тормоза :)
шасси побарабану связка колеса полоса.
Аватара пользователя
avs
Сообщения: 945
Зарегистрирован: 02 окт 2003, 18:58
Откуда: Смоленск
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

re:ъБДБЮБ РТП УБНПМЕФ: ixbt.com Ч УФХРПТЕ :)

Сообщение avs »

Таким образом, не нарушая логику и условия задачи,

самолет начинает движение отталкиваясь корпусом от воздуха при помощи двигателей,
при этом скорость вращения колес равна нулю,
а скорость перемещения дорожки равна скорости перемещения самолета,
который благополучно взлетает, причем даже чуть быстрее чем в обячных условиях :)
Belikov
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

re:ъБДБЮБ РТП УБНПМЕФ: ixbt.com Ч УФХРПТЕ :)

Сообщение Belikov »

Ужоснах! :) 13 страниц! Пока ещё ничего не читал, кроме условия. Проголосовал "Не взлетит" поскольку на первый взгляд вся картина равносильна неподвижному самолёту, которому просто раскрутили колёса. Вроде всё проще пареной репы и никакого подвоха не замечаю.
Аватара пользователя
winzard
Против жуликов и воров
Сообщения: 32828
Зарегистрирован: 25 апр 2004, 16:55
Настоящее имя: Максим Васенков
Откуда: пер. Юннатов
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0
Контактная информация:

re:ъБДБЮБ РТП УБНПМЕФ: ixbt.com Ч УФХРПТЕ :)

Сообщение winzard »

Вроде всё проще пареной репы и никакого подвоха не замечаю.
Ага :) Проще. 13 страниц.
Думаю, не прикрыть ли тему по крайней мере до вечера. Народу же работать надо :)
Аватара пользователя
deesnark
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 21 окт 2003, 23:09
Откуда: Смоленск Киселевка
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 0
Контактная информация:

re:ъБДБЮБ РТП УБНПМЕФ: ixbt.com Ч УФХРПТЕ :)

Сообщение deesnark »

Да, народ и поночам не спит ! Ладно, а если колеса в сторону и поставить самолет на лыжи с трением стремящимся к нулю, ну как? неужели не взлетит?
Belikov
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

re:ъБДБЮБ РТП УБНПМЕФ: ixbt.com Ч УФХРПТЕ :)

Сообщение Belikov »

Прочитал до конца. Никакого подвоха оказывается и нет. Ещё раз: ужоснах! :) Как же сильна любовь всё усложнять! Ответ ведь очевиден даже не прибегая к физике (потому что кроме физики для решения любой задачи как правило ещё и логика нужна)... Предположим противное: пусть самолёт действительно взлетит. Тогда зачем оборонка вкладывает столько денег в авианосцы? Не проще было бы построить маленький авианосец ввиде этакого лифта, у которого сверху была бы бегущая дорожка? И заодно сажать самолёты по той же логике, по которой они будут с него взлетать.
Георгий писал(а):самолет толкается не колесами от покрытия транспортера, а турбинами от воздуха, поэтому пофиг что под колесами транспортер, он все равно начнет двигаться вперед и в итоге взлетит.
Это верно для уже летящего самолёта. Но пока он стоит на беговой дорожке, которая делает невозможным его перемещение в воздушном пространстве, никакими полётами не пахнет.
Аватара пользователя
Aml
Сообщения: 16662
Зарегистрирован: 23 окт 2004, 00:10
Настоящее имя: Сергей Амелин
Откуда: Смоленск, Николаева
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 58 раз

re:ъБДБЮБ РТП УБНПМЕФ: ixbt.com Ч УФХРПТЕ :)

Сообщение Aml »

потому что кроме физики для решения любой задачи как правило ещё и логика нужна
Belikov, логика у тебя какая-то странная :) . Начнем с того, что аналоги транспотретной ленты на авианосцах как раз таки активно используются. И называются тормозами :) - держат самолет на месте, пока двигатель не наберет максимальные обороты.
И спор состоит не в том, поможет или нет транспортер взлету, а сможет ли воспрепятствовать :) Поэтому транспортеры и не применяются - воспрепятствовать взлету можно более простыми способами :)
Чего тут непонятного.
Electric bear, а не поняли вы главного: для того, чтобы поддерживать самолет неподвижным, когда он в отсутствии транспортера разогнался бы до 250 км/ч, лента транспортера должна двигаться не со скоростью 250 км/ч, а намного больше (в принципе, можно посчитать точно, но как минимум 2500 км/ч, а то и 25000 км/ч) - закон сохранения энергии рулит.
:lol:
Мак(им Неизве(тный
Сообщения: 923
Зарегистрирован: 15 май 2004, 20:18
Откуда: Смоленск, Кловка
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0
Контактная информация:

re:ъБДБЮБ РТП УБНПМЕФ: ixbt.com Ч УФХРПТЕ :)

Сообщение Мак(им Неизве(тный »

Люди, вы еще что то здесь обсуждаете? :)
Аватара пользователя
Aml
Сообщения: 16662
Зарегистрирован: 23 окт 2004, 00:10
Настоящее имя: Сергей Амелин
Откуда: Смоленск, Николаева
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 58 раз

re:ъБДБЮБ РТП УБНПМЕФ: ixbt.com Ч УФХРПТЕ :)

Сообщение Aml »

Люди, вы еще что то здесь обсуждаете? Улыбка
Еще как. Мы по-прежнему спорим, сможет ли Мюнхаузен вытащить себя за волосы из болота или нет. Я утверждаю, что при определенных условиях - сможет
:)
Storm
Сообщения: 4784
Зарегистрирован: 19 ноя 2004, 11:44
Откуда: Smolensk
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 3 раза
Контактная информация:

re:ъБДБЮБ РТП УБНПМЕФ: ixbt.com Ч УФХРПТЕ :)

Сообщение Storm »

для того, чтобы поддерживать самолет неподвижным, когда он в отсутствии транспортера разогнался бы до 250 км/ч, лента транспортера должна двигаться не со скоростью 250 км/ч, а намного больше (в принципе, можно посчитать точно, но как минимум 2500 км/ч, а то и 25000 км/ч) - закон сохранения энергии рулит.  
:lol: :lol: :lol: Не, в этом случае он точно улетит. Тока назад.
Ленту транспортера то тоже чего то крутит.
П.Сы. Трением в опоре или подвесе принебречь. :D
Аватара пользователя
Aml
Сообщения: 16662
Зарегистрирован: 23 окт 2004, 00:10
Настоящее имя: Сергей Амелин
Откуда: Смоленск, Николаева
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 58 раз

re:ъБДБЮБ РТП УБНПМЕФ: ixbt.com Ч УФХРПТЕ :)

Сообщение Aml »

Electric bear, объяснял уже два раза. Но ничего, повторениие - мать учения. :)
Чтобы самолет оставался неподвижным, ныжно чтобы баланс сил был равен нулю (физика, 6 класс).
С одной стороны - сила тяги двигателей. С другой стороны - сила трения в подшипниках шасси. Никаких других сил к самолету не прикладывается.
Для того, чтобы сила трения в подшитниках была столь огромной (тягу двигателей представляете?), нужно, чтобы колеса вращались с очень большой скоростью. А для этого нужно, чтобы лента транспортера их до этой скорости раскручивала (больше их крутить нечему). При этом вся энергия, которую двигатели пытаются придать самолету, преобразуется в тепло в подшипниках шасси. Мошность двитателей известна. Коэф. трения в подшипниках можно посмотереть в справочнике. Поэтому несложно посчитать, какое расстояние колесо должно прокатываться по дорожке транспотрера в единицу времени, чтобы работа силы трения была равна работе, совершаемой двигателями.
Очевидно, что при 250 км\ч работа силы трения пренебрежима мала по сравнению с работой двинателей (ведь по вслетной дорожке еолесо крутится именно с такой скоростью). Ведь двигатели еще преодолевают сопротивление воздуха и придают нехилое ускорение многотонной махине самолета. Поэтому для соблюдения закона сохранения энергии скорость вгащения колеса должна быть в сотни- тысяси раз больше номинального режима.
Аватара пользователя
Aml
Сообщения: 16662
Зарегистрирован: 23 окт 2004, 00:10
Настоящее имя: Сергей Амелин
Откуда: Смоленск, Николаева
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 58 раз

re:ъБДБЮБ РТП УБНПМЕФ: ixbt.com Ч УФХРПТЕ :)

Сообщение Aml »

Примечание: по условию задачи линейная скорость колеса самолета равна линейной скорости дорожки транспортера.
Дополнение - это условие говорит об отсутствии пробуксовки и ни о чем более. Справедливо при любых скоростях (от нулевой до бесконечности)
Аватара пользователя
avs
Сообщения: 945
Зарегистрирован: 02 окт 2003, 18:58
Откуда: Смоленск
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

re:ъБДБЮБ РТП УБНПМЕФ: ixbt.com Ч УФХРПТЕ :)

Сообщение avs »

Кстати [Maks] привел удачный пример.
Но его, с примером at_hackera почемуто не замечают.

Пусть при всех прочих одинаковых условиях вместо самолета
человек на стуле(на колесиках) отталкивается ногами от стены.
Что тоже на месте будет стоять?
Аватара пользователя
Aml
Сообщения: 16662
Зарегистрирован: 23 окт 2004, 00:10
Настоящее имя: Сергей Амелин
Откуда: Смоленск, Николаева
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 58 раз

re:ъБДБЮБ РТП УБНПМЕФ: ixbt.com Ч УФХРПТЕ :)

Сообщение Aml »

Пусть при всех прочих одинаковых условиях вместо самолета
человек на стуле(на колесиках) отталкивается ногами от стены.
Что тоже на месте будет стоять?
Да, если транспотрет будет очень быстро крутится и будет соблюдаться баланс энеергии. А если раскрутить транспортер еще сильнее, что человера со стулом размашет по стене :)
Ответить Пред. темаСлед. тема